ЦЕЛИ В СЛУЖЕНИИ

  • Познали Иисуса Христа, как личного Спасителя.
  • Имели личное общение с Богом.
  • Самостоятельно изучали Слово Божие, посещали различные семинары и группы по изучению Писания.
  • Научить подростков применять Слово Божие в личной жизни.
  • Руководствовались Духом Святым, были водимы Духом Святым.
  • Свидетельствовали другим о Боге.
  • Были честными, непорочными, справедливыми, добрыми.
  • Подражали Иисусу в отношении с другими (проявляли любовь, уважение к людям).
  • Занимались благотворительностью.
  • Участвовали в работе церкви, умели организовать других.
  • Заключили Завет с Богом.
  • Умели пользоваться обетованиями Иисуса.

ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВ

1. ФИЗИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ.

  • Возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы - временные функциональные расстройства кровообращения.
  • Организм перестраивается из детского во взрослый. Он уподобляется кораблю, который отплыл от одного берега, а к другому еще не пристал.
  • Быстрый рост - подростки неуклюжи, часто роняют посуду, спотыкаются о стулья. Девочки растут быстрее в возрасте 12-14 лет, мальчики 14-16 лет.

2. ВНУТРЕННИЕ ДЕПРЕССИИ.

  • Причина - неравномерное созревание (рост, голос, женственность, ранняя любовь...)
  • Те, у которых раннее развитие тела, стесняются быть среди меньших.
  • Те, кто отстает в развитии, обычно подавлены, им кажется, что они хуже других.

Не требуйте от них, как от взрослых, отношения ко всему, это утомляет их, потому что они не могут поступать, как взрослые.

3. ГЛУБОКОЕ ЧУВСТВО ЧЕСТИ.

  • Подростки желают, чтобы их признавали, как личность в семье, в кругу друзей.
  • Подростки предпочитают получить незаслуженное наказание, но не выдать своего товарища.

Не требуйте, чтобы подростки выдавали друг друга.

Не делайте им замечаний при всех - потеряете доверие.

Не говорите с ними свысока!

  • Обычно в подростковом возрасте имеется идеальный герой, которому они хотят подражать (герои-кумиры).
  • К своему другу предъявляют очень большие требования, он должен быть идеальным. Они тратят много времени на поиск друга, лишь бы не оставаться в одиночестве.
  • Мотивы дружбы с возрастом становятся глубже (общие увлечения, интересы, совместная деятельность, взаимное уважение, доверие, понимание и т.п.).
  • Прекращение дружеских отношений воспринимается очень болезненно.
  • Желание быть признанным в кругу друзей.
  • Дружба не всегда носит положительный характер, очень часто подростки подражают негативным проявлениям друг друга.

Помогите им разобраться в людях и их отношениях.

Объясните, что есть только один идеал - Иисус Христос, и Ему нужно подражать.

5. ВЛИЯНИЕ ЧУЖИХ МНЕНИЙ.

  • Испытывают давление со стороны сверстников, которые заставляют их поступать по определенному шаблону: “Если все, то все”.
  • Если нет хорошей поддержки и опоры в семье, у него появляется страх: “Я не такой, как все”.
  • Быстро разочаровываются в своем внешнем виде, одежде.

Научить духовным ценностям!

Научить ценить, что важнее то, что и как думает о мне Христос, а не сверстники!

6. ИНСТИНКТ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.

Вначале поверхностный, а потом все более глубокий. Они всегда замечают, кто кому симпатизирует.

Не унижать и своевременно направлять в правильное русло.

Учить хранить себя непорочными.

Делать замечания и наставления наедине.

Некоторые церкви считают нужным разделять в этом возрасте на классы девочек и мальчиков.

Тогда они могут лучше усваивать и сосредотачиваться на уроке.

7. СОМНЕНИЯ, СИЛЬНЫЙ РАЗУМ, ИССЛЕДОВАНИЕ.

  • Он уже не верит слепо, как ребенок. Они исследуют, желая найти истину.
  • Они даже сомневаются в любви родителей к ним, не уверенны, любят ли родители их или их хорошее поведение.

Научите их задавать откровенные вопросы и обращаться за ответом к Богу.

Подросткам нужны доказательства, и только в Духе Святом они будут действительно убедительны.

Покажите им свою безграничную любовь - это вселит в них чувство безопасности, и они смогут свободно задавать вопросы.

Будьте откровенны в своих собственных сомнениях.

У Бога есть ответы даже на самые тяжелые вопросы.

Уверьте, что вера в Бога является достаточно прочным основанием, чтобы разрешить любые сомнения.

8. КРИЗИС САМООЦЕНКИ.

Противоречия в мыслях и действиях. Кто? Где? Почему?

9. Желают САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, не терпят авторитетов.

10. САМОКРИТИЧНЫ и КРИТИЧНЫ к окружающим.

Невозможно от них ничего утаить. Поэтому, если вы этого не делаете, то лучше не учить об этом.

11. НЕ ОБДУМЫВАЮТ ФРАЗЫ РЕЧИ , могут нагородить кучу обидных слов.

12. ГРУППИРУЮТСЯ В ГРУППЫ ПО ИНТЕРЕСАМ и горды этим, а других, не похожих на них, не принимают.

13. ИНТЕРЕСУЮТСЯ ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ.

Очень часто не по собственной воле, а под чьим-то влиянием начинают заниматься сексом. Очень важно объяснить им на основании Библии, что необходимо сохранить себя до брака.

14. ПЛАНИРУЮТ БУДУЩЕЕ, страшатся его, иногда не хотят жить дальше.

15. СЛЕДЯТ ЗА СОБЫТИЯМИ, т.к. хотят быть популярными.

Работа с современными подростками и молодежью требует особой подготовки, которой зачастую недостает педагогическим кадрам. Как отмечают исследователи, “к сожалению, пока очень часто в своей воспитательной работе педагоги ограничиваются лишь доводами типа "Пить, курить и т.п. - здоровью вредить", явно проигрывая по уровню осведомленности своим более просвещенным подопечным" И НЕЗНАНИЯ Бога и Божьего Слова.

В советское время в исследованиях молодежи преобладали идеи подчеркнуто "мажорного" характера. Конструировался образ «строителей светлого будущего», совершенных по своей человеческой природе.

Всё чаще и чаще и сильнее молодежь изолирует себя от внешней среды, показывая этим свой протест и свой индивидум .

Предметом исследования при таком подходе может выступить субкультура мормонов в США или субкультура старообрядцев в России, субкультура китайской диаспоры в Великобритании или субкультура криминального сообщества (мафии) в Италии. В таком подходе решаются проблема отношений и взаимодействий субкультуры с обществом, проблема сосуществования субкультур.

Субкультура – это некоторая особая (особенная) культура в рамках общей культуры общества. «Особость» субкультуры определяется отличием образующих ее ценностей, норм, культурных форм, от принятых в общей культуре.

Субкультуры предлагают осмысленный, значимый путь жизни в рамках "свободного" времени - в течение досуга, который вынесен за рамки инструментального и скучного мира работы.

Маргинальная позиция (т.е. протест) складывается, когда подростки начинают чувствовать свою незначительность, поскольку у них отсутствуют возможности для реализации своих потребностей в самоуважении и самоидентификации. Таким образом, подростки не специально выбирают девиантный путь , (т.е. группа лиц со своими идеями и культурой) они просто выбирают некий путь, позволяющий им самореализоваться, добиться хотя бы какого-то признания и этим путем часто оказывается девиантная ассоциация.

Молодежная идентичность, соответствующая определенной субкультуре, предполагает обязательность соблюдения "правильного" вида (стиля) - "прикида" (одежда, обувь, стиль прически, аксессуары). Также разделения общих групповых вкусов (музыкальных, литературных, кинематографических).

Жаргон – неотъемлемый элемент субкультуры. Формирование в рамках субкультур собственного жаргона обусловлено как собственно культурными механизмами (свойство и стремление любой культуры говорить «своим языком»), так и особенностями юношеского возраста. Открывая мир и себя в нём, подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так как это принято. Этому как раз и служат жаргонные слова и выражения. Помимо этого, они позволяют компенсировать характерную для данного возраста ограниченную эмоциональную и «словарную» возможность выразить свои чувства и переживания.

Основными компонентами стиля считаются:

Имидж - внешнее проявление некоего смысла, состоящее из костюма и его значимых аксессуаров, таких как: прическа, украшения (драгоценности) и художественные поделки.

Манеры - походка, осанка, жесты.

Арго (слэнг, жаргон) - словарь данной соцкультурной группы, способ артикуляции и коммуникации посредством употребления специфических слов (М.Брейк).

Молодежная идентичность, соответствующая определенной субкультуре, предполагает обязательность соблюдения "правильного" вида (стиля) - "прикида" (одежда, обувь, стиль прически, аксессуары). Также разделения общих групповых вкусов (музыкальных, литературных, кинематографических).

Посредством музыки молодежь сохраняет свое пространство, которое по своей сути есть сочувствование, сопереживание со своей музыкой. Стены из звуков используются молодыми людьми для блокирования себя от семьи и от квартиры; они защищают и охраняют частное пространство молодежи в их личной спальне и даже "пространство своей головы" они изолируют от окружающих с помощью плеера. Плеер помогает поддерживать и ощущать автономию и независимость посредством "вырезания" своих ушей из не желаемого общения, и дистанцироваться от того, что окружает»

Подростки ищут куда себя деть и как отличиться от других, указывая на свою особенность, на самовыражение . Этим они как бы бросают вызов взрослым, показывая свою значимость в этом мире. Почему часто взрослые не понимают своих детей, они не готовы принять такой вызов и, поэтому, занимают самую подходящую позицию «противление». Этим они теряют близость с ребёнком, общение с ним. И чем больше они пытаются со всей родительской или педагогической строгостью и властью воздействовать на такой вызов и поведение подростка, тем больше они теряют его.

