В последнее время очень актуальной проблемой становится нежелание детей читать. Причиной этого, скорее всего, является пассивность в привитии навыков чтения. На фоне информационного пространства телевидением, компьютерными играми. Мы всё меньше внимания уделяем чтению литературы. Отсюда возникают проблемы в школе: низкая техника чтения текстов, сложность понимания условий задач на математике, ошибки при выполнении письменных заданий.

Есть дети, которые бегло и толково читают уже в пятилетнем возрасте, другим в шестом классе параграф по истории читает мама. Один выучивается читать сам, над другим трое умных учителей бьются, а он так и не может толком научиться читать в течение всего школьного обучения и неприятие печатного текста распространяется у него до взрослого возраста.

Умение читать не зависит целиком от интеллекта ребёнка. На обучение чтению может оказывать влияние целый ряд факторов и причин трудностей в чтении может быть много. Например, неуверенность ребёнка, нарушения взаимодействия отдельных функций мозга, нарушение зрения или слуха, невнимание учителей к психологическим особенностям ребёнка, плохое семейное воспитание и т.п. Наша задача – диагностировать причину и устранить её, тогда процесс обучения чтению будет проходить успешно, и книга станет неотъемлемой частью жизни ребёнка.

Также успех и неуспех в обучении чтению может зависеть от типа темперамента ребёнка, то есть от скорости и глубины реакции. В результате медлительного ребёнка (флегматика) часто незаслуженно учителя зачисляют в двоечники. Зато холерик материал усвоит быстрее (что в школе самое главное), но знания быстро улетучатся, память у него короткая, а с флегматиком они останутся на всю жизнь. Поэтому все психологические особенности ребёнка надо обязательно учитывать и подбирать соответствующие методы обучения чтению.

Как можно помочь ребёнку научиться читать?

1. Нужно подбирать интересные тексты, чтобы их чтение не утомляло ребёнка, побуждало желание прочитать текст до конца.

2. Ежедневно выделите хотя бы полчаса в день для чтения вслух, старайтесь приучить ребёнка к тому, что нужно читать каждый день.

3. Не забывайте, что ведущий вид деятельности ребёнка – это игра, поэтом и при чтении создавайте игровые ситуации.

Например, вы и ваш ребёнок тренируетесь в чтении текста на время («Кто быстрее прочитает?)». Для младших школьников будут интересны игры с применением карточек с напечатанными на них словами и карточек с изображающими их предметами («Прочитай и найди соответствующую картинку»). Проведите конкурс на лучшего чтеца (особенно хорошо, если в семье двое детей). Это лишь малый перечень игр, которые вы можете провести с детьми.

4. Самое простое и эффективное средство привития у ребёнка любви к чтению – ваш личный пример. Если ребёнок будет часто видеть вас с книгой, тогда и для него чтение не станет проблемой.

Никогда не рано и никогда не поздно. Здесь важен не возраст, а готовность ребёнка к обучению чтению, и готовность сделать это грамотно. Возраст для обучения чтению у каждого ребёнка индивидуален. Готовить же к обучению чтению следует с самого рождения: тренировать слух, внимание, память, развивать речь. По мере того, как развивается речь и мышление ребёнка, путешествие по огромному миру книг будет продолжаться. Дети очень любопытный народ, они желают знать всё обо всём, мучая бесконечным вопросом «почему?».

Выбирать книги надо в соответствии с возрастом ребёнка. До тех пор, пока он не научится читать бегло, приобретать надо только хорошо иллюстрированные книги, причём желательно, чтобы иллюстрация соответствовала тексту, приведённому на той же странице.

Каждый день читайте ребёнку. Но это не значит, что вы должны гоняться за ним с книжкой. Наоборот, всячески провоцируйте его на то, чтобы он просил вас почитать.

Обучение чтению

Если ребёнок не проявляет интерес к буквам и тем более к чтению – значит, вы не смогли правильно подобрать методику обучения чтению.

Основные правила при обучении ребёнка чтению:

– обучение чтению должно идти через развитие слухового и зрительного восприятия, развития внимания, памяти, мышления, через развитие речи;

– для каждого ребёнка метод обучения должен быть индивидуальный (недопустимо всех и каждого обучать по таблицам и кубикам Зайцева, или по букварю Жукова);

– темп обучения у каждого свой и он должен соответствовать темпераменту, возрасту и уровню интеллектуального развития в данный момент;

– обучение чтению должно проходить в игровой форме;

– результаты чтения сравниваются со стартовой точкой обучения, поощряются незначительные успехи.

Настройте своего ребёнка на то, что читать он должен обязательно научиться. И что читать он учится не потому, что этого вы хотите, и не потому, что соседский Петька уже читает. Ваш ребёнок должен усвоить, что это нужно и интересно именно ему. Приобретённый навык нужно постоянно развивать. Главное – быть терпеливыми, хвалить даже самые маленькие успехи. Ваша поддержка и одобрение будут очень стимулировать интерес ребёнка к чтению, желание научиться быстро и грамотно.

Отработка техники чтения

Итак, наступает момент, и ребёнок начинает читать. Можно только строить версии того, как в голове ребёнка буквы объединяются в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения, а предложения – в текст, который нужно ещё понять. Каждый ребёнок идёт к этому моменту своим, непостижимым для нас путём.

