Сегодня мы поговорим о детских страхах от 0 до 3 лет, а также разберём то, чего так боятся дети наших форумчан, с практикующим психологом, семейным консультантом и ведущей тренингов по детско-родительским отношениям Марией Карасёвой . Спасибо за запросы от читателей, которые мы получили.

В возрасте от 0 до 3 лет ребёнок активно познает окружающую действительность. Но при столкновении с новыми объектами, которые его окружают, он одновременно может испытывать волнение и тревогу. В большинстве случаев (при правильной поддержке со стороны родителей и их адекватной реакции) дети достаточно быстро преодолевают негативные эмоциональные переживания.

Пример 1. Страх новой окружающей среды (незнакомых объектов и людей)

Данный страх может проявляться в виде резких эмоциональных реакций детей на незнакомого человека или незнакомый объект. Часто данные страхи классифицируются родителями как иррациональные, поскольку родители, рассуждая логически, не видят в этих объектах (людях) ничего пугающего для ребенка. Например, ребенок может бояться паутины, перышек, листьев, покрытия на детской площадке, опавших лепестков и вообще чего угодно. На это бывает несколько причин - детское воображение или какая-то ситуация, которая закрепила страх в отношении данного объекта. Таким образом, страх безобидного объекта может быть связан с развитой детской фантазией, которая дополняет картину его восприятия.

Родителям со стороны может показаться, что это все фантазии. И да, так оно и есть. Но эти фантазии связаны с чувствами и эмоциями ребенка. Поэтому важно, особенно родителям чувствительных, эмоциональных и впечатлительных деток, не настаивать на знакомстве ребенка с этим объектом. Бесполезно объяснять ребенку, что объект не страшный и в нем ничего угрожающего нет, это скорее вытеснит страх на бессознательный уровень. Тогда этот страх останется с ребенком на всю жизнь.


В другом случае ребенок при знакомстве с новым объектом мог услышать громкий звук и испугаться. На самом деле он испугался звука (неожиданного для него), но страх закрепился на объект. Например, на прогулке в поле его интереса попал лепесток цветка, а мимо в это время пробежала собака и громко лаяла. Вы могли этого не заметить, но внутренний испуг на собаку перенесся и стал страхом лепестка.

Решение. Обязательно признать страх ребенка (сказать: «Я вижу ты испугался», «Я вижу, что тебе страшно»); дать поддержку ребенку: «Я смогу защитить тебя», «Я не дам тебя в обиду», «Давай я тебя спрячу»; если есть возможность и ребенок уже хорошо разговаривает, то можно попозже уже в безопасном для него месте расспросить его о том, что именно его испугало; не подталкивать ребенка к преодолению страха и унести его с места, которое заставляет соприкасаться со страшным объектом. Ни в коем случае не настаивать на преодолении страха.

Страх незнакомых людей также проявляется подобным образом. Базовой потребностью детей является потребность в безопасности и защите. И эту безопасность дают родители и в большей степени конечно мама ребенка, которая постоянно с ним контактирует. Незнакомые люди врываются в мир ребенка, приходя в дом или на улице, и нарушают ощущение безопасности. Особенно когда они начинают активно взаимодействовать с ребенком (спрашивать что-то, трогать, гладить). Здесь также незнакомый бородатый мужчина может показаться ребенку страшным великаном, который хочет его съесть. И даже если он улыбается и дружелюбен, ребенку может показаться совсем по-другому.

Часто родители сами провоцирую возникновение и усиление данного вида страха у детей. Например, активно принуждая ребенка быть дружелюбным по отношению к незнакомым людям. Или в ситуации, когда мама с ребенком идет по улице, а он плачет, мимо проходящая тетя (дядя) говорит: «Кто у нас тут такой капризный, сейчас заберу тебя с собой».


Решение. Реакция родителя в такой момент должна быть следующая: прижать к себе ребенка, а еще лучше взять его на руки и сказать ему, что вы никому его не отдадите. Взрослому, который проходя мимо создал ситуацию также стоит ответить, что вы не отдадите своего ребенка. Чтобы ребенок мог понять - вы его защитите в любой угрожающей для него ситуации. В таком случае ощущение безопасности будет восстановлено.

Не высмеивайте страх и не называйте его «застенчивостью». Когда другие люди, видя как ваш ребенок прячется за вами, будут говорить ему: «Кто тут у нас такой бука (молчун, скромник и т.п.)?», не подыгрывайте им, а ответьте, что вашему ребенку просто надо время и переключите внимание взрослого, а не ребенка. Скажите, что ваш ребенок не любит, когда его трогают незнакомые люди или что-то ему предлагают. Этим вы продемонстрируете своему ребенку желание защитить его и то, что вы на его стороне. В этих случаях страх через какое-то время (достаточно быстро) пройдет сам по себе и не останется во внутреннем мире ребенка, а значит, не будет его беспокоить во взрослой жизни.


Пример 2. Страх воды (море, озеро, купание в ванной и т.п.)

Страх воды у детей может проявляться в очень разнообразном поведении, и в разных реакциях. Например, дети могут бояться мытья головы (попадания воды в глаза, уши, нос, на лицо), в то время как прекрасно плещутся в ванне. Другие дети могут бояться душа (тут может еще добавляться страх громких звуков), но при этом также прекрасно чувствовать себя просто в ванне. Может быть страх мочалки, мыла, шампуня, пены и т.п., и это, скорее всего, связано со страхом незнакомых объектов - то, что я описывала выше. Ребенок может купаться в спокойной ванне, но бояться, например, если вы начнете брызгаться или пускать волны.