Подросток замыкается , ограждая себя от сторон непонимающих и не оценивающих его. Он ищет группу понимающих его людей, где бы он мог реализовать себя, показать, на что он способен выделить этим свою значимость.

Это самое прекрасное время отрочества и в тоже время самое ответственное и самое хрупкое. В это время формируется личность, утверждается характер и принадлежность . Как важно взрослым принять правильную позицию и быть готовыми принять вызов подростка, верно среагировать на его поведение. Как важно в этот момент сохранять спокойствие, мир, Божью любовь внутри себя. В этот период взрослые часто ошибаются лишь только по одной причине: ни думают, что, что-то упустили в процессе воспитания и в это период усиливают меры своего воздействия не понимая, что время воспитания ушло. Да, ушло. И это очень трудно осознавать особенно родителям, которые думают, глядя на такой вызов подростка, что это непокорность, непослушание, неуважение.

Важно понять, что возраст подростка 13, 14, 15 максимум 16 лет, это не период юношества, это отроки .

Юношу можно уже и наказать, там сформированная личность, и если привязалась к нему глупость, то здесь ни понимание и сочувствие нужны, а исправительная розга (Пр.22:15 ). Юноше уже нужно давать знания и рассудительность (Пр.1:4 )

Здесь как бы опять восстанавливается процесс воспитания, но уже в другой форме «дать знания и рассудительность» т.к. разумный найдёт мудрые советы (Пр.1:5 ). Но, часто у родителей и у педагогов всё наоборот. Они думают, что юношу наказывать уже поздно и учить чему-либо тем более. Обратите внимание на правильную постановку в Евангелии «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам юноши, потому что вы сильны, победили лукавого. Пишу вам отроки, потому что вы познали Отца» (1Ин.2:13 ).

Из этого мы видим, что отроки только познали Отца, и находятся в стадии браней и различных искушений. А вот юноши уже победили лукавого и глупость им уже не присуща. И дальше в следующем стихе « Я написал вам отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие прибывает в вас, и вы победили лукавого». И далее пошли уже наставление «Не любите мира, не того что в мире и т. д.» (1Ин.2:14,15 ) Мы видим, что здесь нет отроков, наставление дано юношам и отцам.

Если рассматривать с научной, психологической и врачебной точки зрения мы видим, что дети находятся в стадии нервного возбуждения и напряжения : они всем недовольны, не рады тому чему когда то по-детски радовались и т.д. В этот период в их организме происходит физиологическое перестроение . Так называемая мочевина (это яд) в этот период превышает норму, поэтому нервные окончания очень возбуждены. Такое состояние испытывают старцы. Дети в таком состоянии близки к депрессиям, к стрессам, нервным срывам. Сами подумайте, какое здесь может быть наказание, да ещё и применение розги. Разве если только вы преследуете цель безоговорочного подчинение вам, требуете считаться только с вашим мнением. То я скажу прямо эгоист в этом случае вы. А это и есть гордость. Которая хочет сломать, подчинить. Может быть, вам и удастся таким методом сломать волю подростка, но думать как вы он всё равно никогда не будет. Внутренне он будет сломлен, подавлен, уничтожен.

Мы должны запомнить, что воспитательный процесс идёт от рождения и до 12лет. Это период сеяния . А потом когда взойдут всходы, то мы видим, что сеяли. И здесь вырывать посеянное уже неуместно. С терниями мы можем вырвать и хорошие злаки.

Давайте подробнее рассмотрим характеристик у, сложного для нас всех подросткового периода. И из этого извлечем положительные и отрицательные стороны.

1. Первое качество отроческого возраста это ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

***В это время подросток особенно выражает своё чувство ответственности, что бы завоевать доверие авторитетных лиц. Если правильно целенаправленно изложить перед ним его задачу он справиться с этим заданием даже лучше чем взрослый.

Посмотрим, что нам говорит Библейское писание. 1Цар. 3:3-8 . Давид хорошо был знаком с переходным возрастом. Он не побоялся доверить эту важную часть служение царю и народу. И он не ошибся. Исследуя дальше эту историю, мы видим добрые отзывы слуг Навала, которые говорили об отроках Авигее его жене. И это помогло избежать пролитию крови. А Авигея изрекла замечательные пророческие слова Давиду.

2. Второе качество мы извлекаем из Библии – в этом возрасте отроки ИСПОЛНИТЕЛЬНЫ .

Видя их повседневное поведения и борясь с их личным «Я», кроме непокорности и непослушание, мы ничего не находим. Это наш взгляд. И наше неверное стояния в позе «Я требую».

***Читая 2Цар.13:28,29, мы видим исполнение отроком страшного приказа Авессалома. Сам Авессалом побоялся поднять свой меч на царского сына (своего брата). И зрелый муж навряд ли отважится исполнить такой безумный приказ. Авессалом знал, кто исполнит его поручение. Он правильно наставил отрока «…будь смел и мужествен» И отрок понял, что это не по плечу взрослому.

И Авессалом то же не ошибся избрав отрока. Из этого мы видим, что в этом возрасте отроки не только исполнительны, они смелые. И способны на всё, да же на убийство. Лишь бы доказать свою значимость, свою силу, свою принадлежность.

3. Ещё одно из лучших качеств характера подростка это ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ НАРАВНЕ СО ВЗРОСЛЫМИ. Вникая в Слово Божье мы видим, что в этом возрасте отроки трудились и им давали не менее важные и ответственные задания, чем взрослым.

***Например, отроков ставили на стражу 2Цар.13:34 . Это очень ответственное поручение. Также отроки были оруженосцами Суд.9:54 . Отроки служили при царе Есф.6:3 .

4. В этом отроческом возрасте есть лучшее качество ТВЕРДОСТЬ и УПОРСТВО В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ . Мы взрослые часто это видим в детях, только рассматриваем эту черту характера как упрямство. И из-за этого сердимся. Но давайте посмотрим на это со стороны Слово Божьего. И мы увидим, что это особый период отрока, где легко (если, конечно, мудро) можно направить его к цели, указывая на значимость подростка и двинуть его на подвиги. (Много простых жизненных примеров ВОв)

В этом возрасте, достигая цели отрок упрям, твёрд в решениях (если что задумал - не отступится).

***Читая книгу Даниила 1:8 , мы узнаём как отличились отроки Даниил и его друзья.

Они положили в сердце своём, не оскверняться яствами от стола царского и вином. Это пришло к Даниилу не просто от фантазии ума. Этому была положена цель «неоскверняться». Обратите внимание, царь приказал привести к нему отроков (не сформировавшуюся личность), но всё же понятливых и разумных, годных служить в чертогах царских, на три года как раз в переходный период их возраста. И как мы видим, назначил им пищу с царского стола и вино, которое сам пил и только под этим воспитывать их и учить. Царь обозначил в первую очередь их особенность. И завоевал свой авторитет в их глазах. Он как бы сказал им этим « Я считаюсь с вашим пониманием, вы достойные из достойных, вы достигли уважения». Царь знал, что в их возрасте это очень важно для них.

Подросткам нужна личность, достойная подражанию.

Слава Богу, что у Даниила и его друзей уже была цель и их «личностью» был Бог.

К подростковому возрасту не готовятся за день или за два к нему готовятся от самого рождения ребёнка. Этот период очень важный.

Ребёнок подошел к избранию, он на распутье нескольких дорог. Да, как в сказке, «направо пойдёшь…, налево и т.д.». Отрок ищет, что избрать, и мы не забываем, что он ищет сильное, авторитетное общество. И он далеко не глуп, как часто кажется родителям и педагогам. Отрок не отдаст себя тем, кто слаб, глуп в его глазах. Часто бывает, что один неверный шаг отца, матери или педагога одна ошибка и мы теряем доверие своего ребёнка.

Особенно когда родители и педагоги начинают применять усиленное воспитание, доказывать подростку свою правоту, а его выставлять глупым и отвергать при этом его рассуждения. Думая, что этим они изменят его взгляды. И это всё напрасно, этим только усугубляются отношения между взрослыми и детьми.

Здесь лучше вернуться назад, пересмотреть своё отношение с Богом . Может быть, когда-то вы не явили святости своей и авторитет Божий не был явлен вами в глазах подростка. Своим поведением и не должной христианской жизнью, сами этого не понимая разрушили веру своего ребёнка, который ещё недавно ходил с вами в собрание, с удовольствием посещал воскресную школу. А сегодня он говорит «не хочу идти, я все равно ничего не понимаю». И начинается конфликт.

Как важно детским служителям, наставникам, родителям знать, что у отрока зоркий глаз он видит вас насквозь. И вы опоздали, что-то исправлять, здесь уместно заняться собой, воспитанием самого себя . Если надо попросить прощение у ребёнка, не бояться открыть перед ним свои ошибки, быть искренним, это самое главное.

Что же делать? Запастись терпением, умением обладать своими негативными эмоциями .

И ещё одна важная деталь. Свою власть надо применять с мудростью . Отрок никогда не пойдёт под ваш жезл, если в его глазах ваш авторитет не имеет веса. В этом возрасте отрок не умеет здраво рассуждать и чаще всего делает ошибки из своего тщеславия, которое присуще этому возрасту. 2Цар.1:6-10

Их инициатива часто бывает наказуема. Так желание выделить себя, самоутвердиться не даёт правильно и трезво решать.

Нельзя ставить отрока на руководящую должност ь. В этом возрасте он хорош как исполнитель, а не как руководитель. Из пророческого слова Исаии 3гл. 4,5, 6. … Такие слова «…И дам им отроков в начальники…» это звучит как проклятие, а дальше итог всему этому. «…И в народе один будет угнетаем другим, и каждый ближним своим…» И т.д.