Но для того, чтобы читать бегло и быстро, нужно, конечно же, тренировать технику чтения. Очень успешно можно использовать метод «Заплечного чтения». Поиграйте с ребёнком в диктора телевидения. Ситуация такая: ваш ребёнок – диктор телевидения, и через несколько минут ему предстоит прочитать выпуск последних новостей. Он садится за стол (хорошо бы, если на столе стоял импровизированный телевизионный экран) и берёт газету в руки. Звучит сигнал: «Прямой эфир!» – и «диктор» принимается за работу. Читать ему следует не торопясь, чётко проговаривая слова. Он может читать медленно, но вот уж что точно не предусматривает жанр работы диктором, так это запинаться, заикаться и надолго замолкать. И в этом непростом деле нашему диктору будете помогать вы – «заплечник». Вы становитесь за спиной сидящего за столом диктора и из-за его плеча следите за процессом чтения. Вам надо быть начеку. Только диктор замешкался, ещё не успел сделать ошибку – вы тут как тут. Громким голосом штопаете образовавшуюся в новостях брешь – до тех пор, пока диктор, не пришёл в себя и начал без спотыканий читать текст дальше.

Газетный текст читать трудно. Ваш ребёнок хочет читать про животных? Отлично. Тогда он будет ведущим телевизионной передачи « В мире животных». Предложите вашему ребёнку поменяться ролями. Теперь его роль поработать заплечником. Ну а вы тоже можете представлять опасность для эфира, например, приступами кашля, который вы, конечно, подавляете, но читать в эти моменты не можете. Тут-то вас и выручает своим голосом бдительный заплечник.

Есть ещё очень много методов тренировки чтения детей. Главное, чтобы это занятие не было скучным и навязывалось ребёнку. Придумывайте игровые ситуации, разыгрывайте литературные эпизоды по ролям, проводите театрализованные выступления, привлекайте к читательским тренингам других членов семьи. То, как будет читать ваш ребёнок, зависит только от вас.

Включите своё воображение, сделайте чтение ребёнка интересным, а ребёнка – заинтересованным читателем!

Как привить ребёнку любовь к чтению?

Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.

Самое верное воспитание – это вести себя с ребёнком так, как вы требуете от него. И приобщение ребёнка к чтению начинается с приобщения к чтению родителей. Как часто вы читаете? Что любите читать? Как часто ребёнок видит вас читающим? Как часто дома вы разговариваете о книгах? Как часто вы покупаете книги?

Возьмите в руки любимую старую книгу, с интересом расскажите сюжет и предложите почитать вместе или просто почитайте ребёнку вслух. Если вы начнёте читать с увлечением, то и процесс приобщения к книге станет приятным и интересным для вас обоих. Расскажите ему о своих любимых книгах, о книгах, которые вы читали в детстве.

Наведите порядок в вашей библиотеке и пригласите ребёнка помочь вам протереть книги. Разбирая литературу, объясняйте, о чём и для чего каждая книга (энциклопедия, словари, научно-популярная литература, художественная литература), расскажите о литературных жанрах, основных терминах (поэзия, проза, роман и т.п.).

Во время уборки порекомендуйте своему ребёнку какую-нибудь небольшую книгу, рассказав о её особенностях. У ребёнка обязательно нужно вызвать интерес к книге, чтобы появилось желание взять её и прочитать. Для этого сначала нужно знать, чем он интересуется: музыкой, техникой, космосом, животными. Как родители, вы наверняка знаете, какие сферы интересов у вашего ребёнка, поэтому книгу вам будет подобрать не очень сложно.

Но к выбору книги, которую вы рекомендуете, подход должен быть осторожным. Очень важно, чтобы книга не отпугнула его сложностью. Обратите внимание на размер шрифта, наличие картинок, стиль изложения. Пусть эта книга будет не большая, но с крупным шрифтом и красочно оформлена. Очень хорошо, если книга будет первой в какой-то серии, чтобы можно было дальше подкреплять интерес его продолжением.

И пусть поход в книжный магазин и покупка станут для ребёнка праздником! Заранее оговорите, сколько книг купите, и о чём они будут.

Ребёнок должен чувствовать радость от приобретения новых книг и гордость за себя, ведь он заслужил этот праздник.

Попробуйте сами писать книги. Например, можно составить сборник о змее, о дружбе, о животных и т. п. Иллюстрации можно вырезать из старых журналов или нарисовать самостоятельно. Ещё интересней, если вы делаете самодельные книжечки вместе с ребёнком. Составьте книжку про вашего сына или дочку, детям нравится слушать истории про самих себя.

Игровые моменты по привлечению ребёнка к чтению:

После прочтения ребёнком книги проведите небольшую викторину, за все правильные ответы положен приз – новая книга, которую ребёнок выберет сам.

Некоторые дети очень любят вести читательские дневники, в которых делают пометки, комментарии, и даже иллюстрации к главам книги.

Очень интересно устраивать «громкие читки», разбивая текст по ролям или абзацам.

Если ребёнок любит комиксы, можно выбрать несколько картинок из какой-нибудь книги и предложить составить по ним рассказ. А затем сравнить, как это сделал автор.

Ребёнку трудно, почти невозможно даже небольшой текст сразу прочесть гладко, соблюдая интонацию. Нои читать несколько раз одно и тоже ему скучно. Придумайте какой-нибудь мотив, чтобы ему захотелось потренироваться: «Прочитаем вечером папе», «Поиграем в школу. Ты будешь учителем и научишь меня читать». И хвалите его, хвалите!

Не надо забывать, что процесс привлечения к чтению должен быть постоянным, планомерным и ненасильственным. Только тогда чтение перейдёт в привычку.

Роль домашней библиотеки и семейных чтений.

Домашняя библиотека – важная часть семейного уклада, влияющая на воспитание детей самим фактором своего наличия. Подбор книг и организация домашней библиотеки зависит от особенностей семьи, но существуют некоторые общие принципы, которые помогают разумному её формированию и хранению.