Это может быть также сопряжено со страхом воды, и данное поведение будет проявляться только в ванне, в водоемах, в бассейне, так как в воде происходит сильное смещение в восприятии собственного тела. Появляется ощущение невесомости, которое не дает нам уверенно стоять на ногах и чувствовать себя в безопасности. Помимо прочего, страх воды у детей может быть результатом того, что родители также боятся воды.


Решение. Признать страх ребенка; не пытаться его преодолеть насильственным путем, уговорами, обманными путями и манипуляциями. Например, ребенок боится попадания воды в глаза. Найдите возможность закрыть ему глаза при мытье головы. Скажите: «Я знаю, что тебе страшно, что вода попадет на лицо (глазки, ушки и т.п.), давай попробуем закрыть глаза полотенцем». Хорошо, если кто-то вам будет помогать мыть голову ребенку, тогда будет возможность одному родителю закрывать ту область лица, которая важна для ребенка. Другой родитель в это время будет мыть голову. Мыть голову в этих случая стоит очень аккуратно, не торопясь, делая перерывы и интересуясь самочувствием ребенка. Можно спрашивать: «Все нормально? Когда я так делаю тебе приятно или неприятно?».

Наберитесь терпения, не торопитесь помыть и ополоснуть голову ребенку (это только усилит страх). А наоборот, идите потихоньку. Намочили (намылили) кусочек головы и сделали перерыв. Можно предложить ребенку потрогать шампунь в ваших руках. Не сразу превращая его в пену. Налить себе его на руку и показать ребенку. Сказать, что это шампунь, и предложить ему его потрогать. Потом показать, как он мылится в руке, и предложить намылить его в вашей руке. Можно предложить ему помыть вам часть волос (прядь), затем смыть ее душем (или из ковшика). Затем постепенно перенести эти же действия на его голову. Помочь ему собственной ручкой намылить часть головы. Все это делается, только если ребенок не оказывает сопротивления. Если же вы столкнулись с сопротивлением, значит надо менять тактику, иначе есть вероятность развития страха.

Когда ребенок боится душа, можно приготовить тазик с водой и за 2-3 дня до того, как вы решитесь поменять тактику, просто выбрать время и поиграть с водой в этом тазике (вне контекста принятия душа). Показать, как льется вода из ковшика в тазик. Пусть ребенок привыкнет к этим объектам и поиграет с ними. Все действия, которые вы предпринимаете, должны быть вами озвучены: «Давай я полью тебе водичку на руки. Смотри, какая бежит струйка, потрогай ее», «Тебе приятно, когда струйка бежит по ручкам?», «А давай я теперь полью ее на плечико? На правое плечико и на левое плечико», «А теперь давай полью водичку на спину». Все это должно произноситься спокойным голосом и сопровождаться доброжелательным настроением и плавными движениями.

Если ребенку не нравится мочалка (он ее боится), можно купить другую и желательно совсем не похожую на предыдущую, которая пугала. Хорошо, если она будет другого цвета и из другого материала. Предложите ребенку взаимодействовать с ней за пределами ванной комнаты. Она может стать игрушкой или быть использована как элемент ролевых игр. Например, выступать кроваткой для пупсика (куклы) и т.п. Если ребенок не воспринял ее, не настаивайте. Тогда сделайте мочалку сами из какой-нибудь свернутой ткани и также введите ее в детскую игру.


Затем, когда ребенок привыкнет, можно взять эту мочалку, любимую игрушку в душ и помыть «лялю» (пупсика, куклу). Затем постепенно и поэтапно переходите к мытью тела ребенка и только потом головы. Есть приспособления (специальные козырьки) для мытья головы. Только при их использовании надо помнить, что прежде чем вы их возьмете с собой в душ, ребенок должен к ним привыкнуть. Иначе это может стать новым объектом страха.

При страхах водоемов можно порекомендовать родителям не торопить детей входить в воду. Говоря детям: «Смотри, как другие малыши здорово плещутся», родители вызывают в детях чувство неуверенности в себе (ощущение, что они не такие, как другие дети). И это порождает еще больший страх, потому что лучше бояться, чем стыдиться. Здесь также не стоит действовать вероломно и стремительно. Наберитесь терпения и позвольте малышу поиграть в песке. Затем предложите ему набрать водички в ведерко (тазик) и т.п. Затем можно предложить ребенку вместе сходить за водой (набрать в ведерко).

Быть может ваш ребенок согласится, но дойдя до воды передумает. Не сердитесь и не уговаривайте его. А скажите ему, что все нормально, он может постоять там, где ему комфортно, и сами зайдите в воду и наберите воды. Так может происходить несколько раз, и в какой-то момент, если вы не будете давить и настаивать, а также торопить ребенка, он захочет набрать воды сам. В это время важно быть рядом и помочь ему в этом. Можно просто подержать его за руку. Так, раз за разом, можно справиться со страхом открытых водоемов.

Пример 3. Страх боли (уколов, медицинских работников, поликлиник)

Часто дети боятся врачей и просто любых людей в белых халатах, уколов, самого здания поликлиники, машины скорой помощи и т.д. В основе этих страхов лежит страх боли. Опыт взаимодействия ребенка с поликлиникой показывает, что там может быть больно (если у ребенка хоть раз брали анализ крови). В связи с этим вполне естественной реакцией может быть страх этого учреждения и всего, что с ним связано. Родители, ведя ребенка на прием к доктору, обещают, что больно не будет, или вообще ничего не говорят. В результате ребенок перестает доверять маме и теперь уже в любых случаях, связанных с поликлиникой, испытывает страх.