В этом возрасте ребёнок должен быть под постоянным наблюдением взрослых . Из практики мы видим, как раз в этот период малого отроческого возраста случаются различные физические травмы и несчастные случаи.

Стройки, гаражи, огромные деревья, вышки, скалы, тонкий лёд и т.д. любимые места их игр. Они уже не ограничиваются детской площадкой, их влекут опасные для жизни места. Поэтому работая в детских учреждениях, мы должны особо наблюдать за детьми этого возраста. Организовывать больше развлекательных игр: соревнования, походы и т.д. где дети смогут выплёскивать накопившуюся энергию. Этот возраст самый подвижный.

ВЗРОСЛЫЕ ДУМАЮТ, ЧТО ДЕТИ УЖЕ ЗНАЮТ ЛЕВУЮ И ПРАВУЮ РУКУ, УМЕЮТ ОТЛИЧАТЬ ДОБРО И ЗЛО. ВИЗУАЛЬНО, ДА. А НА САМОМ ДЕЛЕ ОТРОКИ В РАННЕМ ПЕРИОДЕ ДАЖЕ НЕ ДУМАЮТ ОБ ЭТОМ. ИХ КАК РАЗ ИНТЕРЕСУЕТ ВСЁ ЗАПРЕТНОЕ: СПИЧКИ, ВЗРЫВЧАТКИ, ХИМИКАТЫ, НОЖИ, КАРТЫ И Т.Д.

Вот это как раз и есть порог в переходный, вот здесь уместно наставить, обличить, наказать, чтобы предостеречь. Обратите внимание в это время, дети бросают читать книги их больше влечет улица .

Родители часто ошибаются, думая что дети подросли и их уже можно оставить без присмотра. Каким бы ни был послушным ребёнок, это опасный период его возраста. Лучше всего если он будет постоянно чем-нибудь занят; музыкой, спортом, кружком «умелые руки»

В школе или дома, в лагере или санатории, он должен быть под присмотром.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ

12-15 ЛЕТ

  • Работа по темам: Дух Святой, оккультизм, секс, первая любовь...
  • Рассказ на 20-30 мин.
  • Научить проводить тихое время с Богом (чтение Библии, молитва, слушание Бога). Учиться делать это ежедневно.
  • Истории с продолжением; в уроке может быть несколько историй из Библии, анализ поведения того или иного героя.
  • Спортивные игры.
  • Иногда для занятий мальчиков и девочек стоит разделить.
  • Несомненно, нужны отдельные программы без маленьких детей, со своими песнями, темами, людьми.
  • Важно, чтобы семьи поддерживали учителей; - Давать конкретные задания, ставить вопросы так, чтобы уметь сосредоточить внимание подростка; - Учитель - друг, а не проповедник.
  • Дайте возможность высказывать свое мнение.
  • Не скрывайте своих недостатков.
  • Учите хранить непорочность.
  • ПОМНИТЕ: подросток учится не так, как взрослый.

ВЗРОСЛЫЕ:

  • Принятие абсолютных истин на основании предыдущего опыта.
  • Упорядочение своего отношения ценностей и поступков с точки зрения этих истин.
  • Желание применять вновь приобретенные истины в повседневной жизни.

ПОДРОСТКИ:

  • Начинают с оценки пережитого на опыте.
  • Далее, обнаруживают отношения, ценности и поступки, подтверждающие приобретенный опыт, потом оценивают истинность в сравнении с жизненным опытом; думают, как эту истину смогут применить на практике.
  • Уместно ли то, что вы преподаете?
  • Начните с рассмотрения жизненных ситуаций, а не с объяснения абсолютных истин.
  • Используйте способы, которые наиболее продуктивны и уместны.

16-17 ЛЕТ

Программа для молодежи должна включать такие направления:

  1. Создание примера - “Не говори, а покажи мне” - занятия должны проходить как в стенах церкви или школы, так и за ее пределами

***Позвать учеников на обед, принять участие в спортивных мероприятиях, пригласить к себе домой, пойти в поход

ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ:

  1. Знать возрастные особенности.
  2. Проводить время с ними.
  3. Знать потребности.
  4. Уделять время для подготовки.
  5. Любить подростков.
  6. Помнить, что значит быть подростком.
  • Если не учитывать особенности характера, возраста и нужды именно этой группы - мы потеряем подростков, как для Господа, так и для этой жизни.
  • Пусть подростки поймут, что они важны другим.
  • Подростковой группе необходимо дать возможность приобрести опыт служения в мире. Они должны быть вовлечены в какое-либо служение.
  • Важно научить подростков больше смотреть в мир, а не на самих себя!
  • Не делайте все сами! Учите подростков служить Богу!
  • Дайте им почувствовать себя важными! Будьте больше консультантом, чем лидером!
  • Умейте выйти за пределы церкви и начните делать что-то (посещение других церквей, помощь престарелым, инвалидам, участие в строительстве, уборка.
  • Перемены в стране прибавляют проблемы в подростковом возрасте. Приходит свобода, но со свободой приходит и ответственность. Вы сможете успешно учить подростков только с помощью Господа! Готовьте подростков к годам перемены в стране как можно лучше!
  • В нашей стране детей не учат принимать решение, и наша задача научить подростков принимать решения и быть ответственными!

ЗАНЯТИЯ С ПОДРОСТКАМИ ДОЛЖНЫ ОСНОВЫВАТЬСЯ НА ТОМ, ЧТО ОБ ЭТОМ ГОВОРИТ БИБЛИЯ.

  1. Мф. 28:19-20 Указание Бога учить все народы.
  2. Ефес.4:11-16 Чтоб они стали служителями Бога в церкви. Учить на основании Библии, чтоб их вера возрастала, и они сами шли за Богом, а не под чьим-то влиянием (СТОЯЛИ ТВЕРДО ВО ХРИСТЕ!).
  3. Втор.6:49 Не для информации, а для жизни в Боге.
  4. Деян.2:41-47 Они должны иметь общение друг с другом, должны уметь служить друг другу, молиться и поддерживать друг друга.
  5. 1Кор.12 Учить о том, что они составляют одно тело во Христе, и как жить христианской жизнью.
  6. Римл.12 Учитель сам должен жить жизнью благоугодной Богу и учить детей жить так, чтоб их решение на это было твердым и самостоятельным.
  7. 1Кор.13 Учить о любви, без которой наши знания и таланты ничего не значат.
  8. Пр.22:6 Важно с детства познавать Бога и Его Слово.
  9. 2Тим.2:2 Учить детей так, чтоб они могли научить других!

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА И НУЖД ПОДРОСТКА

НЕОБХОДИМО УДОВЛЕТВОРИТЬ ВСЕ 7 ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОДРОСТКА.

  1. Любовь.
  2. Надежность.
  3. Одобрение.
  4. Внимание.
  5. Благодарность.
  6. Дисциплина.
  7. Личный пример.
  1. Если подростку не оказать внимания , он начинает кричать, что-то бросает или кривляется для того, чтобы его заметили. Нужно заметить в нем что-то хорошее, пока он не начал проявлять себя с плохой стороны.
  2. Если учитель позволяет себе посмеяться над неправильным ответом, унижает кого-то при всех, - он не удовлетворит потребности в надежности . В этом возрасте у детей сильная стеснительность, они не знают, как поступать в той или иной ситуации. Не давите на подростка, и в случае неудачи, ободрите их, указав на Иисуса Христа!
  3. Принимайте всех подростков одинаково, - удовлетворяйте их потребность в одобрении , этим вы покажете, что Иисус Христос любит всех одинаково.
  4. Любите подростков и Бога всей своей жизнью, этим вы учите их любить Бога и понимать Его любовь!
  5. Благодарите подростков за их хорошие поступки, этим вы окрыляете их для дальнейшего труда и поселяете в их сердца радость, а дома они часто лишены этого.
  6. Наказание или дисциплина важны, но они действуют при строгом их выполнении самим учителем.
  7. Учитель должен своим личным примером показать Бога!
  • Подростки очень подвижны, поэтому необходимо считаться с их потребностью в этом! После серьезного и долгого занятия можно сделать элементарную зарядку.
  • На каждом занятии устраивайте легкий завтрак.
  • Если душно - проветрите помещение.
  • С ними трудно разговаривать, т.к. свое мнение они считают исключительно правильным.
  • Меняется и их поведение: их выросший организм взывает к серьезности, а разум еще остается на детском уровне.
  • Они желают решать для себя все сами, не принимают советы старших.
  • Преувеличивают недостатки своей внешности, им кажется, что все обращают внимание только на них.
  • Они думают, что их никто не понимает.
  • Ради своей популярности идут за своими друзьями и подражают взрослым.

*Учителю необходимо построить хорошие отношения с подростками.
*Быть друзьями, но не забывать о своей власти.
*Уметь выслушивать мнение каждого подростка и дать правильную оценку с помощью Библии или на жизненном примере.
*Хранить доверие к себе - беречь тайны подростков.
Пс. 118:9; 2 Тим.2:22 .

МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПОДРОСТКАМ

Самый неудачный метод - это однообразный метод, который вы используете постоянно!

1. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД.

Сосредоточенный на учителе, информативный, объясняет, подчеркивает суть, что-то проясняет.

*Объяснения, лекции, демонстрация, заранее подготовленный материал, рассказы, иллюстрации.

2. ИССЛЕДОВАНИЯ И ОТКРЫТИЯ

Ученику отводится преобладающая активная роль. Старайтесь, чтобы ученики решали проблему сами! * Выяснение задания путем вопросов, решение проблемы, используя игры.