Подбор книг для домашней библиотеки диктуется, конечно, интересами семьи. Как правило, любую библиотеку можно условно разделить на несколько основных частей: художественная литература, научно-популярная литература, специальная литература, связанная с профессиональной деятельностью семьи, детская литература. Также дома необходим некоторый справочный фонд. Минимальный набор такого рода книг, как энциклопедический словарь, толковый словарь русского языка, словарь иностранных слов, атлас мира. Для домашней библиотеки стоит также подбирать книги, которые хотите со временем оставить своим детям, и которые не потеряют своей художественной ценности.

Будет очень хорошо, если у ребёнка будет своя книжная полка, на которой он сам будет наводить порядок, комплектовать её. Ребёнок должен видеть бережное отношение к книге, красивые обложки, оригинальные закладки, сделанные своими руками Если вы хотите, чтобы ваши дети легко ориентировались в большой домашней библиотеке. Введите обозначения на полках. Вместе с ребёнком вы можете сделать специальные разделители, обозначающие разделы фонда вашей библиотеки. Например, на полке вашего ребёнка вы можете сделать такие разделы: сказки, приключения, фантастика, стихи, рассказы о животных и т. п. Очень скоро вы заметите, что книги аккуратно ставятся на нужное место.

Кроме того, заинтересовавшись одной книгой, ребёнок увидит и другие книги по этой теме – в этом тоже важная роль домашней библиотеки и тематической расстановки книг.

Будет ли у ребёнка сформирован устойчивый интерес к чтению, по большому счёту зависит от родителей: от того, является ли семья читающей, является ли чтение одним из способов проведения семейного досуга, имеются ли традиции семейного чтения.

Как правило, под семейным чтением подразумевают общее или только взрослыми для детей чтение вслух. Процесс чтения вслух содержит в себе очень важный для развития и воспитания ребёнка момент совместного действия с родителями.

Кроме того, доказано, если ребёнок рано начинает слышать выразительное чтение текстов, написанных хорошим языком, то его собственная речь развивается быстрее и становится богаче, чем у детей, слышащих только разговорную речь.

Семейное чтение – важная часть домашнего уклада, если оно превращено в ритуал. Например, чтение вслух, когда все уже собрались после рабочего дня, после ужина или перед сном. Важно не превращать чтение в орудие поощрения или наказания. Не стоит говорить: «Уберёшь игрушки – почитаю». Лучше сказать так: «Чем быстрее ты уберёшь игрушки, тем больше мы успеем почитать».

Ритуал семейного чтения не должен зависеть от поведения ребёнка или настроения взрослых в течение дня, иначе пропадёт интерес к чтению, так как процесс будет связан с неприятными эмоциями. Если чтение происходит днём, то очень важно, чтобы это было не в суете, одновременно с домашними делами, а как специальное занятие. В это время ничего не должно отвлекать ребёнка: телевизор, музыка, телефонные звонки, хождение взрослых по комнате будут мешать ему.

После чтения коротких сказок и рассказов можно переходить к большим книгам, растягивая удовольствие на несколько дней.

Очень важно не прекращать чтения вслух, когда дети уже научились читать сами. Во-первых, самостоятельное чтение на первых порах представляет для ребёнка нелёгкую работу и он ещё долго не сможет получать удовольствие от сюжета книги просто потому, что всё внимание сосредоточено на правильном прочтении слов. Во-вторых, – и это главное – семейное чтение является важнейшим моментом общения детей и родителей, ведь оно предполагает и сидение рядом (а для развития детей тактильные ощущения столь же важны, как и другие), и сопереживание, и обсуждение.

Закончив чтение, предложите ребёнку самому подумать о том, что будет в книге дальше. На следующий день перед началом чтения попросите напомнить вам о том, что было раньше и какое развитие действий он себе представляет. Это помогает ребёнку лучше вникнуть в текст, развивает его речь и воображение.

Если вы развили в ребёнке потребность к чтению, то он будет с нетерпением ждать, когда ему почитают, и получит удовольствие от общения со взрослыми.

Вот ребёнок научился читать! Однако напрасно вы думаете, что теперь он возьмёт книгу сядет в уголок и начнёт с интересом читать. Ничего подобного. Ваш ребёнок пока только учится, он ещё не может получать удовольствие от собственного чтения. Хотите, чтобы он читал? Пусть читает вам вслух, но понемногу, а вы и другие члены семьи с интересом слушайте и обязательно хвалите маленького чтеца.

Для того, чтобы вырастить настоящего книголюба, родителям нужно следовать некоторым правилам:

Родители – первые собеседники и первые учителя ребёнка.

Приучайте своего ребёнка бережно обращаться с книгой.

Постарайтесь показать ребёнку преимущества чтения: возможность получать хорошие оценки по литературе, увлекательно провести время, не вставая с дивана и т. п.

Пробуждайте интерес к литературе силой собственного примера.

Не сравнивайте его достижения в чтении с достижениями других детей.

Чтобы ребёнок полюбил чтение, он должен твёрдо усвоить, что чтение – не наказание, а поощрение. Если вы хоть раз скажете «Ты плохо читаешь. Не пойдёшь гулять, не будешь смотреть телевизор и т. п., пока не начнёшь хорошо читать», вы убедите своего ребёнка, что чтением наказывают. Но если он видит, что все члены семьи часто и с удовольствием читают, то поймёт, что читать самому интересно.

Помните, что ваш ребёнок ещё в самом начале пути в чудесный книжный мир и очень важно не упустить время, которое так благодатно для становления ЧИТАТЕЛЯ.