Решение. Необходимо разделить в сознании ребенка понятия: поликлиника, анализы (сдача крови), осмотр у врача, скорая помощь, уколы и т.д. Хорошо бы выбрать время и показать ребенку, что в поликлинике есть разное - сходить туда на экскурсию. Показать, где делают укольчики, чтобы детки были здоровыми. Если ребенок спросит подробности, то не говорить, что это не больно. Сказать, что это как кусает комарик. Но потом это проходит. Если вы сами боитесь врачей, уколов, больницы и всего подобного, то этот метод может не помочь. Ведь, для того чтобы показать ребенку, что это не страшно, надо быть внутри себя уверенным в этом.

Если ребенок уже боится самого здания и обходит его стороной, то тут потребуется время и терпение. Для начала просто выберете день и найдите возможность предложить ребенку сходить туда, пообещав ему, что если он не захочет, то вы не пойдете. Постепенно идите в сторону поликлиники, и если ребенок попросит вернуться домой - пойти ему навстречу и не настаивать. Так, постепенно, вы будете проделывать этот путь (не за один день) и восстанавливать доверие ребенка к вам. Когда ребенок перестанет бояться самого здания и вы сможете туда ходить на прием к доктору, то хорошо будет, если вы скажите ему правду.

Например, вам надо сходить сдать анализы, скажите ребенку, что вы знаете, что ему страшно, но вы будете рядом с ним и будете его поддерживать, жалеть и целовать, дуть на пальчик. Скажите, что вы тоже боялись сдавать кровь и есть многие детки, которые боятся. Объясните, зачем сдавать кровь, что такое кровь и что она делает в нашем организме. Конечно, ребенок в этой ситуации будет плакать и сопротивляться. Но зато он будет знать, что вы поступаете с ним честно, не обманываете его, а значит, вам можно доверять.

Пример 4. Страх одиночества (боязнь быть оставленным, потерять родителя, заблудиться)

Выше я уже описывала, что для ребенка (и особенно маленького) важно ощущение безопасности. Когда ребенок был в животе мамы, это обеспечивало ему ощущение комфорта. Затем он родился и теперь физически находится отдельно от мамы, но по-прежнему очень сильно в ней нуждается. В связи с этим, когда мама отдаляется, ребенок может чувствовать тревогу, и у него развивается страх одиночества (боязнь, что мама (папа) уйдет, его потеряют, забудут и т.п.).


Решение. Для того чтобы минимизировать проявления этого страха, важно использовать те способы, которые я описала в примере 1, способствующие удовлетворению потребности ребенка в безопасности. Также нужно увеличить количество телесных контактов между матерью и ребенком - объятия, поцелуи, тисканье, качание на руках и т.п. Если вы выходите в другую комнату и знаете, что ваш ребенок этого боится, то предложите ему сходить с вами или хотя бы говорите с ним из комнаты, чтобы он слышал вас все время и понимал, что вы рядом.

Очень часто этот страх обостряется у детей, когда у них рождаются младшие брат или сестричка. Связано это с тем, что мама больше проводит времени с маленьким, а у старшего ребенка может начать развиваться страх одиночества, в основе которого лежат глубокие переживания о том, что он больше не нужен своим родителям и они его больше не любят.

Пример 5. Страх громких или незнакомых звуков (шуршание, шипение, дрель, пылесос, крики и т.д.)

Как и в самом первом примере, при столкновении с новым и неизведанным у ребенка может развиться страх. Так, маленький ребенок может не знать, что собаки громко лают, что соседи делают ремонт и может работать громко дрель, что игрушка может издавать резкие звуки. Если в одном из случаев ребенок неожиданно испугался громкого звука, есть вероятность, что он будет бояться разных звуков и относиться к любым новым звуковым объектам настороженно.


Например, ребенок может бояться громких криков и очень некомфортно чувствовать себя на детской площадке. То же касается и просто необычных звуков, которые ребенок слышит в своей жизни впервые, и они могут вызвать у него неприятные ощущения, тревогу, волнение и страх (шуршание фольги, звук молотка, звон посуды, шум пылесоса, чайника и т.п.). Для ребенка эти звуки представляют неопределенность, а если ясности нет (нет понимания откуда берется звук), то есть страх. Просто сильные громкие звуки создают ощущение беспомощности у ребенка и также приводят к возникновению страха. Подобные истории, когда дети боятся играть с другими детьми, могут свидетельствовать о такого рода страхах.

Решение. Первое, что родители могут сделать, это увести ребенка из травмирующей для него ситуации. Боится пылесоса - не пылесосьте при нем, подметайте веником или просто мойте пол мокрой тряпкой. Боится шуршания фольги, не доставайте ее при нем, замените ее на пакет для запекания. Не убеждайте ребенка, что это не страшно, ведь для него это выглядит совсем иначе. Если звук издаете не вы, а, например, сосед, делающий ремонт, то возьмите ребенка на руки, прижмите его к себе, постарайтесь отвлечь. Только объятия не должны быть очень сильными, потому что тогда они как раз будут демонстрировать ребенку, что опасность есть. Вы должны в этой ситуации спокойно (а не тревожно) взять ребенка и показать, что, когда вы рядом, он может чувствовать безопасность. Если вы в это время злитесь на соседа от собственной беспомощности, то ребенок будет чувствовать вашу беспомощность и ему станет еще страшнее.

Будьте готовы на прогулках увести ребенка с площадки, поскольку другие дети для вашего ребенка могут выглядеть как угроза. Тут надо дать ребенку время, показать своим поведением (на словах можно тоже сказать), что, пока ребенок не хочет ходить на прогулку (боится) и играть с другими детьми, вы не будете настаивать на этом. Это позволит восстановить его доверие к вам, и через какое-то время можно вернуться на площадку. Но в случае, если ребенку понадобится ваша защита или он снова захочет уйти оттуда, лучше это сделать. Тем самым вы продемонстрируете свою готовность отстаивать его интересы и уважение к его чувствам. Он будет понимать, что в любой критической ситуации вы можете дать ему ощущение защищенности от угрозы.