3. АКТИВНЫЙ МЕТОД.

Помогает ученикам улучшить навыки мышления и общения. Учит работать в группах.

*Групповые задания, пресс-конференции, обсуждения.

4. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД.

Полезен в начале урока для привлечения внимания молодежи. Помогает развитию урока. Применяется для завершения урока.

*Составление письменных планов на предстоящую неделю, творческое мышление, письменные работы, постановки, обыгрывание возможных жизненных ситуаций, использование музыки, изобразительное искусство, согласие /несогласие, обязательства.

Творческий метод является неоценимым подспорьем в обучении. Он помогает ребенку понимать и принимать Слово Божье. Библейские игры направляют ребенка на изучение материала и запоминание конкретных истин. Очень важно, чтобы учителя были обучены эффективному использованию разнообразных методов и материалов.

ВЫБОР МЕТОДА

  • От эффективности метода зависит достижение цели.
  • Учителя часто останавливаются на тех методах, которыми учились сами.
  • Если вы учите детей так, как учились сами, - то вы ленивы и не хотите выучить новые методы.

ПЕРЕД ТЕМ, КАК ПРИСТУПИТЬ К ОБУЧЕНИЮ И ВЫБРАТЬ МЕТОД, НЕОБХОДИМО ПОНЯТЬ 10 ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЕВ.

  1. Цели и задачи урока . Что ученики должны знать, уметь и делать? Урок должен быть сбалансирован между знаниями учениками Слова Божьего, правильным отношением к тому, чему оно учит, и желанием применять Слово в своей жизни.
  2. Количество учеников . Большой класс должен быть поделен на небольшие группы.
  3. Размер классной комнаты . Удобно ли будет заниматься в этом классе вашей группе? Отведенное время. Сколько времени имеется в вашем распоряжении для проведения урока
  4. Есть ли у вас время для нескольких видов деятельности на уроке? Остается ли у вас время для разбора и исследования Писания?
  5. Снаряжения и пособия . Оцените имеющиеся в вашем распоряжении снаряжения и пособия. Проверьте видео и аудио материал. Возможно, маленькие столы будут способствовать созданию более теплой и дружеской атмосферы во время урока.
  6. Ресурсы и программа . Еще раз оцените ваши учительские ресурсы и программу. Применима ли она к возрасту учеников? Старайтесь вовлечь всех учеников в процесс обучения. Подготовьте множество творческих методов, чтобы вдохновить их к послушанию Господу.
  7. Расположение комнат. Как расположена ваша комната, в тихом или шумном месте? Возможно, утреннее солнце не позволяет ученикам смотреть в проектор? Классы следует размещать в приспособленных для обучения помещениях.
  8. Возраст учеников . Не забывайте о возрастных характеристиках и нуждах ваших учеников. Концентрация внимания, абстрактное и буквальное мышление, речевые и моторные навыки - все это играет огромную роль при выборе методов.
  9. Климат в группе. Сколько времени учащиеся группы обучаются совместно. Если давно, то скорее всего, что они смогут делиться друг с другом своими мыслями на более глубоком уровне.
  10. Учитель. Собираться раз в неделю с другими учителями, чтобы молиться вместе с ними и обдумывать планы на грядущий месяц или четверть. Объединение учителей - метод сам по себе замечательный. Учителя могут показывать своим ученикам пример взаимоотношений. (1Кор.11:1 ).

ПОЗВОЛЬТЕ БОГУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВАС! НЕ УЧИТЕ ПО-СТАРОМУ, ПО-СВОЕМУ! УЧИТЕСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НОВЫЕ МЕТОДЫ! НЕ БОЙТЕСЬ ПРИМЕНЯТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ!

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Какому учебному процессу должен следовать учитель?

ПРИБЛИЗИТЬСЯ - ИССЛЕДОВАТЬ - ДЕЛАТЬ ОТКРЫТИЯ - ПРИНИМАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

  1. ПРИБЛИЗИТЬСЯ. Процесс сближения задуман с целью вовлечения ученика в тему урока и размышления о ней. В отношении маленьких детей это подразумевает виды деятельности, помогающие каждому ребенку испытать соприкосновение со Словом Божьим. Дети, прежде всего, выполняют задания, настроенные на подготовку к Библейскому разбору. Молодежь и взрослые обычно выполняют задания, заставляющие думать и высказывать вслух свои мысли по какой-то конкретной теме. Процесс сближения начинается с того момента, когда первый ученик входит в класс и продолжается до конца урока.
  2. ИССЛЕДОВАТЬ. Предоставьте ученикам исследовать Слово Божие и вы увидите плоды вашего метода обучения. Исследовательские задания требуют особой подготовки. Однако они оправдывают себя. Предоставьте детям возможность принимать участие в изучении Библии, и вы увидите их живой интерес, восхищение процессом нахождения нового. Молодежи и взрослым поиск и исследование необходимы для того, чтобы увидеть Слово Божие в новом свете.
  3. ДЕЛАТЬ ОТКРЫТИЯ. Ученикам необходимо не только изучать Слово Божие, но и наблюдать, делать открытие.
  4. ПРИНИМАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Иисус учил Своих учеников продвигаться к зрелости, Он вновь и вновь призывал Своих учеников к послушанию.

Мк.10:21 “Пойди, все, что имеешь, продай, раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест”.

Иак.1:22 “Будьте же исполнители Слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя”.

На уроке уделите время тому, чтобы помочь ученику применить Слово Божие в жизни и это утвердит их в движении к зрелости.

Настоящий учитель работает для изменения жизни своих учеников!

“КОСТЕР” УРОКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

  • Необходимо, чтобы ребенок лично откликнулся на Библейский урок, и начал применять его в своей жизни!
  • Необходимо, руководство Духа Святого, чтобы научиться получить отклик от ребенка и добиться применения урока в его жизни!
  • Настоящий учитель видит каждого ребенка, как неповторимое творение Божие, созданное Им с определенным замыслом.
  • Каждый ученик важен для Бога и достоин самого лучшего обучения Его Слову.
  • Мы должны пробовать новые идеи, чтобы понять наших учеников.

1. ПОГРУЖЕНИЕ.

Задача учителя: мягко направлять детей на этом этапе и сосредоточить их внимание на теме урока.

Начните урок таким образом, чтобы направить их внимание на какую-то нужду, пробудите интерес собеседования через этот вопрос.

Завладейте вниманием учеников и удерживайте его.

Урок должен быть интересным и уместным для подростка (провокационные вопросы, интересные предметы, остроумные пословицы, интересные истории, приключения, события, происходящие с подростками).

2. ОБНАРУЖЕНИЕ. РАСКРЫТИЕ СОДЕРЖАНИЯ.

Самая важная часть урока. Вы подводите учащегося к Слову Божьему, где он сам сможет обнаружить, что Господь говорит о его нужде!

Каждый ребенок обнаружит это быстрее, если урок будет представлен в стиле обучения, наиболее подходящим для него.

Учащиеся обнаруживают и обсуждают то, что говорит Слово Божие, и начинают размышлять о применении сказанного в своей жизни.

Создайте атмосферу для обучения. Заставьте учеников думать.

Обратите особое внимание на ключевые истины урока, применение их в повседневной жизни!!!

3. ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ.

Задайте вопросы - Как применить эту Библейскую истину в моей жизни?

Для подростков не столь важны фактические вопросы, важнее всего - практические.

Пусть Слово Божие изменяет жизнь и желания!

4. ПРИМЕНЕНИЕ (ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ)

Конкретное применение урока в повседневной жизни с последующим применением результатов.

Следовать истине в течение будущей недели.

Отвечать повиновением Богу.

Мы не только готовим людей с неограниченным знанием библейских фактов, а людей, которые преобразились интеллектуально, духовно, эмоционально, благодаря общению с Иисусом.

ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖНОГО СЛУЖЕНИЯ, ПОМОГАЮЩАЯ СТАТЬ ЛИДЕРОМ.

1. ДОСТИЧЬ НЕВЕРУЮЩИХ.

Это не глубокое изучение Библии - это общение верующих с неверующими. Можно устроить пикник, лагерь, поход, чтобы подростки могли пригласить своих неверующих друзей.

Что можно делать на таких встречах?

*Представления, викторины, музыкальная программа.

ЦЕЛЬ: ПРИВЛЕЧЬ И ДАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР.

ДЕВИЗ: “ПРИДИ И ПОСЛУШАЙ”!

2.ПРИДИ И ВОЗРАСТАЙ!

Направляйте учеников на пути духовного роста. Изучение Библии, пение, молитва.

Неверующие становятся заинтересованными, а верующие духовно возрастают.

*Это, например, может быть встреча на всю ночь у кого-то дома, в спортзале или в молитвенном доме.

ЦЕЛЬ: ВОЗРАСТАНИЕ В СЛОВЕ БОЖЬЕМ.

ДЕВИЗ: “ПРИДИ И ВОЗРАСТАЙ”!

3. УРОВЕНЬ СЛУЖЕНИЯ.

Готовьте подростков к служению. Помогите им найти их сильные стороны.

*Они могут выпускать свою собственную газету и раздавать ее людям (в газете говорить о том, чем они занимаются, что делают, что знают и что планируют).

*Они могут подготовить свою программу, с которой могут выступить в другой церкви или в другом месте.

ЦЕЛЬ: ВОСПИТАТЬ ЛИДЕРОВ ИЗ УЧЕНИКОВ.

ДЕВИЗ: “ПРИДИ И СЛУЖИ ДРУГИМ”.

4. УРОВЕНЬ ЛИДЕРСТВА.

Вырастить лидеров в группе.

*Готовить воспитателей для детских лагерей на неделю. Это можно делать через их служение, а учитель только “ГИД”.