Литература: Бочкарева А.В.


Е сли вы считаете, что современные дети не любят читать, загляните в любой книжный магазин. От многообразия детских изданий у вас перехватит дух. А раз есть предложение, значит, есть и спрос. Так что читающий ребенок – не такое уж и редкое явление. Скорее, наоборот, все дети любят читать, но не все родители знают об этом. О том, как научить ребёнка любить книги, мы поговорили с психологом-консультантом сайта Школа Семи Гномов , автором развивающих книг для детей-дошкольников Дарьей Колдиной.

– Если в советском детстве, кроме книг, получить информацию было негде, то у современных малышей альтернативных источников информации более, чем достаточно. Так ли нужны современным малышам книги?

– В первую очередь нужно определиться, в чём мы видим предназначение книги. Книга для ребёнка – это не просто источник информации. Это эмоции, удовольствие, всестороннее развитие, новые знания, уроки воспитания. Можно ли всё это получить другим способом? Можно, но хорошо, когда есть разнообразие и выбор. Приведу аналогию с питанием. Составляя меню, мы исключаем жирные, острые и солёные блюда, не пичкаем ребёнка конфетами. Но и не кормим его одной только гречневой кашей, хоть она и очень полезна. Так же и с источниками знаний: они должны быть адекватными и дозированными.

Кстати, сомневаюсь, что советские дети много времени проводили за книгами, часть знаний они получали во время совместных дворовых игр, различных общественных мероприятий, культпоходов, в секциях и кружках по интересам и т.п.

– Получается, мы не так уж сильно отличаемся от наших детей? Значит, малышей из 21 века тоже можно научить любить книги?

– Конечно, можно. Более того, очень многие современные дети любят читать. Сейчас активно переиздаются старые советские книги, выпускаются новые современные. Так что родители без проблем смогут подобрать для своего ребёнка именно те книги, которые подойдут ему по возрасту, характеру и интересам.

– На любовь к книгам влияет очень много факторов: культура семьи, образец для подражания в виде читающих родителей, хорошая детская библиотека. К тому же, все дети разные. Одни спокойные и предпочитают тихие игры, другие не могут и минуты усидеть на месте. Одни лучше воспринимают информацию на слух, другие – через органы зрения. Естественно, что заинтересовать подвижного визуала намного сложнее, чем усидчивого ребёнка, всегда готового послушать что-то интересное. Но это не значит, что мы должны сидеть сложа руки и ждать, когда ребёнок «дозреет», ведь в детском саду и в школе ему волей-неволей придётся воспринимать информацию на слух. Подбирайте подходящий момент – ведь даже активный малыш устаёт и вполне может передохнуть с книгой в руках.

– Если родители задались целью научить ребёнка любить чтение, когда лучше начинать и можно ли упустить нужный момент?

– Некоторые мамы во время вынашивания малыша практикуют чтение вслух, чтобы их ещё не рождённый малыш привыкал к звучащей речи. Не все, конечно, с этим согласны, но, по мнению учёных, польза в этом есть, особенно если читать крохе ритмичную стихотворную речь. После появления на свет малыш растёт, развивается и постепенно знакомится с миром, в том числе и с книгами. Важно сделать это как можно раньше, ведь дети большие консерваторы, и если к чему-то не приучить их «с пелёнок», то потом это может восприниматься «в штыки».

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

Попробуйте отвести ребенка в библиотеку, её атмосфера может произвести сильное впечатление на кроху

– Есть ли универсальные правила, которые каждая мама может повесить на стенку и успешно двигаться к своей цели?

– Во-первых, родители сами должны быть заинтересованы в книгах, любить их. Во-вторых, нужно найти свой способ увлечь ребёнка миром литературы. Читайте книгу вслух себе или старшему брату (сестре), а малыш пусть играет рядом и слушает вполуха. Или попробуйте пересказать ребёнку какой-то фрагмент из книги, а потом предложите вместе узнать продолжение. Иногда полезно пойти от обратного, например, создать свою книгу. Если ваш ребёнок интересуется динозаврами, то можно вырезать из журналов иллюстрации динозавров, наклеить их на сшитые странички и добавить краткую информацию. Такая книга может быть дополнена открывающимися окошками, конвертиками, крутилками и т.д. Созданная самим ребёнком книга, несомненно, будет любимой.

– Если говорить о детях до года, когда у них должна появиться первая книга и какая? Какие книги нужны после года?

– Знакомство с образом книги можно начинать с книжек-игрушек. Они яркие, приятные на ощупь и на зуб и несут в себе двойную функцию: в них можно играть и их можно слушать. Маленьким детям очень нравится звучание мелодичных и ритмичных стихотворений А. Барто, С. Михалкова, В. Берестова, Е. Благининой.

После года можно начинать читать русские народные сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» и др. Чуть позже – небольшие рассказы про животных и детей, например, В.Сутеева, Я.Тайц, С.Прокофьева. Для маленьких детей я написала книгу «Истории про меня» . Это короткие истории, читая которые мама будет подставлять имя своего малыша. А какой ребёнок откажется слушать книгу про самого себя? Незаменимы, как и прежде, стихотворные сказки К.Чуковского – «Доктор Айболит», «Тараканище», из современных можно порекомендовать Джулию Дональдсон «Улитка и Кит», «Груффало» и другие её книги. После двух лет интересы детей настолько сильно разнятся, что советовать что-либо очень сложно. Одни с удовольствием слушают «Карлсона», «Буратино», «Незнайку», а другие в тысячный раз требуют перечитать «Колобка» и «Теремок». Подборки книг для каждого возраста вы можете найти в нашей «Школе Семи Гномов».