Пример 6. Страх темноты (теней, чудовищ и т.д.)

Многие детские страхи связаны с развитым детским воображением. Страх темноты у детей с одной стороны может быть связан со страхом одиночества (страх потерять маму), с другой стороны он может быть связан с тем, что ребенок в пространстве рисует в своей голове ужасные картинки. Под кроватью может быть спрятан монстр, а тень на стене - огнедышащий дракон, питающийся исключительно маленькими детьми. Все эти страхи очень реальны в голове детей. И наши убеждения о том, что их нет, и попытки объяснить это детям лишь усугубляют ситуацию.


Решение. Предложите ребенку включить ночник, оставьте свет в коридоре, если есть необходимость, то и верхний свет. Перед сном не торопитесь уходить из комнаты, посидите с ребенком, погладьте его и скажите ему, что вы будете защищать его от всех чудовищ (если он говорит, что боится). Скажите, что вы тоже иногда боитесь, и расскажите, что вам помогает преодолевать страх темноты.

Например, расскажите, что когда вам кто-то видится, то вы представляете еще и волшебного рыцаря, который вас защищает. Мир фантазий ребенка может творить чудеса, и там могут рождаться не только страшилки, но и волшебные герои. Но дети, как правило, об этом не думают, и хорошо, если вы им покажете, что в воображаемом мире можно еще и волшебство творить. Там даже можно представить маму, которая приходит и прогоняет всех монстров волшебной палочкой, подушкой, пылесосом и т.п.


P.S.

Родителям важно понимать, что детские страхи, если с ними не работать, не проходят сами по себе, они просто перемещаются из области сознательного восприятия (там, где вы их видите в поведении ребенка) в бессознательную область (там, где вам их больше не видно) и продолжают оказывать влияние на вашего ребенка. В будущем эти страхи дают о себе знать самым разнообразным образом - от общего уровня постоянной тревожности, беспричинного беспокойства, психосоматических заболеваний (энурез, заикание, понос и т.п.) до нарушений в сфере межличностного общения.

В профилактических целях (для минимизации возникновения страхов у ребенка) можно порекомендовать чаще обнимать ребенка, целовать, говорить о своей любви, следить за своим эмоциональным состояниям, не применять авторитарного и попустительского стиля в воспитании (наказания, угрозы, эмоциональное равнодушие, игнорирование потребностей ребенка, обесценивание его эмоциональных переживаний и т.п.). Понаблюдать за общей атмосферой в семье, за тем, каким голосом и что вы говорите. Постараться найти моменты, где вы, заботясь о безопасности ребенка, наоборот пугаете его.

Все эти меры позволят вашему ребенку чувствовать себя спокойнее, а чем спокойнее будете вы, тем спокойнее будет и ваше чадо. Потому что часто родители очень боятся, что дети не преодолеют собственный страх, и это еще более усугубляет ситуацию. Верьте, пожалуйста, в ваших детей и в их возможности. Прислушивайтесь к их чувствам и уважайте их мнение.

Вконтакте

Консультация для родителей детского сада. Детские страхи детей 4-5 лет и способы борьбы с ними.

Шароварина Людмила Викторовна, воспитатель МАДОУ МО "Детский сад №113", г.Краснодар.
Описание материала: Предлагаю вам конспект консультации для родителей на тему: "Детские страхи детей 4-5 лет и способы борьбы с ними." Данный материал будет полезен как воспитателям, так и родителям, у которых дети 4-5 лет. Консультация о том, с какими страхами борятся дети в этом возрасте и какими методами можно побороть эти страхи.

Наступает период жизни ребенка, который мы может назвать переходом от раннего детства к дошкольному. В этот период ребенок начинает активно развиваться, начинает открывать для себя окружающий мир с помощью общения со взрослыми и сверстниками.
В период 4-5 лет у ребенка формируется самый важный показатель развития личности - самооценка, которая зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь - со взрослыми. Ребенок начинает активно копировать поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно то поведение, которое вызывает интерес у окружающих.
Так же этот возраст характерен тем, что у ребенка отлично развивается фантазия – замечательная почва для зарождения страхов.
Страх считается естественным состоянием человека - защитной реакцией здорового организма на определенные раздражители. Все дети чего-нибудь боятся. Как ни странно, многие страхи детям необходимы, это естественный фактор развития. Но если взрослые научились за долгие годы контролировать свои страхи и взаимодействовать с ними, то дети - не защищены знаниями от неизвестных и пугающих вещей. Поэтому грамотным родителям важно научиться своевременно различать моменты, когда естественная реакция организма грозит перерасти в навязчивость или даже фобию. Тема детских страхов и методов борьбы гораздо серьезнее, чем кажется взрослым. Мы говорим: «Ты же уже большой мальчик, ну как тебе не стыдно бояться такой маленькой собачки (воды, машин, строгой соседки и т. п.)?» - часто говорим мы, отмахиваясь от «пустяковых» страхов ребенка. То ли дело наши страхи: здоровье близких, безденежье, грозный шеф, невыполненный квартальный план...
Но от того, как ребенок переживает свои детские страхи и методы борьбы в детстве, во многом зависит, насколько счастливым и уверенным он вырастет. И в родительских силах ему помочь.
И сегодня мы рассмотрим наиболее характерные страхи для этого возраста:


1. Страх темноты:
Один из важных детских страхов - боязнь темноты. Бурная фантазия малыша развивается бурно, и придумывает чудовищ, страшных персонажей из мультфильмов, сказок, книг, забравшихся в шкаф или под кровать. монстров и чудищ, сидящих под кроватью, прячущихся в шкафу или под столом. Лично я в детстве жутко боялась опустить руку, лежа в кровати. Мне казалось, что кто-то за нее потянет и утащит. Сейчас это смешно – тогда это было страшно.
Главным условием для борьбы с боязнью темноты и вымышленных персонажей является спокойная психологическая атмосфера в доме. Возьмите за правило перед сном спокойно беседовать с ребенком в его комнате, читайте книги, слушайте вместе спокойную музыку. Уместны телесные контакты, нежные слова. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за страх или бросать равнодушные фразы, вроде такой: «Там нет ничего страшного». Нужно убедить ребенка в том, что он находится в полной безопасности. Для этого можно оставлять дверь в его комнату открытой, можно купить красивый детский ночник, также можно нарисовать или слепить того, кого он боится, затем придать герою комический вид и вместе посмеяться над ним. А еще можно придумать сказку с этим чудовищем, где он занимает роль положительного персонажа и концовка в сказке будет позитивная.


Еще один из методов борьбы со страхом темноты – игра «эмоциональные качели». Вы вместе с малышом забегаете в темную комнату, еще лучше будет, если вы будете это сопровождать веселым гиканьем и также быстро выбегать. Таким образом, малыш, испытывая эмоции от негативной до положительной со временем избавится от страха.

2. Клоутрофобия (страх замкнутого пространства).


Чаще всего этим страхом страдают дети, у которых нет пока ни братьев, ни сестер, которые имеют ограничения в общении со сверстникамии еще страдают ею дети, которые получают чрезмерную порцию ласки и любви.
Самое главное, нельзя ругать за это ребенка и нельзя идти от противного, т.е.закрывать в комнате одного. В детской комнате необходимо оклеить стены в более светлые тона, освободить пространство от ненужных предметов мебели, а на ночь не закрывать дверь в его комнату.


Специалист в области детской психики А. И. Захаров предлагает психологическую игру «Проникновение и выход из круга».
Суть игры заключается в том, что взрослые и дети становятся в круг, сцепляют руки и зажмуривают глаза. При этом вслух заявляют, что в их круг никто не сможет проникнуть - они тщательно его охраняют и никаким смельчакам там нет места. Уже сама эта фраза подсознательно подстрекает ребенка попасть в круг. Игроки ходят снаружи круга и стараются незаметно проскользнуть под одной из пар рук. Проскочивший в середину, громко хлопает в ладоши и все удивленно открывают глаза. Вторая часть игры предусматривает такой же выход из круга.
3. Ребенок боится спать один.


Психологи объясняют, что вероятнее всего не хватает вашей любви – он посещает детский сад, всевозможные кружки, секции,родители допоздна на работе – отсюда и возникает недостаток внимания. Для того, чтобы преодолеть этот страх можно сделать ремонт в комнате ребенка по его желанию, т.е. он может выбрать себе кровать, пастельное белье, также можно повесить на стену постеры с изображением его любимых героев, предложить брать ему с собой любимую игрушку. Уделяйте больше внимания своей крохе. Каждый день, перед сном, читайте вместе сказку – таким образом, малыш будет чувствовать себя защищенным, нужным, любимым. Не стесняйтесь говорить ему, как крепко вы его любите, как скучали за ним весь день.


4. Страх перед человеком, в белом халате.
Мы все прекрасно понимаем, что этот страх зарождается ребенком, после сделанного укола, человеком в медицинском колпаке и белом халате, или осмотр неприятными инструментами, который надолго оставляют у ребенка ассоциацию с неприятными ощущениями. Дети начинают панически бояться врачей и этот страх намного сильнее и опаснее самой боли, вызывемой процедурой.


Чтобы снизить эту боязнь можно рассказать малышу о работе врача. Поиграйте с ним в доктора, используя максимум специальных врачебных инструментов: послушайте его, осмотрите ротовую полость, проделайте другие возможные манипуляции. Обязательно поменяйтесь с ним ролями.


Общаясь с врачом и медсестрой из процедурного кабинета, будьте обходительны и вежливы, следите за своими эмоциями: доброжелательно улыбайтесь, ведите себя непринужденно - ребенок должен видеть ваше спокойствие и уверенность в том, что ему ничего не грозит.
Если вы посетили стоматолога либо прививочный кабинет, не забудьте похвалить малыша за его терпение и смелость, даже если его состояние было противоположным. Выйдя из поликлиники, постарайтесь сразу же переключить внимание крохи на другие объекты: расскажите ему интересную историю, сказку.
5. Страх наказания


Часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не допускают возражений. Или предъявляют завышенные требования, и в детской душе поселяется страх быть отвергнутым, нелюбимым, а ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это. Строгие мама и папа контролируют жизнь ребенка путем накладывания запретов на «все и вся». Таким образом, ребенок со временем просто боится сделать лишний шаг, познакомиться с новыми сверстниками на детской площадке или играть с новой игрушкой.
Даже самое безобидное наказание ребенка может привести к неожиданным последствиям. Благодаря мероприятиям по закрыванию расшалившегося малыша в темной комнате, чулане или в другом месте, имеющем мало света, у него могут развиться сразу несколько страхов: боязнь замкнутого пространства, темноты, одиночества, появление кошмаров во сне.
Кроме того, такие наказания обрывают психологическую связь малыша со взрослыми, он чувствует отчуждение родителей, которое в дальнейшем может привести к возникновению проблем в браке уже у взрослого человека.
Стоит вспомнить, что любая оплошность ребенка - это, прежде всего, именно родительское упущение в воспитании. А, значит, и наказывать нужно себя, а не его. Любое порицание всегда должно быть высказано в форме любви к малышу. Иначе, он начнет ассоциировать злую маму с Бабой Ягой из сказки, а отца - со Змеем Горынычем, что породит, кроме обозначенных выше страхов, еще и фантазийные.
Для преодоления страха наказания - разумеется, при условии, что родители изменят свое поведение - показаны подвижные игры. (Н-р: Пятнашки, Жмурки).
Игра: «Сердитый утенок» Очень полезно постепенно снимать эмоциональное торможение, разыгрывая с ребенком пантомимические сценки, в которых он будет играть роль рассерженного персонажа. Например, утенка (перевоплотиться в него нетрудно; стоит вытянуть вперед губы, и получится смешной утиный клювик). Пусть малыш покажет, как утенок сердится, а потом придумает, на кого он рассердился. Естественно, показ должен сопровождаться одобрительными возгласами и аплодисментами взрослых. . Например, утенок хочет поймать червячка (шнурок, который тянет кто-то из родственников), а червячок уползает. Утенок сердится (ребенок хмурится, топает ногой, сжимает кулаки и т. п.).

Давайте теперь подведем итоги . Мы уже с вами поняли, что с любыми детскими страхами можно справиться используя различные методы, самые популярные из них это Игротерапия и Арт-терапия.
Игротерапия:


способ борьбы со страхами с помощью игры, отличное средство поднять настроение, избавиться от комплексов, подавленности и скованности. Однако продолжать игру более 30 минут, если это подвижная и активная игра, не стоит – перевозбуждение нервной системы совершенно ни к чему. Один из видов игротерапии – ролевая игра. Придумайте сюжет, основываясь на тот или иной страх, выберете главного героя – пусть его подберет малыш, и проиграйте от начала до конца, заложив в финал тот результат, к которому вы идете в борьбе. (Например, ваш малыш – супер-герой, который отважно сражается с темнотой и спасает вас от нее.)
Арт-терапия:



(это и рисование, и лепка, и аппликации – словом все, что создается своими руками) – не менее замечательный способ побороть свои страхи, путем прорисовки или лепки. Заодно и мелкая моторика будет задействована. Предложите ребенку нарисовать то, что он больше всего боится, пусть проговаривает, что он рисует (или лепит из глины, пластилина). Затем предложите малышу зарисовать, порвать, если это глина – скатать в шарик, то, что он сделал – и выбросить в мусорное ведро. А можно не ломать, не выбрасывать – попробуйте изменить рисунок, превратив его более красочный и добрый персонаж, с которым можно подружиться.




И в самом конце я хочу напмнить, что ваша любовь, теплота, участие, внимание к страхам своего ребенка, совместный поиск решения возникшей проблемы, поддержка малыша – это самое лучшее лекарство. Ни в коем случае не отмахивайтесь от просьб крохи, не закрывайте глаза, говоря: «Это ерунда! Проблемы нет, я ее не вижу – ты все придумал!». И уж точно ругать, бороться методом от противного в данном случае нельзя. Большую часть страхов можно преодолеть совместно, без помощи специалистов. Особенно это касается возрастных страхов. Тут достаточно переключить внимание и вовлечь его в игру, направленную на избавление от боязни чего-либо, чтобы малыш «переключился» и со временем поборол свою боязнь.

«Страх-аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни.»

(А.И.Захаров)

Правда, жутко звучит? А так ли страшен черт, как его малюют? Давайте разбираться…

«Почему ребенок боится?»

Давайте разберемся, что же такое «страхи» в целом.

Страх - это базовая эмоция, врожденная, основанная на инстинкте самосохранения.

Страхи бывают ситуативные (в необычной, шокирующей, опасной ситуации) и личностные (предопределены характером, личностными качествами, например, мнительностью). Страхи также бывают разной интенсивности и продолжительности.

Существует еще один, очень важный в данном ключе, термин — «тревога».

Тревога - это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы.

Про тревогу говорят еще, что это не локализованный, не оформившийся страх.

Если любой человек находится все время в состоянии тревоги, то ему становятся свойственны: повышенная бесцельная активность (лишь бы чем-нибудь себя занять), непоследовательность в поступках, непереносимость ожидания, или, наоборот, топтание на одном месте, медлительность, инертность, «лучше ничего не делать, а то вдруг что случиться» — это девиз такого состояния.

Детям, как и всем остальным людям, свойственно иногда чего-нибудь бояться. Причем существуют возрастные страхи, т.е. те страхи, которые переживают все люди на определенном возрастном этапе, что связано с различными этапами становления личности человека.

Сегодня мы разберем возрастные страхи:

Страхи детей первого года жизни

Повышенное беспокойство у младенцев возникает чаще всего из-за неудовлетворения жизненно важных физиологических потребностей (сон, еда, активность, тепло, освобождения кишечника).

В первом полугодии жизни главным условием отсутствия беспокойства является привычность, благоприятность и постоянство окружающей социальной среды, т.е. телесный контакт с мамой, своевременное удовлетворение потребностей, четкий режим.

Во втором полугодии жизни увеличивается беспокойство при уходе матери, и появляется страх незнакомых, чужих, необычных лиц. Это объясняется тем, что у ребенка существует эмоциональный контакт с матерью, и появляется способность отличать ее от других, формируется избирательность отношений.