ЦЕЛЬ: ВОСПИТАТЬ, РАЗВИТЬ ЛИДЕРСТВО.

ДЕВИЗ : “ПРИДИ И ВЕДИ ДРУГИХ”.

5. УРОВЕНЬ УМНОЖЕНИЯ - ВЕСТИ ЛИДЕРОВ.

Это как копирование самого себя. Учить тому, что делаете вы! Делать это, как это делал Христос Подготовка старшеклассников, студентов для руководящего служения.

ЦЕЛЬ: БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ ЛИДЕРОВ.

ДЕВИЗ: “ПРИДИ И УЧИ ЛИДЕРОВ!”.

РАБОТАЯ С ПОДРОСТКАМИ, УЧИТЕ ИХ:

  • Что всеми быть невозможно. 1Тим.4:16а
  • Что Богу они нужны такие, какие они есть. Пс.138:14
  • Чтобы они думали о себе так, как думает о них Бог. Рим.12:3
  • Что глубоко раскаянные грехи из-за Божьего хребта может достать только лукавый и они сами, т.е. мы согрешаем тогда, когда поддаемся лукавому.
  • Что все доброе, что есть в них, все это дар Божий! Ин. 3:30
  • Возносить себя в своих мыслях, чувствах, оценке себя по сравнению с другими людьми, но при этом всех остальных почитать выше себя. Фил. 2:3

Кроме этого есть ПРАВИЛА :

  • “Все мне позволительно, но не все полезно”. 1Кор.6:12а
  • “Все мне позволительно, но не все должно обладать мною”. 1 Кор. 6:12б
  • “Все мне позволительно, но не все назидает”. 1Кор.10:23
  • “Все мне позволительно, но я не должен делать ничего, что бы соблазнило брата моего”. 1Кор. 9:19-22
  • Какое общество можно посещать? - Если ты не уверен, что возвратишься таким, каким пошел туда, не иди!

Под редакцией В.И.Федоровой

Урок 5: Настоящий расточитель

Памятный стих : «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3:1).

Тексты для изучения: Лк. 15:11-32; 1 Ин. 3:1; Еф. 3:8, 9.

Главная мысль : Благодать напоминает нам о щедрой Божьей любви.

Слышали ли вы историю, подобную тому, как преступники угнали машину, в которой сидел малыш, пристегнутый ремнем к сиденью? Несясь по дороге, грабители открыли дверь машины и вытолкнули малыша вместе с сиденьем. Какие чувства вы испыты¬ваете к таким людям? Как относится к ним Бог? (См.Лк. 15:11-32; 1 Ин. 3:1;Еф. 3:8,9.)

* * *

У вас есть какая-нибудь работа для меня? - спросил безработный у фермера. - Я могу делать все, что угодно.

«Ну конечно, с такими-то нежными руками! За кого он меня принимает?» - подумал фермер.

Не смотрите на мою одежду, она чуток потрепалась. У меня, знаете ли, сейчас не лучшие времена.

«Еще бы! А кому сейчас легко? Голод тяжело отразился на всех нас. Но похоже, что ты еще недолго голодал. Да и глаза у тебя не как у земледельца. Ты, вероятно, пьяница. Наверное, где-то твой папаша молится за тебя все ночи напролет», - продолжал думать фермер, а потом произнес:

Ладно парень, есть у меня для тебя работа. Начнешь внизу и закончишь наверху! Ха-ха-ха! Посмотри туда. Это помойная яма для свиней. Выгреби ее всю. Вот тебе лопата. А когда закончишь, то ступай туда. Будешь трясти деревья и кормить свиней желудями. Вот такая работа. Согласен или нет?

Согласен, - ответил работник и, опустив гордые плечи, стал спускаться вниз, к помойной яме.

Вычерпывая грязь из помойной ямы, он пытался не думать об ужасном запахе, вспоминая о своих лучших временах. Он вспомнил красивый дом, который был у него в городе, и всех своих друзей. Совсем недавно он был первый парень в городе. Всем были известны его шумные вечеринки, кстати, дорогие. Неужели он растратил все свое наследство? Да, оттуда уже больше нечего взять.

Угрызения совести давили на него, когда он вспомнил о том, как отец отдавал ему свои деньги. Казалось, что отец постарел за одну ночь. «Ах, вот в чем дело!» - крикнул работник свиньям. - Отец знал, что дело дойдет до этого! Вот об этом он хотел мне сказать!»

Вычистив всю яму, работник вскарабкался на дерево, которое стояло неподалеку. Раскачивая дерево всем телом, он старался натрясти достаточно желудей не только для свиней, но и для самого себя. Пока он, уставший, с занемевшими руками и ногами, спускался с дерева, свиньи все уже съели.

В этот момент он вспомнил, как вкусно его кормили дома. Интересно, а что там сегодня приготовили на обед? Его отец был очень щедрым человеком, и все его работники ели с ним за одним столом. У отца было совсем не так, как у скупердяя-фермера. «У меня действительно прекрасный отец, - пробормотал парень. - Если бы только... нет... я не смогу это сделать».

Так и жил он среди свиней, выполняя одну и ту же работу, как вдруг в один прекрасный день молодой человек почувствовал, что лопата ударила в камень. Больше некуда было копать. Для него настал час прозрения, как будто кто-то открыл ему глаза. Почему же он не подумал об этом раньше? «Я пойду домой к своему отцу, где с каждым обращаются достойно, где для всех хватает еды, где уважительно относятся к слугам. Я скажу своему отцу: „Отец, я согрешил пред тобой. Позволь мне работать у тебя в хлеву", - подумал молодой человек. Не сознавая того, что делает, спотыкаясь, побежал он домой. Всю дорогу он бежал и проговаривал слова покаяния: «Отец, я согрешил против Бога и против тебя».

Отец увидел сына, когда тот был еще далеко, и побежал ему навстречу. Казалось, что старик даже не слышал его покаяния, разбивающего сердце. Он поспешно ввел сына в дом, приказал слугам принести для него дорогую одежду и устроил щедрый пир по поводу его возвращения.

«Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся», - радуясь, напевал старик. Даже завистливые укоры старшего сына не могли помешать его радости. «Он был мертв и ожил, пропадал и нашелся!» Это история о благодати. Грешник уходит далеко, но Небесный Отец не перестает любить его. Благодать напоминает нам о щедрой Божьей любви.

* * *

Суббота

Воскресенье

* Прочитайте рассказ «Настоящий расточитель».
* Напишите в вашем дневнике исследования Библии список растрат блудного сына.
* Прочитайте памятный стих.
* Подумайте, распространяется ли благо¬дать Божья, описанная в притче, на угонщиков автомобилей, о которых вы читали в начале? А что если бы они убили малыша?
* Просите Бога, чтобы Он помог вам понимать Его благодать.

Понедельник

* Прочитайте Лк. 15:11-19.
* Подумайте о том, кто был явным расточителем в этом рассказе? («Расточительный» обозначает человека, безрассудно тратящего что-либо.) Стих 12 говорит нам о том, как были растрачены, разорваны семейные узы. А что еще было безрассудно потрачено (прочитайте 13-й стих)?
* «Блудные сыновья» отворачиваются от Бога для того, чтобы жить самостоятельно. Вспомните, было ли в вашей жизни нечто подобное?
* Просите Бога простить вас.

Вторник

* Прочитайте Лк. 15:20-24.
* Подумайте о той великой радости, которая переполняла отца по поводу воз-вращения своего сына? Не слишком ли бурно он выражает свою радость? Почему да, почему нет? Может быть, ему следовало наказать блудного сына? Что расточает Небесный Отец?
* Повторите памятный стих. Где мы видим в нем проявление щедрой любви?
* Просите Бога о том, чтобы вы всегда помнили о Его бесконечной любви к вам при любых обстоятельствах.

Наставники молодежных групп! Вы ищете способ расшевелить ваших крещеных подростков в этом году? Вы пытаетесь понять, как помочь им научиться использовать , чтобы делиться верой? Я размышлял над этими вопросами несколько лет назад. Оглядываясь назад и смотря на мой путь с Богом, я понимаю, что большинство отрывков, которые я знаю наизусть, я выучил в студенчестве, когда запоминал расположение 100 полезных отрывков. Я решил проделать то же самое с подростками и их наставниками.

Цель состоит не в том, чтобы запомнить точные слова в отрывке, а в том, чтобы знать его тему и расположение в (книгу и главу). Например, «Ищите и найдете» (Евангелие от Матфея 7:7-11). Если подросток в школе разговаривает со своими друзьями о Боге, и его друзья спрашивают, как найти Бога, он может вспомнить фразу «ищите и найдете» и знать, что это в 7 главе Евангелие от Матфея. Затем подросток может обратиться к 7 главе Евангелия от Матфея и, бегло просмотрев её, найти нужный отрывок. Благодаря такому подходу к изучению, они помнят расположение ключевых отрывков. Также мы вдохновляли их выделять маркером ключевые отрывки в своей Библии, чтобы их было легче найти.

Для построения единства среди подростков и наставников, мы все вместе учили отрывки во время наших встреч. Сначала мы читали 10 отрывков, обсуждали, почему они полезны, а затем договаривались учить их наизусть в течение последующих двух недель. Следующую встречу мы начинали с письменного теста на знание 10 предыдущих отрывков, проверяли тесты друг друга и работали над изучением следующих 10 отрывков. Каждый раз мы писали тест, включающий все отрывки, выученные к этому моменту. Это позволило нам в завершении 6 месяцев написать тест на знание всех 100 полезных отрывков. Было удивительно видеть рост ребят.

В итоге подростки и их наставники были круче студентов в знании Слова и могли использовать эти отрывки для благовестия, при изучении Библии с кем-либо, а также наставляя друг друга.