– В каждой семье свои порядки и свои приоритеты. Но в любом случае, ежедневное совместное чтение может стать хорошим ритуалом и мостиком к диалогу между родителями и ребёнком. Многим детям нравится слушать книги на ночь, это даёт им возможность «оттянуть» время отхода ко сну.

– Можно ли заменить бумажные книги для ребенка на электронные? Ведь это так удобно для хранения - вместо огромного шкафа всего один планшет.

– На маленького ребёнка разрушительно действуют электромагнитные излучения, идущие от подобных носителей. Подсветка и блики экранов напрягают и портят зрение. Кроме того, малыш не получает дополнительных сенсорных впечатлений от соприкосновения с настоящей книгой: не чувствует её размеры, форму, гладкость обложки, шершавость страничек... Довольно затруднительно пролистнуть электронную книгу назад, обратившись к понравившейся картинке или моменту. А ведь многие дети любят усесться на пол, взять стопку книг и просто перелистывать их одну за другой.

– Как вы относитесь к наследию классических детских писателей? Должны ли их заменять современные авторы?

– Жизнь изменилась, ускорилась, и появилась потребность в получении более динамичной информации. Это мы, советские дети, могли терпеливо слушать рассуждения автора, в надежде рано или поздно наткнуться на его величество «событие». Современные же дети уже вряд ли оценят размеренные и спокойные произведения Бориса Житкова или Виталия Бианки. Им интереснее читать весёлые, короткие рассказы современных авторов. Но такие классики, как Николай Носов, Виктор Драгунский, Ирина Пивоварова, Юрий Сотник и другие, особенно с теми добрыми советскими иллюстрациями, до сих пор способны удивить современного юного читателя и навсегда оставить след в его душе. Книги учат, воспитывают, развивают – как классические, так и современные.

Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!

«Мой ребёнок не хочет читать!» достаточно распространенная жалоба современных родителей. Какие преграды стоят на пути тех, кто пытается привить малышу любовь к книгам, и какую роль играют родители? Разбираем сложную тему вместе с психоаналитиком Ольгой Микулиной.

Чаще всего детей, заинтересованных чтением, можно увидеть в семьях трёх типов:

  • там, где родители с раннего детства много читали своим малышам;
  • где они сами любят брать в руки книгу, и дети видят это;
  • где ребёнок мало контактирует с телевизором, компьютером и гаджетами.

Но есть и несколько объективных причин, которые часто мешают детям полюбить книги.

Книга не авторитет

В возрасте 3−5 лет у детей развивается речь, эмоциональная сфера, формируется образ себя. Они начинают активно интересоваться всем вокруг. Но сегодня малыши могут познавать мир с помощью компьютера и телевизора, тогда как в наше с вами детство источником знаний были книги. Причём они являлись для нас настоящим сокровищем, ценились, их было сложно найти. Век высоких технологий и его плоды это прекрасно, но не стоит забывать, что гаджеты это материальные ценности, а книги духовные. Важно объяснить ребёнку, что знание сила. И это единственное богатство, которое у вас никто не сможет украсть, в отличие от телефона и прочего.

Информационный шум

Современные дети живут в информационно-перегруженной среде. В такой ситуации их мозг очень быстро устаёт и не готов принимать новые знания, книги тоже некуда «впихнуть»: в голове, где-то между рекламой сока и новыми , лежит таблица умножения и другие важные данные. Чтобы быть готовым впитывать что-то новое, нужно освободить для этого место, отдохнуть: съездить к бабушке в деревню, на природу, побыть без телевизора и гаджетов. Ребёнок может потянуться к книге в том случае, если он «голоден» от недостатка интересной информации. Тогда ему ничего больше не остаётся, кроме как начать читать и наполниться новыми знаниями и эмоциями.

Нет времени

Мы живём в режиме «белка в колесе»: жизнь настолько стремительна, что остановиться в её потоке просто невозможно. В этот бешеный ритм хорошо внедряются гаджеты: они быстрые, легкие, помогают экономить время. С ними ты в тренде, ты свой.

Книги это другая вселенная, отрыв от общества. Они тормозят бег времени и говорят: «Вообще-то нужно найти время, остановиться и почитать».

Лень напрягаться

Чтение мыслительный процесс, а мы живём в век быстро потребляемой информации, где за нас уже всё разжевали, осталось проглотить, где больше «деланья», а не «думанья». Чтобы читать книгу, нужно совершить волевое усилие, начать анализировать, вдумываться, а это зачастую трудно, да и времени нет.

Боимся встречи с собой

С другой стороны, чтение это пусть навстречу себе. Это тоже тяжело, потому что многие из нас обладают слабым эмоциональным интеллектом, не умеют понимать, различать и обрабатывать свои эмоции.

Это скучно

Ещё одно препятствие в том, что сам процесс у большинства людей ассоциируется со скукой.

    Заставить ребёнка любить книги невозможно, этому можно только научить, и лучше на собственном примере. Пойдите с малышом в книжный магазин, выберите ту книгу, которая интересна вам обоим. Помогите ему насладиться выбором литературы. Книга должна стать таким объектом, которым захочется обладать: схватить и убежать из магазина. Она притягательна, потому что не только красивая, но и обладает важной эстетической информацией: по-особому пахнет, сделана из натуральных материалов, приятна на ощупь. Расскажите это ребёнку и прочувствуйте.