Страхи детей 1-3 лет

Ранний возраст характеризуется повышением самостоятельности ребенка, ведь он начинает ходить, самостоятельно изучать окружающий мир, начинает говорить и осваивает навыки опрятности.

Уменьшается беспокойство при отсутствии матери, и практически исчезает боязнь чужих. Ребенок взрослеет и уже осознает, что мама принадлежит только ему, и никуда она не денется, даже если будет общаться с кем-то еще.

У ребенка повышается чувствительность к эмоциональной обстановке в семье, ему легко передается беспокойство взрослых, и это часто проявляется в виде истерик, криков, повышенной привязанности к маме.

К двум годам происходит осознание собственной личности. В плане общения ребенок сосредоточен полностью на взрослых, сверстники его еще мало интересуют. Для ребенка в этом возрасте очень важна стабильность, ритуалы, поэтому ему свойственна некоторая педантичность, которая выполняет роль стабилизирующего фактора.

Малыш в этом возрасте очень ориентирован на эмоции родителей, и если они постоянно его чрезмерно опекают, ограждают от всего на свете («не упади», «не подходи», «упадешь» и т.п.), то ребенок начинает всего бояться, становится «маминым хвостиком».

В результате период «отлепления» от мамы может затянуться. И очень часто он усугубляется тем, что родители начинают стыдить ребенка, пытаться его оттолкнуть («что ты все время за мной ходишь?», «иди сам поиграй!»).

В результате такого поведения родителей страх потерять маму еще больше усугубляется. Но это тема требует отдельной статьи, поэтому подробно мы ее здесь разбирать не будем.

Также появляются страхи сказочных персонажей, особенно негативных. Это связанно с тем, что в этом возрасте резко увеличивается количество запретов (ребенок начинает ходить, бегать, активно изучать окружающий мир, часто не совсем приемлемыми для родителей способами), поэтому он сталкивается с негативными реакциями взрослых, что ему, естественно, не особо нравится.

Переживания ребенка, связанные с этой ситуацией, выплескиваются в страхи, кошмары, в которых главную роль играет негативный персонаж, олицетворяющий для ребенка, например, «строгую, наказывающую маму». Таким персонажем может быть Баба-Яга или Серый Волк, Лиса.

Помочь ребенку пережить этот период может адекватная оценка родителями деятельности ребенка. Очень важен в этом возрасте безоценочный подход, т.е. важно подчеркивать безусловность любви родителей, независимо от поступков ребенка; говорить не о личности ребенка в целом, а о конкретном поступке.

Дапоксетин воздействует на кору головного мозга, что способствует естественному половому возбуждению и замедлению сексуальной разрядки. Согласно клиническим исследованиям, у всех совершеннолетних пациентов препарат предотвращает преждевременное семяизвержение. Именно поэтому в эффективности дженерика вы можете не сомневаться! Активное вещество начинает действовать через полчаса после приема и сохраняет свою эффективность на протяжении 2 часов.

Одну таблетку допустимо принимать раз в сутки. Запивать препарат рекомендуется простой водой. Не следует употреблять во время приема Дапоксетина большое количество напитков с кофеином, это приводит к учащению сердцебиения и повышению артериального давления.

Проведенные испытания не выявили серьезных побочных явлений при приеме медикамента, поэтому вы смело можете покупать дапоксетин в нашей аптеке и наслаждаться насыщенной сексуальной жизнью. Однако при превышении дозировки возможно возникновение головных болей, тошноты, переходящей в рвоту, болезненных ощущений в брюшной полости и учащенного сердцебиения. В этом случае необходимо обратиться к лечащему специалисту.

Ниже приведены основные противопоказания, при которых от применения Дапоксетина следует воздержаться: 1. Индивидуальная непереносимость лактозы или других составляющих медикамента. 2. Тяжелые патологии печени (цирроз). 3. Нарушения сердечного ритма, сердечная недостаточность.

Не следует сочетать стимулятор со следующими средствами:

1. Антидепрессанты.

2. Психостимуляторы, предназначенные для лечения шизофрении и других психических расстройств.

3. Средства, предназначенные для лечения мигрени.

4. Препараты, в состав которых входит литий.

5. Препараты на основе зверобоя.

6. Сильнодействующие обезболивающие медикаменты (Трамадол).

Если врач назначил вам один из вышеперечисленных медикаментов, необходимо закончить курс лечения, и только через две недели вы сможете принимать Дапоксетин без опасения за свое здоровье. После того, как вы закончили прием этого стимулятора, на протяжении одной недели следует воздержаться от приема следующих препаратов:

1. Средства для лечения грибковых патологий.

2. Средства, предназначенные для терапии ВИЧ-инфекции (ритонавир).

3. Антидепрессанты.

Если вы одновременно принимаете какие-либо сильнодействующие препараты, обязательно проконсультируйтесь с врачом перед покупкой Дапоксетина. Еще одна полезная рекомендация: перед тем, как выпить таблетку, измерьте артериальное давление и убедитесь, что оно в норме. Существует ли отличие дженерика дапоксетина от оригинального препарата? Некоторые люди до сих пор уверены, что дженерик – это подделка, которая не заслуживает внимания. Однако это не так. Производители разрабатывают дженерик дапоксетина на основе состава оригинального препарата, отличаться может лишь цвет таблеток и дизайн упаковки. Именно поэтому эффективность дженерика ничуть не хуже эффективности оригинального Дапоксетина, а его стоимость значительно ниже.