Я надеюсь, этот способ поможет вам в укреплении служения.

100 полезных отрывков из Нового Завета для подростков:

1. Дисциплина (да это да): Матфея 5:37

2. Прощение: Матфея 6:15

3. Ищите прежде всего Царства Небесного: Матфея 6:33-34

4. Ищите и найдете: Матфея 7:7-11

5. Узкий путь: Матфея 7:13-14

6. Разрешение конфликтов: Матфея 18:15-17

7. Библейское невежество: Матфея 22:29

8. Главная заповедь: Матфея 22:34-40

9. : Матфея 27:45-54

10.Погребение Иисуса: Матфея 27:57-60

11. Воскрешение Иисуса: Матфея 28:1-9

12. Большое поручение: Матфея 28:18-20

13. Ловцы душ: Марка 1:16-20

14. Противостояние в семье: Марка 3:20-21, 31-35

15. Традиции: Марка 7:6-9

16. Грехи сердца: Марка 7:20-23

17. Вера в молитву: Марка 11:22-24

18. (спасение): Марка 16:16

19. Ученичество (отвергнуть себя):Луки 9:23-26, 57-62

20. Подсчет стоимости: Луки 14:25-35

21. Два Господина: Луки 16:13

22. Настойчивая : Луки 18:1-8

23. Самоправедность: Луки 18:9-14

24. Воплощение: Иоанна 1:14

25. (ревность и осуждение): Иоанна 2:17

26. Ученичество (верность учению): Иоанна 8:31-32

27. Слово (стандарт, по которому будем судимы): Иоанна 12:47-49

28. Ученичество (любовь): Иоанна 13:34-35

29. Иисус (Путь): Иоанна 14:6-7

30. Ученичество (плоды): Иоанна 15:8,16

31. Молитва за единство: Иоанна 17:20-23

32. : Деяния 2:36-39

33. Церковь в Новом Завете: Деяния 2:42-47

34. Учеников называют христианами: Деяния 11:26

35. Ежедневное : Деяния 17:10-12

36. (времена определяет Бог): Деяния 17:24-27

37. Крещение (смой свои грехи): Деяния 22:16

38. Покаяние (доказанное делами): Деяния 26:19-21

39. (падение человечества): Римлянам 1:18-32

40. Грех (все согрешили): Римлянам 3:23

41. Крещение (погребены с Христом): Римлянам 6:1-8

42. Святой Дух (под властью духа): Римлянам 8:9

43. Вызывающие разногласия: Римлянам 16:17

44. Разделения на группы: 1-е Коринфянам 1:10-12

45. Тело – это храм: 1-е Коринфянам 6:19-20

46. Не все полезно: 1-е Коринфянам 10:23

47. Любовь: 1-е Коринфянам 13:1-8

48. Настрой свои глаза (на невидимое): 2-е Коринфянам 4:16-18

49. Любовь Христа обязывает нас: 2-е Коринфянам 5:14-15

50. Брак с христианином: 2-е Коринфянам 6:14-15

51. Покаяние (печаль, угодная Богу): 2-е Коринфянам 7:8-11

52. Ложная доктрина: Галатам 1:6-10

53. Крещение (одежда): Галатам 3:26-27

54. Грехи плоти: Галатам 5:19-21

55. Плоды духа: Галатам 5:22-25

56. Посев и жатва: Галатам 6:7-10

57. Благодать/милость (спасены по ней): Ефесянам 2:8-10

58. Церковь (основание): Ефесянам 2:19-22

59. Грех (совет): Ефесянам 5:3-7

60. Духовная битва: Ефесянам 6:10-20

61. Бескорыстие: Филиппийцам 2:3-4

63. Все могу во Христе: Филиппийцам 4:13

64. Господство Христа: Колоссянам 1:15-20

65. Крещение (вера): Колоссянам 2:12

66. Высокое качество: Колоссянам 3:23-24

67. Грех (сексуальный): 1-е Фессалоникийцам 4:3-8

68. : 1-е Фессалоникийцам 5:1-2

69. Работать: 2-е Фессалоникийцам 3:10-12

70. Иисус – посредник: 1-е Тимофею 2:5

71. Жизнь и учение: 1-е Тимофею 4:15-16

72. Святой Дух (сила): 2-е Тимофею 1:7

73. Корректно трактуй Слово: 2-е Тимофею 2:15

74. Грех (последние дни): 2-е Тимофею 3:1-5

75. Писание (вдохновлено Богом): 2-е Тимофею 3:16-17

76. Проповедуй Слово: 2-е Тимофею 4:1-5

77. Благодать/милость (учит нас): Титу 2:11-13

78. Покоряйтесь властям: Титу 3:1-2

79. Проповедовать Евангелие: Филимону 6

80. Ободрение: Евреям 3:12-13

81. Слово Бога (живо и действенно): Евреям 4:12-13

82. Иисус (искушен как и мы): Евреям 4:14-15

83. Церковь (встречается вместе): Евреям 10:23-25

84. Вера: Евреям 11:1,6

85. Настрой свои глаза (на Иисуса): Евреям 12:1-3

86. Горький корень: Евреям 12:14-15

87. Добрачный секс: Евреям 13:4

88. Наставники: Евреям 13:7,17

89. Будь быстр на слушание, медлен на язык: Иакова 1:19-20,26

90. Вера и дела: Иакова 2:14-26

91. Грех бездействия: Иакова 4:17

92. : Иакова 5:16

93. Жить для праведности: 1-е Петра 2:21-25

94. Крещение (спасение/совесть): 1-е Петра 3:18-21

95. Потеря спасения: 2-е Петра 2:20-22

96. Жить как жил Иисус: 1-е Иоанна 2:3-6

97. Суетность: 1-е Иоанна 2:15-17

98. Ненависть и расизм: 1-е Иоанна 4:20

99. Теплый/равнодушный: Откровения 3:15-16

100. Грех (трусость): Откровения 21:8

Небольшая московская церковь. Несколько подростков, приходивших на занятия детской воскресной школы выросли и перестали посещать богослужения. Знакомая история, правда?

И естественно возникает вопрос, почему это произошло?

Причин может быть несколько: здесь и победа мирских интересов и ценностей, и отсутствие самостоятельной осознанной веры и личных отношений с Богом в жизнях отошедших от Бога молодых людей, может быть какие-то иные личные причины...

Но вместе с тем, одной из причин их отпадения могло быть и отсутствие в церкви какой-либо адаптации для подростков.

Подростки выросли из формата воскресной школы «поделки плюс Суперкнига или библейские истории, плюс стихи и песни», их нежелание присутствовать на богослужении частично удовлетворено - они могут уйти после прославления и первой проповеди, вот только куда?

Для решение этой проблемы в церкви была создана подростковая группа воскресной школы с несколькими преподавателями, и в ней приняты некоторые принципы, о которых далее и пойдёт речь.

Прежде всего, мы отказались от преподавания библейских историй. В них нет нужды. Общение человека с Богом через Священное Писание, когда человек с верой исследует Слово Божье, внимает ему, и размышляет над ним отличается от изучения историй. Отошедшие от Бога подростки знали этих историй предостаточно.

Равным образом, при отсутствии опыта возрождения у подростков, для них бессмысленно серьёзное изучение христианских доктрин.

Осознавая необходимость спасения каждого человека через личную веру в Иисуса Христа, мы всё-таки не поставили основной целью воскресной школы евангелизацию церковных подростков. Дело в том, что преподаватель воскресной школы, конечно, может принудить учеников к покаянию, но вряд-ли такое покаяние будет следствием осознанного выбора и окажется моментом зарождения здоровой христианской личности дитя Божьего. Мы считаем, что церковный подросток, как и любой человек, должен приводиться к покаянию и вере проповедью на богослужении или индивидуальной беседой.

Какие же, в таком случае, цели могут ставиться перед подростковой воскресной школой?

Цели воскресной школы

Первая цель - интеграция подростков в церковь.

Согласно Библейскому взгляду церковь - это община верующих людей, из разных национальностей и разных слоёв общества, объединённых Духом Христовым в единое Тело, наделённых различными служениями и различной ответственностью. Может ли быть лёгкой задача сделаться частью такого тела (поместной церкви), так чтобы получить участие в необходимом наставлении и также получить посильное служение? Для пришедших из мира новообращенных верующих существуют определённые механизмы интеграции, наиболее общепринятые и понятные из которых - малые группы, группы по изучению Библии и занятия по подготовке к принятию крещения. Подростки же, зачастую оказываются этого лишены. Не будучи возрождёнными, они не подготавливаются к крещению, малые группы и группы по изучению Библии для них недоступны в том случае, если подростки не самостоятельны и приезжают в церковь только вместе с родителями.

Как же, в таком случае, подростковая воскресная школа может послужить интеграции подростков в церковь?

Участие церковных служителей в занятиях воскресной школы.

Участие в уроке служителя - не просто драгоценное внимание со стороны руководства церкви, это и возможность познакомиться с церковным устройством, и ощутить причастность подростковой группы взрослой церкви.

Уроки, посвящённые христианской евангельской идентичности.

Мы были удивлены тем, что подростки не знают особенностей конфессии, к которой принадлежат, не могут объяснить, почему ходят в церковь, относящуюся к этой конфессии (в нашем случае - евангельские христиане-баптисты). Они не знают истории своей конфессии и своей поместной церкви, хотя это и не удивительно - большинство христиан, к сожалению, не знают своей истории. Однако у церковных подростков есть огромная потребность в такой информации, поскольку в школе одноклассники задают им вопросы, в какую церковь они ходят и почему?

Уроки, посвящённые роли церкви в жизни подростка.