    Придя домой, устройтесь поудобнее и начните читать эмоционально, с выражением, а ещё лучше по ролям. Только так вы сможете «заразить» своего ребёнка. Старайтесь находить хотя бы по 5 минут ежедневно, чтобы погружаться в этот особый мир, пытайтесь найти в это волшебное время что-то полезное для себя, нечто совершенно чистое и откровенное.

    Читать должно быть комфортно. Создайте ребёнку приятную атмосферу, ориентируясь на его предпочтения. Гораздо уютнее погрузиться в любимую книгу в удобном кресле, чем за школьным столом, который напоминает об учёбе. Ребёнку необходимо научиться понимать себя: что, где, когда и как я хочу читать, как будет выглядеть мой «идеальный остров» для чтения? Если вы берётесь делать так, как вы этого хотите, то создаёте искусственные условия, в которых ему скорее всего будет некомфортно.

    Помните, что детство не мучение. Наша задача научить детей читать до школы, привить эту любовь, но не мучить их потом: «Садись и читай! А вот Павлик…». Нужно найти золотую середину, чтобы не убить любовь к чтению на корню.

Всё дело в нас самих

С преградами разобрались, но как же всё-таки заставить ребёнка читать? Заставить никак, только научить любить. И это очень важно понимать. Вектор развития детей задают родители, в нашем случае они делятся на два типа: одни любят читать, другие нет. С первыми всё понятно, у их детей есть положительный пример, скорее всего и проблем с чтением не будет.

Поговорим о вторых. Скажите, ваш ребёнок любит читать? Если нет, то ответьте честно, хотя бы самому себе: а вы любите? Если ответ снова «нет», подумайте: может ли человек, который сам что-то не любит, научить этому ребёнка?

Верится с трудом, но даже если так, это будет не от сердца: принуждение, манипуляции, а ведь где насилие и страх, там нет обучения и любви. В такой ситуации всем будет плохо.

Привить любовь к чтению могут только те родители, которые сами искренне любят это занятие.

Роль родителей

И вот теперь наш вопрос меняется местами: как родителю полюбить процесс чтения, чтобы потом учить этому ребёнка?

Поймите: малыш дает вам уникальный шанс стать лучше, заново прожить своё детство, встретив своего внутреннего ребёнка. Пойдите с ним в книжный магазин, выберите интересную вам обоим книгу, а дома, устроившись поудобнее, начните читать эмоционально и с выражением. Старайтесь погружаться в этот особый мир ежедневно, пытаясь извлечь из ситуации что-то полезное, нечто чистое и откровенное.

Да, это тяжело, наши многое берут у нас, но взамен отдают ещё больше, не упустите эти дары!

Большинство причин детского равнодушия к книгам нужно искать в семье. Итак, давайте разбираться, кто или что мешает вашему ребенку взять в руки книгу.

У ребенка слишком много соблазнов для другого времяпрепровождения. Планшет, компьютер, сотовый телефон, игровая приставка появились в его жизни гораздо раньше, чем книги. Да, при помощи гаджетов родителям проще занять своего ребенка, но в результате он мечется от одного устройства к другому, а книги так и остаются на обочине его жизни.

Ребенок не видит в чтении никакой ценности - ни информационной, ни культурной, ни развлекательной. Собственно, как ему это увидеть, если в его семье человек с книгой в руках - редкое явление. Родители, приходя домой с работы, первым делом включают телевизор или компьютер. Далее - поужинать, проверить уроки, что-то посмотреть в эфире или в сети, лечь спать. На выходных ждут магазины и гости, прогулки на свежем воздухе или домашние дела. И в этом расписании нет времени для чтения. А если честно, то и желания читать тоже нет. Даже если в детстве и юности вы читали взахлеб, сейчас - отвыкли, разучились, разленились. К тому же книг у вас дома - раз-два и обчелся. С кого вашему ребенку брать пример?

Допустим, вы книгоман. Чтение - ваше любимое занятие. И тем страннее вам кажется нелюбовь к книгам собственного ребенка. В данном случае истоки проблемы очевидны: вы не являетесь для него авторитетом , другом, близким человеком - тем, к чьему мнению следовало бы прислушаться. Вы не умеете общаться со своим ребенком «по душам», а он не верит вам, что чтение необходимо и полезно.

Вы так старательно воспитываете из своего ребенка вундеркинда, что сил на чтение для души у него не остается . Секции - спортивная и музыкальная, уроки иностранного языка и рисования - в детском расписании нет ни одной свободной минуты. Ребенок только и мечтает о том, чтобы поиграть с друзьями или побездельничать в одиночестве. И ему совсем не до книг. Он просто устал.

Вы навязываете чтение своему ребенку. Он то и дело слышит фразы вроде «пока не прочитаешь главу, гулять не пойдешь». Неудивительно, что чтение воспринимается им в лучшем случае как довольно обременительное занятие, в худшем - как наказание. В результате ребенок игнорирует его при каждом удобном случае.

Чтение как процесс дается ребенку с трудом. Может, он и хотел бы получать от него удовольствие, только читает он плохо, многие слова для него непонятны. Беря в руки книгу, ребенок чувствует себя недостойным ее. Плохим и глупым ему быть не хочется, поэтому он старается избегать лишних встреч с художественными произведениями.

«Почему наши дети не читают книги?» - этим вопросом задаются сейчас практически все родители. Сетуют на отсутствие интереса к книгам и учителя, и психологи, и воспитатели, но изменить ситуацию замечаниями в стиле «а вот в наше время…», нам вряд ли удастся. Многие из тех, кто всерьез задумывался о причинах стойкой неприязни современных детей к книгам, и я в том числе, считают, что существует, по меньшей мере, три основных причины этому явлению.