Срок хранения стимулятора составляет три года, при этом хранить его рекомендуется в прохладном и темном месте, не доступном для детей. Не используйте препарат по истечении этого срока, в противном случае его эффективность будет под вопросом. Таким образом, дженерик Дапоксетина подарит вам яркую сексуальную жизнь и длительный половой акт, способный полностью удовлетворить вашу партнершу! Приобрести такой препарат вы можете в нашей аптеке по приемлемой стоимости, для заказа позвоните нам по телефону и укажите, какое именно количество таблеток вы хотели бы купить. У нас предусмотрена оперативная доставка курьером или по почте, сроки зависят от вашего населенного пункта.


Здравствуйте, уважаемые читатели и гости моего блога!
Продолжим разговор о детских страхах...Отмечу, что данная статья основана на книге Евгении Чех Мне страшно. Расскажи мне сказку. Я рекомендую эту книгу всем родителям, педагогам, коллегам. Книга написана легко, читать ее интересно. В книге содержатся основы теории и МНОГО ПРАКТИЧЕСКИХ рекомендаций, представлены методы диагностики, которые могут проводить и родители, варианты сказок и рекомендации по их составлению. Эта книга - находка!
Итак, в каждом возрасте свои страхи. Начнем с детей 3-4 лет. Чего боятся эти еще не очень взрослые дети?

Страхи, возникающие в определенные возрастные периоды, свидетельствуют о том. что ребенок достиг очередной ступеньки развития. К сожалению, такого рода страхов не избежать. Более того, родители, пытающиеся оградить малыша от реалий этого мира, оказывают ему медвежью услугу. Они рискуют вырастить абсолютно не приспособленного к существованию в обществе человека, который впоследствии столкнется с большим количеством проблем. Ведь страх, сопровождая все новое, незнакомое нам до этого, стимулирует нас к активизации усилий по овладению новым знанием или навыком. Каждая ступень развития сначала знаменует собой страх, который надо преодолеть. В этом смысле страхи необходимы нашим детям.
В возрасте 3-4 лет психические процессы ребенка имеют непроизвольный характер. То есть малыш не может пока по собственному желанию концентрировать свое внимание, восприятие на одном объекте. Любое новое впечатление переключает его на новый объект. Речь малыша находится в становлении. Мышление в этом возрасте конкретное. Ребенок может размышлять о вещах и явлениях, которые находятся в его непосредственном окружении.
Кроме того, на этот возраст приходится так называемый кризис трех лет, свидетельствующий о возникновении самосознания и воли малыша. Обратите внимание, что переживание кризиса истощает защитные силы организма и часто приводит к возникновению страхов.
Страх темноты. И вот в такой ситуации развития малыш сталкивается со странными, необъяснимыми пока вещами. Например, темнота. Что это за штука такая, при которой ты больше ничего не видишь? Куда подевалась комната, а главное, мама? Их съел кто-то? Взрослые, конечно, уверяют, что ничего страшного. Ага, ничего страшного... К тому же, если ты ничего не видишь, никакой гарантии, что там не спрятался какой-нибудь злодей. Скорее всего, именно так и есть.
Очень важно отдавать себе отчет в выборе слов. Если взрослы говорит: ничего страшного - ребенок слышит слово "страшно", а значит есть чего боятся, но мама почему-то меня уговаривает, значит сама не знает, что делать.
Это относится ко многим ситуациям. Например, мама говорит ребенку, идущему в садик: ничего не бойся, если тебя будут обижать, если ты заплачешь, если ты не захочешь спать и т.д. Что слышит ребенок, как он будет воспринимать детский сад?...Следует подумать об этом (особенно если ребенок только адаптируется к саду).

О злодеях. Как раз в этом возрасте на малыша обрушивается огромное количество информации о всякой нечисти. Это мы со сказками знакомимся. Так что мир больше не прекрасный и удивительный, а полон всяких Баб Йог, Кащеев, Бармалеев, Леших, Змеев-Горынычей. Подобные персонажи мало того что страшные сами по себе, их еще и не может в этом возрасте в полной мере детская психика представить. А все непостижимое в первую очередь вызывает страх, так как может быть опасным.
К явлениям подобного ряда относятся и остальные типичные страхи 3-4 лет - воды, огня, пожара. Врачи со своими уколами приносят вполне конкретную боль, и это уже страхи вполне прямые и понятные. Конечно,малыш не может оценить последующую пользу от укола и защищает свое тело от ущерба.
Боязнь кошмаров . Примерно с четырехлетнего возраста часто возникает боязнь кошмаров. Еще одно приобретение развивающейся психики. -ребенок видит сны и может сохранять воспоминание о них после пробуждения. Соответственно, не все они приятные. А страшные сны говорят о тревоге, переживаемой ребенком.
Пример из практики Евгении Чех .
Егору 4 года, вот уже несколько месяцев его беспокоят ночные кошмары. «На меня нападает огромное черное чудовище, оно хочет меня съесть. Оно уже разевает огромную пасть, и тут я просыпаюсь. Мне очень страшно!» Так описывает свой страх Егор.
Мы стали выяснять, как выглядит чудовище. По описанию мальчика, чудовище сильно смахивало на собаку. Следующий вопрос, состоял в том, был ли у Егора в недавнем прошлом контакт с собакой. Мама вспомнила, что у их друзей действительно есть большая черная собака — лог. «Но он совершенно не опасный, наоборот, очень любит детей», — поспешила успокоить мама. Животное —дело очень хорошее. Некогда оно в два, а то и три раза больше вас, имеет острые зубы и оглушительно лает — захотите вы с ним а одной комнате находиться? Оказалось, что на ближайшие выходные был запланирован поход в гости к этим знакомым. Проблема ночных кошмаров решилась очень просто. Как только Егор узнал, что они не пойдут в гости к этим знакомым, страшные сны исчезли без следа.