Эти уроки могут проводиться в дискуссионной форме - какова роль церкви в вашей жизни? Зачем вы приходите в церковь? Какой должна быть церковь? Урок о дружбе затрагивает вопрос дружбы с верующими и неверующими. К сожалению, современные церковные подростки проводят свободное время, отмечают праздники с неверующими друзьями, проживающими поблизости, с одноклассниками, а не с друзьями из церкви. С церковными друзьями они гораздо меньше созваниваются и переписываются, потому что привыкли к тому, что общение с друзьями из церкви происходит только по воскресным дням. Эту проблему необходимо решать привлекая родителей, которые способствовали бы встречам своих детей вне богослужений, проведению совместных семейных торжеств.

Интеграции подростков в церковь служат, как ни странно, мероприятия вне богослужений. Мы провели встречу по настольным играм и несколько поездок в церкви Московской области, в которых участвовали ученики подростковой воскресной школы. Апостол Павел говорит о «всяких взаимно скрепляющих связях», действующих в теле Церкви (Еф 4:16) и думается, что первой из таких связей является дружба.

Особенно важно в деле интеграции подростков в церковь участие церковной молодёжи. Разумеется, без внешнего побуждения и бесед со стороны руководства церкви не обходится: молодёжь с трудом замечает потребности вне своего круга, это вполне естественно, но после бесед с пастором в молодёжи нашлось несколько человек, начавших общающихся с подростками, и делающих это с удовольствием.

Вторая цель - воспитание христианского характера

Человек живёт, руководствуясь определёнными принципами (или их отсутствием). Выработка христианских принципов - одна из важнейших задач Воскресной школы. Мы не найдём в Новом Завете заповедей, подобных ветхозаветным заповедям. Все нравственные наставления Нового Завета нацелены именно на воспитание христианского характера. Воскресная школа обладает такими возможностями для воспитания христианского характера, какими не обладает кафедра проповедника: на занятиях воскресной школы может разворачиваться дискуссия, в которой ученики сами могут доказывать своё мнение, ученики могут вести конспекты, получать домашние задания. Наконец, ученики молоды и поддаются влиянию (в том случае, если преподаватель завоевал такую возможность).

Каким же образом воспитывается христианский характер?

Первым занятием мы анонсировали, какими будут наши последующие уроки. «В школе вам приходится решать задачи, и чем старше вы становитесь, тем более сложными становятся задачи. На школьных уроках вы учитесь их решать. Но жизнь также ставит перед всеми нами задачи, которые приходится решать: когда неверующие люди предлагают нам закурить или выпить пива, когда возникает потребность поступить нечестно - это тоже задачи, которые требуют правильного решения. На наших занятиях мы будем учиться решать такие задачи».

На занятиях не просто звучат нравственные требования, эти требования объясняются и обсуждаются. Почему мы должны избирать определённую модель поведения, делать одно, воздерживаться от другого? Бессмысленно требовать от подростка исполнения чего-то, важности и причин чего он не понимает. В таком исполнении он не будет самостоятелен и твёрд. А ведь подросток находится в поиске своей идентичности: он пытается ассоциировать себя с группой и принять на себя её правила, только сделать это самостоятельно. Навязанные ценности в этом возрасте отвергаются, своя система ценностей формируется по принципам: «эта система ценностей идентифицирует меня с группой, которой мне хочется принадлежать», и «эта система ценностей отражает мои принципы, которые я сам выбрал и готов подтверждать их своим поведением и другими внешними признаками».

Третья цель - выработка навыков общения с Богом

Пример личной веры преподавателя здесь очень важен. И необходимо иметь ввиду, что подростки распознают фальшь и отторгают фальшивящего педагога. Педагог не сможет призывать вести духовную жизнь в том случае, если сам лишён её. В каких-то случаях лучше признаться в своём несовершенстве, сказать, что «мне не всегда удаётся делать то или иное, но я стараюсь, я понимаю, что мне это надо, и я верю, что Бог поможет мне решить эту задачу».

Однако, подростки нуждаются в том, чтобы видеть пример героизма. Можно удивляться тому насколько они бывают ленивы и неспособны делать простых, казалось бы вещей, но можно также удивляться и тому, как будучи воодушевлёнными, они совершают поистине героические поступки. А воодушевляет их всегда личный пример.

Практика ведения воскресной школы

Прежде всего, мы были озадачены поиском подходящей программы. То, что бы полностью нам подходило, мы так и не смогли найти. Нас не устраивало мощное эмоциональное давление, вынуждающее к покаянию, в других случаях - стиль изложения материала или концентрация на второстепенных вопросах. В настоящее время ни одна из программ не принята нами как основная.

Мы выбрали темы занятий. Эти темы должны быть насущными, должны перекликаться с жизнью подростков вне церкви. Это: «Дружба», «10 заповедей», «Церковь», «Авторитет», «Магия», «Лень», «Цели», «Благоговение», «Дисциплина», «Развлечения» и т.д.

Мы определились со стилем ведения занятий. Это дискуссионность, Библейский характер, практичность.

Дискуссионность.

Подростки не воспринимают безапелляционных поучений. Если дать им возможность самостоятельно взвешивать «за» и «против», если дискутировать и отстаивать свою точку зрения, если предложить подросткам самостоятельно формулировать аргументы и искать ответы на вопросы «почему?» и «зачем?» - они не будут отторгать материал.

Что касается практики, то дискуссионность сопряжена с риском потери контроля над уроком. Здесь от преподавателя требуется аргументированно и с мягкой властью пресекать попытки подростков увести дискуссию в сторону. Кроме того, опыт показал, что дискуссии проходят в подростковой группе довольно шумно, с учениками, теряющими внимание, отвлекающимися и балующимися. Десять-двенадцать лет - это практически дети, и потому урок с дискуссии начинать не следует. Всё наиболее важное необходимо высказать в начале урока, а дальше - подтверждать и развивать тему, находить практическое применение пройденному.

Подростки невнимательны к преподавателю и друг к другу. Приходится управлять дискуссией, так чтобы она продолжалась в правильном русле, чтобы были услышаны мнения, и в процессе дискуссии подростки продолжали думать и находить решения.

Без активного участия преподавателя дискуссия превращается в гвалт, подростки отключаются и начинают заниматься своими делами, баловаться и мешать друг другу. Так происходит всегда, опыт участия в настольных играх с подростками показал, что так происходит даже в играх, которые самих подростков сильно интересуют, поэтому при потере внимания, баловстве не следует думать, что форма занятия в виде дискуссии выбрана неправильно, просто подростки ещё нуждаются в помощи преподавателя в поддержании дисциплины и направления обсуждения в правильном русле. Не следует при этом стыдить подростков, поскольку они ведут себя вполне в соответствии со своим возрастом.

Библейский характер

Отказ от библейских историй не означает, что уроки могут обойтись без Библии. Небиблейский урок не имеет смысла и ценности. Подростки приходят на занятия со своими Библиями. Даже покупка Библии может стать мероприятием, на которое можно отправиться вместе, и которое может послужить делу интеграции.

Контекст

Урок о Десяти заповедях. Преподаватель красочно описывает бредущий по пустыне народ. «Они шли на встречу с Богом. Что они ожидали увидеть? Вот они все собраны в долине, вокруг горы, а самая большая из гор покрывается дымом. Полыхает огонь, а вокруг гремит гром и сверкают молнии. И звук, похожий на гудение труб, но громкий... Они всё ещё хотят увидеть Бога? Им страшно, поскольку никто не жил такой святой жизнью, которой мог бы быть доволен Бог. И чем грозит встреча? А как вообще нужно жить? В рабстве всё было понятно, а как теперь построить свою жизнь, как стать не толпой, а народом, государством? Что для этого нужно? И вот они выталкивают вперёд Моисея, чтобы он говорил с Богом. А что Бог мог сказать Моисею? «Молодец, Моисей, ты справился с первой частью задачи, благодаря тебе эти люди теперь стоят здесь, дрожат и смотрят как плавится гора» - Бог сказал нечто более важное, Он ответил на вопрос, как теперь жить всем этим людям».

Возврат к контексту важен не только для того, чтобы текст получил однозначное толкование, не только для того, чтобы подойти ближе к исходному значению текста, ответить, для чего текст написан. Возврат к контексту важен потому что подростки учатся пользоваться Библией, они начали изучать её и должны научиться пользоваться Библией правильно.

Библейские тексты

Подростки учатся находить текст в своих Библиях. Это вносит некоторую суматоху в занятие, но от этого не следует отказываться.

Количество библейских текстов не должно быть большим. В подготовке к занятию приходится отсеивать множество текстов, чтобы выбрать один, который мог бы стать центральным текстом урока. Его следует заучить, и научить подростков пользоваться этим текстом в повседневной жизни. Кроме него, можно использовать ещё один, максимум два текста, но не больше. В любом случае, большее количество текстов не будет воспринято и прозвучит впустую.

Практичность

Практическая применимость и востребованность получаемых знаний - необходимое условие для того, чтобы урок был воспринят. Подростки говорят о своей вере и о посещении церкви своим школьным друзьям. Им приходится выдерживать мощнейшее давление со стороны сверстников, склоняющих их к греху, у них множество дел и увлечений, в которых у подростков нет абсолютной уверенности - правильно ли они поступают. И при этом многие вопросы они стесняются задавать и никогда не обсуждают их с родителями. Да ещё дети верующих родителей умеют давать такие ответы на вопросы, которые учитель воскресной школы хотел бы от них услышать, и этими ответами скрываются их подлинные проблемы. Подросткам нужны такие уроки, которые помогли бы им сохранить себя и свою веру, поддержали бы их во враждебном обществе.