Причина первая – информационная

Любая книги, к какому бы жанру она не относилась, является в первую очередь источником информации. Современные дети с первого года жизни смотрят телевизор, не умея пользоваться горшком, уже тянутся к компьютерной мышке, едва научившись ходить и говорить, посещают центры раннего развития, где озабоченные будущим родители пытаются воспитать из них вундеркиндов. Мозг ребенка за день настолько перегружается информацией, кстати, зачастую абсолютно лишней, что теряет способность к восприятию, и попытки родителей почитать малышу книгу (как правило, в вечернее время) натыкаются на прочную стену нежелания их выслушивать. Школьники же загружены в последнее время настолько, что я удивляюсь, как вообще сохранились дети, не потерявшие интереса к книгам.

Причина вторая – медицинская
В последнее время отмечается огромный рост числа детей, имеющих пограничные расстройства центральной нервной системы, умственного развития или логопедические проблемы. Исследование причин этого процесса требует отдельного разбирательства. Суть заключается в том, что для того, чтобы чтение было для ребенка интересным, он должен, как минимум, понимать то, что читает. Если ребенок путает буквы, переставляет слоги, если его воображение находится в зародышевом состоянии и существуют проблемы с логическим восприятием, вы никогда не докажите ему, что читать – это интересно. Большинству родителей очень сложно это даже представить, но для многих современных малышей печатный текст является лишь бессмысленным набором символов и слов.

Причина третья – педагогическая
Психологи уже давно пытаются внушить родителям: если вы хотите воспитать у ребенка стойкую неприязнь к чему-либо – заставляйте это делать и постоянно критикуйте его действия в процессе. Посмотрите со стороны, как обычно происходит процесс обучения чтению в наших семьях: «немедленно бросай играть, иди читать, а то все дети придут в школу подготовленные, а ты дурак-дураком», «перечитай, ты допустил ошибку, перечитай еще раз», «ты что, слепой, буквы не видишь» и т.д. и т.п. Вам захочется после этого читать? Очень важно предлагать ребенку книги, соответствующие его интересам и уровню развития. Вам же вряд ли понравится читать элементарный учебник Ландсберга по физике, хотя для некоторых это очень увлекательное занятие?

Ну и конечно, никто не отменял главный закон педагогики – личный пример. Если родители держат в руках только поваренную книгу или спортивную газету, им вряд ли удастся привить ребенку любовь к чтению.

И напоследок немного юмора:
Отец спрашивает у сына:
- Почему ты до сих пор не прочел книгу, которую я подарил тебе на день рождения?
- Папа, как же я ее прочитаю, если я ее даже открыть не могу, она же в дисковод не лезет!

Татьяна Шитова, врач.

Домашние задания.

Редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома. Особенно это волнует, когда твой ребенок только пошел в школу. Ведь инстинктивно мы чувствуем: если что-то упустим сейчас, мучиться придется все оставшиеся школьные годы.

С чего начать? Прежде всего, узнать, сколько времени должен тратить ребенок определенного возраста на приготовление уроков дома.

Второй вопрос: как организовать домашние занятия? Имеется в виду, как научить ребенка включаться в работу сразу, какие задания делать в первую очередь, как ребенок должен проверять сделанное и т. д.

Вопрос третий: что делать, чтобы у ребенка не пропадал положительный эмоциональный настрой при приготовлении уроков дома?

Четвертый вопрос: помогать ли, и если да, то в чем? Как контролировать, как воспитать самостоятельность? А может, вообще предоставить школьнику полную свободу и ждать от него самостоятельности и ответственности?

Вопрос пятый: что делать, если выполнение домашних заданий превратилось в тяжкую обязанность и для самого ребенка, и для его родителей? Можно ли что-то изменить?

Попробуем по порядку ответить на эти вопросы.

Домашние задания и время их выполнения.

Продолжительность подготовки домашних заданий, предусмотренная Уставом школы (в скобках указана оптимальная продолжительность с учетом психофизиологии возраста), составляет:

В 1 классе - до 1 часа (3/4 часа);

Во 2 классе - 1,5 часа (1 час);

В 3 классе - 2 часа (1,5 часа);

В 6 классе - до 2,5 часов (2-2,5 часа);

В 8 классе - 3 часа (2,5 часа);

В 9-11 классах - до 4 часов (3 часа).

Как организовать домашние занятия?

Обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у младшего школьника быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.

Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое. Постепенно он научится планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам придется позаботиться об этом. Например, младшие школьники нередко старательно выполняют письменные задания, а после этого учат правило, на которое и задано это упражнение.

Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать - легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.

В какое время начинать и заканчивать приготовление уроков - см. раздел "Режим дня и работоспособность".

Взрослый человек умеет контролировать себя и в процессе работы, и по окончании ее. У младшего школьника такого навыка, естественно, нет.

Проверять себя он будет поначалу с вашей помощью. Когда ребенок может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу. Ученик средних и старших классов должен уже владеть способами самопроверки с помощью логических и образных схем (см. раздел "Хорошая память").

Домашние задания и... хорошее настроение .

У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:

С самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;

В своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;

Вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;

Не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;

Никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;

Постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;

Проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, что ты их насажаешь!");

В случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").

Как помогать и как воспитывать самостоятельность?

Прежде всего, определить свое отношение к школьным отметкам ребенка. Некоторые родители очень эмоционально воспринимают эти оценки, как будто получают их сами и как будто отметки говорят об их родительской состоятельности или несостоятельности.

Все-таки главное для нас - не пятерки любой ценой, а интерес ребенка к познанию и уверенность его в своих силах. Поэтому, если уж вы помогаете делать уроки, то добиваетесь не того, чтобы работа была сделана без единой помарки и ошибки, а чтобы к ребенку пришло понимание материала.

Ваша помощь может заключаться и в том, чтобы избавить ребенка от долгого сидения за уроками. Попробуйте взять часть монотонной работы на себя и тем самым высвободить время для активной умственной деятельности.

Например, первоклассник пишет медленно и с большим напряжением. Пишите сами черновик задания под его диктовку (например, решение задачи или упражнение по русскому языку). При этом не забывайте делать ошибки! А ребенку останется "только" проверить вашу работу и спокойно, без напряжения переписать ее. Постепенно ведение черновика вы будете передавать ему. Не хочет читать - читайте вслух сами, а ребенок будет проверять. Но ведь для этого ему тоже придется следить за текстом!

Если вы добились, что ребенок понял часть материала, но явно утомился, сделайте оставшуюся часть задания сами (ничего страшного не произойдет!), а он только перепишет в тетрадь.

Отучите себя от привычки немедленно исправлять каждую ошибку ребенка, если сидите рядом с ним. Просто попросите его остановиться, может быть, он заметит и исправится сам. В то же время не допускайте, чтобы неисправленные ошибки накапливались. Иначе у него возникнет чувство неуверенности и беспомощности.

Самостоятельный в учебной работе школьник - мечта родителей. Понятно, что вряд ли самостоятельным станет тот, кого постоянно контролировали. Но и другая крайность - когда ребенку не помогают даже в случае затруднений - результата не даст.

Как помочь ребенку не просто выполнить сегодняшнее домашнее задание, но научить его обходиться без нашей помощи? Кому-то из детей потребуется всего неделя-другая, кому-то - несколько месяцев или еще больше. Но в любом случае в этом процессе будет несколько этапов.

Первый этап - вы как можно больше заданий выполняете вместе с ребенком. Стараетесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у него неправильных способов, привычек в работе. Помогаете восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия.

Второй этап. Часть работы ребенок выполняет сам. Но вы должны быть уверены, что с этой частью работы он справится. Скорее всего, сначала это будет очень небольшая часть, но ребенку необходимо ощущение успеха. Оцените с ним результат. После каждой самостоятельно и успешно выполненной части ставьте какой-нибудь значок, например восклицательный знак или довольную рожицу. Через какое-то время вы вместе с ребенком убедитесь, что правильно сделанная часть увеличивается с каждым днем. В случае неудачи спокойно разберитесь, что помешало. Научите ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях. Главное на этом этапе - ребенок поймет, что он может работать самостоятельно и справляться со своими трудностями.

Третий этап. Постепенно самостоятельная работа расширяется до того, что ребенок сам выполняет все уроки. Ваша поддержка на этом этапе скорее психологическая. Вы находитесь неподалеку, занимаетесь своими делами. Но готовы прийти на помощь, если понадобится. Проверяете сделанное. Смысл этого этапа - ребенок убеждается, что он уже очень многое может сделать сам, но вы всегда его поддержите.

Четвертый этап. Ребенок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени уйдет на то или иное задание, и контролирует себя с помощью часов, обычных или песочных. Вы в это время можете отсутствовать дома или находиться в другой комнате. Смысл этого этапа - ребенок старается преодолеть все возникшие трудности сам. Откладывать до вашего появления можно только самое трудное. Вы проверяете сделанное. Это необходимо, пока окончательно не выработается навык самостоятельной работы.

Вы считаете, что такой подход займет у вас много времени и сил? А разве меньше времени и эмоций мы тратим на бесплодную борьбу ("чтобы сел, чтобы начал, чтобы не отвлекался...")? На наверстывание упущенного ночами перед контрольной? Что же требовать от ребенка, если сами не можем организовать, спланировать свою помощь ему?

Если домашние задания - тяжкая повинность.

Никто из нас не застрахован от такой ситуации с собственным ребенком. Кажется, уже никакой личной жизни нет у мамы или папы. Идешь с работы домой и с тоской думаешь, сколько придется сегодня просидеть с ребенком за уроками. Примерно то же настроение и у ребенка. А если еще процесс сопровождается криком, слезами, даже тумаками - недалеко и до нервного срыва у той и другой стороны. Самое время остановиться и попробовать изменить привычный порядок вещей.

Сделайте это доступными средствами. Если ваш школьник учится пока в начальной школе, договоритесь о ежедневных занятиях с учителем за плату. Будет это его классный руководитель или кто-то другой - зависит от конкретных отношений. Цель занятий определенная - выполнение домашних заданий. Время и здоровье свое и ребенка сэкономите точно. Есть и другой вариант - попросите соседку-старшеклассницу, или студентку - будущего педагога, или учительницу-пенсионерку. Повесьте объявление. Затраты денежные в этом случае будут меньше. Сколько продлятся эти занятия? Пока не восстановите свое психическое здоровье и не почувствуете прилив сил. Тогда возьметесь за выработку у ребенка самостоятельности.

Не можете позволить себе такие материальные траты? Просите заниматься с ребенком родственников, близких людей. Но разорвать порочный круг вашего с ребенком взаимного недовольства необходимо.

В конце концов, если эти варианты не для вас, просто остановитесь. Дайте передышку себе и ребенку. Ничего смертельного за несколько дней не произойдет. Предупредите классного руководителя, что хотите провести эксперимент. Отдышавшись, спокойно принимайтесь за дело. Уже без криков, подзатыльников и валидола.

По м атериалам сайта «Адалин» http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_02v.shtml

«ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.