Говоря о практичности мы также подразумеваем достижение уроком цели. Как сделать, чтобы подростки усвоили урок и могли использовать знания в жизни? При всех отступлениях и ветвлении мысли, в уроке должна прослеживаться одна идея, которая всплывёт в памяти в нужную минуту, лейтмотив, слоган.

Урок о магии. Подростков окружает множество опасных духовных практик: гадания и астрологические предсказания, обряды непонятного происхождения, приметы, спиритизм и, наконец, просто фильмы ужасов и рок музыка. Говоря об опасности любых форм магии, включая бытовую, такого плана как присесть перед дорогой, и т.п. мы сформулировали с подростками не только библейские основания но и форму ответа, неоднократно звучащий и несколько раз обыгранный лейтмотив урока: «это не для меня». По свидетельству ученицы воскресной школы, ей довелось после урока дать ответ на приглашение погадать ей именно в такой форме: «это не для меня». Таким образом, урок оказался практичным и применимым в жизни.

Другой пример. На уроке, по теме «Авторитет» рассматривалось влияние, которое может оказываться на подростка со стороны церкви и церковных служителей. В свою очередь, церковные служители со стороны рядовых верующих таже подвергаются проверке Писанием, и их влияние ограничивается рамками библейских требований (Деян 4:18). И всё же, подростку приходится слушаться церковных служителей, его свобода ограничивается церковной дисциплиной. Рассматривая, как требования старших, при условии соответствия Писанию, служат подростку ко благу мы предложили такой лейтмотив: «мне это надо». Подросток соглашается на ограничение своей свободы именно потому, что это ему на пользу, и он должен осознавать свою заинтересованность в исполнении предъявляемых к нему требований.

Сотрудничество педагогов

Педагоги самостоятельно подготавливают уроки, подбирают материал, но на уроках присутствуют и преподаватели не задействованные в данный момент. Потом урок обсуждается. Мы убедились, что нуждаемся в тесном сотрудничестве, и дополнительных встречах, а также в помощи родителей учеников воскресной школы и служителей церкви.

Отношение родителей к воскресной школе в основном потребительское. Для них важно, чтобы воскресная школа в церкви была, чтобы она прививала подросткам азы христианской веры, христианской морали и привлекала ко Христу. В то же время действовать совместно с воскресной школой, обучая своих детей на неделе, или даже просто - интересоваться, о чём говорили на занятиях для них затруднительно. К этому приходится призывать, периодически устраивая родительские собрания.

Вот такие будни воскресной школы. Для нас это во многом эксперимент. Этот эксперимент оживил не только подростковую среду, но и молодёжь, и самих участников этого служения. Все мы получаем Божьи благословения, и надеемся, что это служение не останется без плода, но не только: ещё мы надеемся, что когда наши подростки вырастут - у них останутся тёплые воспоминания о воскресной школе, о времени, проведенном полезно и интересно.

Держи что имеешь (слайд 1)

Цель урока: учить подростков ценить своих верующих родителей и христианское воспитание, которое они получили в семье

Заинтересовка. (слайд 2) Предлагаются портреты различных правителей. Как вы думаете, что в этих людях общего? (они с молодого возраста занимали особое положение- царское. Например, Тутанхамон стал фараоном в 9 лет, Елизавета 2- в 25, Владимир Мономах – в 20, Иван Грозный – в 3 года, а Мария Стюарт считалась правящей королевой почти с рождения, так как ее отец умер когда ей было 6 дней). А как вы узнали, что это – не простые люди?
у них на голове есть отличительный знак- корона, венец.

Как вы думаете, легко ли носить его? (слайд 3)

1) его тяжело носить (Большая императорская корона в царской России весила 1,9 кг, императорская корона Елизаветы 2 весила 3 кг, корона Врацлава 2,5 кг)

2) его все видят (зависть)

3) с ним ты должен постоянно «держать марку»

4) дает преимущества

5) есть люди, которые хотят тебя лишить короны

Основная часть.

Что в нашей жизни является таким венцом? (после ответов из зала слайд 4) Притчи 1:8-9. Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

Это наставления родителей. С ними иногда бывает так же сложно идти по жизни. Может быть, кто-то из вас когда-то думал, что он зря родился в христианской семье. Давайте для примера посмотрим, как живут другие дети. (слайд 5)

В России 748 тыс сироты

В детских домах 105 тыс детей

Под опекой, усыновление- 68 тыс детей

В неполных семьях воспитывается 7,1 млн детей в России

Но даже в полных стабильных семьях есть свои проблемы. (слайд 6)

По статистике, отец проводит с ребенком 5 минут в день, мать- 1 час. Если оба родителя работают, то они проводят с ребенком в среднем 19 минут + еще 16 минут в которые они делают одновременно какое-то дело. Ребенок предоставлен сам себе 23,5 часа в сутки. Что может в него вложиться? Но тем не менее, ребенок за первые 5лет своей жизни познает больше, чем за любые другие 5 лет. (слайд 7)

Если ребёнок видит вражду - он научится осуждению и злобе.

Если ребёнок слышит насмешки - он станет застенчив.

Если ребёнка ругают, то он будет жить с чувством вины.

Если же он увидит терпимость и прощение, то вскоре и сам научится терпеть и прощать.

Если ребёнка хвалят - он вырастет благодарным и уверенным в себе.

Если к нему справедливы - он познает правосудие.

Если его любят - он познает любовь.

Давайте посмотрим на библейские примеры. Кто они, дети верующих родителей? (по описанию определить личность)

  • Был вторым человеком при дворе языческого царя. Был объектом постоянной зависти придворных. В юном возрасте был захвачен в плен. Его вера подверглась сильному испытанию дважды: в юном возрасте и второй раз в зрелые годы чуть не расстался с жизнью.
  • Воспитывался в царском дворце в традициях и обычаях языческого народа. Получил прекрасное образование, но предпочел страдания и тяготы жизни с Божьим народом роскоши дворца. Выполнил сложную миссию руководства трехмиллионной толпой людей.
  • О нем мать молилась еще до рождения. Но воспитывался он не в родительском доме. Под его руководством Израиль сплотился в единую нацию, готовую противостоять врагам. Был пророком, имел очень близкие отношения с Богом.
  • Во время царствования этого правителя Израиль переживал свой расцвет. Серебро не считалось драгоценностью, потому что его было очень много. Войн не было. Велись многочисленные постройки, налаживались связи с другими странами. Сам царь прославился не только своими дипломатическими способностями и бессчетным богатством, но и необычайным умом.
  • Первый правитель объединенного Израильского царства. Ему принадлежит заслуга завоевания Иерусалима и переноса столицы именно туда. Имел очень близкие отношения с Богом, множество фактов через него было предсказано о Христе.
  • Занимал руководящую должность, спас от гибели целый народ. Прошагал десятки километров по пустыне, имел большое любящее сердце.

Библейская история.

Давайте последнего персонажа рассмотрим более подробно. Мы будем смотреть на этапы его жизни, а вы подумайте, насколько сложно ему было остаться верным Богу в этой ситуации, сохранить родительские наставления.

(чертим график, ось по горизонтали- этапы жизни, ось по вертикали- сложность)

  • Ненависть братьев Быт 37:4
  • Продажа собственными братьями Быт 37:28
  • Успех в делах Быт 39:2 (успех тоже может быть сильным искушением- где-то своровать, солгать, возгордиться)
  • Ложное обвинение Быт 39:19 (обратите внимание, что он не пытался себя защищать)
  • Темница Быт 39:20 (сколько лет он там сидел?) -одиночество
  • халатность виночерпия Быт 40: 14, 23
  • второй после фараона Быт 41:40

По нижней границе испытаний проведите черту. Как вы думаете, сложно ли было ему следовать отцовским принципам? А следовал ли он им? Давайте прочитаем Быт 48:5. Почему Иаков назвал их своими сыновьями? Он увидел в них евреев, а не египтян! Иосиф понял за эти годы, что папино воспитание РАБОТАЕТ, и что если жить так, как папа учил, то ты реально будешь иметь благословение от этого.

Применение.

Говорят, что родителей не выбирают. И те правители, которые родились в царских семьях, не выбирали себе родителей. Но нам повезло несказанно больше их! Как вы думаете, почему? (5 причин записать) (слайд 8)

Мне понравилось высказывание одного пастора: « Если говорить обо мне, то никто не может сказать в мой адрес: «Из болота – к Богу». Я там не был, и, честно говоря, даже близко никогда не подходил (может быть, это не столь романтично, как традиционный сценарий «из тюрьмы – на кафедру», который расходится миллионами экземпляров). Но то, что я избежал «болота» – не моя заслуга. Я уверен, что именно молитвы моей матери не дали сбиться мне с пути. Молитва – лучший способ привить вашему сыну или дочери христианские ценности.»

Библия говорит, что «не знать глубин сатанинских»- это огромный плюс. И Христос говорит, что не наложит на таких людей иного бремени, как только держать то, что мы имеем.

А это не настолько и трудно… прежде всего мы должны держаться тех принципов, которые заложены в нашей христианской семье.

В Библии написано, что награда от Господа- дети. Подумайте, посчастливилось и вашим родителям, что вы- их сын или дочь? (слайд 9) Подумайте, что из перечисленного можно отнести к вам: (на медали) 1) я всегда стараюсь им помогать 2) я всегда их понимаю 3) я всегда за них молюсь 4) я стараюсь их не раздражать 5) я стараюсь радовать их моими успехами в школе

А вот и обратная сторона медали. (слайд 10) Подумайте, сколько из перечисленных пунктов подходят к вам: 1) я часто поступаю по-своему 2) я могу повысить голос на родителей 3) я не люблю делать работу по дому 4) я мог бы учиться лучше, но этого не делаю 5) мне приходится повторять по нескольку раз, чтобы я сделал то, что нужно