Дежурство в детском саду

консультация для воспитателей

(октябрь, 2014) Комалова Н.Л.

Образовательная область Социально коммуникативное развитие:

Дежурство предполагает выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание группы.

На выходе (в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО):

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности…

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе…
ребенок…. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

У ребенка развита крупная и мелкая моторика…. Способен к волевым усилиям…

К социальным навыкам приучаем с первого дня пребывания в д/с. В яслях – обучаем навыкам самообслуживания, гигиене, опрятности

Чем старше, тем задач больше. Они есть в программе, в ФГТ – тематике недель - это раздел:…..

Чтобы дети учились трудиться – необходимо создать условия. Сегодня мы поговорим о создании условий для дежурства

Задачи дежурства:

Навыки самостоятельности, ответственности, умение организовать себя

Выполнение по образцу, стремление трудиться на пользу коллектива

Умение работать с знаково-символьной системой обозначения трудовых операций. (пояснить)

Регулярность: ежедневно, выделив время в режиме дня. (например помощь в накрывании на обед)

На выходе необходимо получить навык четко перешедший в привычку (пояснить)

Роль ребенка: помощник взрослого, его полноценный заменитель

Количество детей: пара – дежурство на группу или 1 дежурный на каждый стол.

Смена дежурных – ежедневная, 1 раз в 2 -3 дня, 1 раз в неделю

В дежурстве есть три формы объединения детей:

Это объединение в парах;

Дружеские взаимосимпатии;

Избирательные взаимоотношения.

Объединение в парах формируется для коллективной работы. Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации дети ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища. Отвечать вместе по результатам, справедливо распределять работу между собой.

Дежурство в столовой;

Подготовка к занятиям;

Дежурство в уголке природы.

1 млашая группа: особенности: совместно со взрослым, воспитатель обращается с просьбой помочь ему протереть стол. Рассказывает и показывает как. Дети очень любят быть значимыми. С гордостью выполняют поручения. Могут расставить салфетницы (без салфеток), хлебницы (без хлеба).

2 младшая группа:

Так же простейшие поручения, отдельные дейстия. Должны почувствовать что всякий труд связан с преодолением трудностей. Важно – работа завершалась наглядным результатом.

Со второй половины года – дежурство по столовой.: салфетницы, хлебницы, ложки, тарелки. Неделю – салф, следующ неделю – хлебницы, след – ложки и т.д. постепенно.

Не важно, что количество ложек не совпадает с количеством детей. Нельзя ругать.

Со второй младшей группы вводятся дидактические игры типа «Накроем стол для кукол», «День рождения мишки»

Средняя группа: занимает значительное место в ж гр. Основная форма – трудовые поручения. 1-3 ребенка, контролируя процесс, направляя и корректируя. Обязательно хвалить, даже если выполнил не совсем аккуратно. Хвалим при всех, ругаем наедине.. чаще даем поручения, которые другим детям не видны: сходи, принеси, попроси, узнай…

В средней группе труд – это не отдельные операции – а целый процесс, состоящий из нескольких этапов. Ребенок сервирует стол пока один, т.к. ему еще тудно согласовать свои действия со сверстником, не умеет договариваться и распределять операции между собой, убирать посуду со стола в средней группе должен взрослый, а не дежурный. Чашки дети сами относят в раковину.

Самостоятельно готовить и убирать рабочее место дети уже могут, действуя по образцу. (схема или пример, приготовленный взрослым)

Старшая группа: коллективный труд, дети сами распределяют роли-обязанности, пролумывают план работы, учатся не мешать товарищам, быть аккуратным, не стесняться, просить помощи. Внимание – на завершение дела. Есть место различным поручениям: сходи, принеси, разовые, и долговременные – эту неледю ты следишь за порядком в уголке природы….

Требования воспитателя – более высокие. Приветствуется творчество. «Сделай сам», Сделай, как у меня но подругому, сделай как хочешь.

Обязательна похвала – тимул на следующее задание, будет стараться еще лучше

Нельзя переделывать работу за ребенка взрослым на глазах этого ребенка

Помощь при подготовке к занятиям и порядку на рабочем месте.

Подготовительная группа: сегодня будем поливать цветы на участке. Подумайте как это можно сделать. Какие у вас предложения.

Вася, возьми себе помощников, сколько тебе нужно и приберитесь в песочнице младшей группы.

Каждые 3 дня можно объединять дежурных в одно звено, отвечающее за все виды дежурства. Дети самостоятельно внутри звена договорятся, кто за что будет отвечать.

Оборудование и внешний вид уголка:

Уголок дежурства

Плакат с кармашками, где есть тематическая картинка – хорошо. Кармашки заполняет воспитатель картинками детей: картинка с именем – в старших группах. У малышей – это фото ребенка или знак, который повторяется на шкафчике, полотенце, кроватке.

Форма: для накрывания столов – фартук, можно головной убор,

Для хозяйственно-бытового труда – клеенчатые фартуки.

Все висит рядом, компактно, на удобной ребенку высоте. Учатся завязывать друг другу фартуки (старшая, подг гр)

Схема накрывания – иллюстрация со средней группы (вторая половина года)

Количество схем единовременно висящих перед глазами детей – не больше трех


Разделы: Работа с дошкольниками

На протяжении тридцати лет детский сад посещают дети со зрительной патологией. Плохое зрение ведет за собой ряд сложностей в их развитии. Низкий уровень зрительного восприятия сужает возможности познания окружающего мира, как правило, тормозит развитие речи. Многие дети застенчивы, нерешительны, даже замкнуты. Утомляются они быстрее здоровых детей. Поэтому мы используем любую возможность, чтобы комплексно решать и образовательные, и коррекционные задачи.
Одним из таких примеров является организация дежурства в группах. Обучая детей различным видам дежурства, мы решаем задачи нравственно-трудового воспитания, а так же осуществляем социальную адаптацию воспитанников, что очень актуально для слабовидящих детей. В таблицах приведены и оборудование для работы, и действия дежурных в каждой возрастной группе.

Таблица 1. Дежурство по столовой

Группы

Действия иоборудование

2-я младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

Полная сервировка Раскладывает столовые приборы: ложки,
вилки,
ножи.
Расставляет хлебницы,
тарелки,
чашки с блюдцами,
вазочки с салфетками
Расстилает салфетки или скатерти
Раздает второе,
третье не жидкое.
Убирает посуду после еды на дежурный стол
Сметает со стола крошки
Выметает пол под столами
Нарезает салфетки

Таблица 2. Дежурство по подготовке к занятиям

Действия

Группы

Оборудование

Средняя

Старшая

Подготовительная
Раскладывает на конторки карандаши,
краски, кисти,
Пособия.
Моет кисти,
банки для воды,
розетки для клея,
розетки для красок.
Убирает в шкаф для пособий материалы,
пособия.
Протирает столы после работы.
Готовит все необходимое оборудование для каждого занятия на дежурный стол**
Убирает материалы и пособия с дежурного стола, на который их собирают все дети за собой.. Приводит оборудование в полный порядок.

Таблица 3. Дежурство в уголке природы

Группы

Объекты и содержание работы

Старшая

Подготовительная

Растения Поливает комнатные растения.
Рыхлит почву.
Протирает, сметает пыль с растений.
Животные Моет кормушки.
Моет, режет корм для животных.
Кормит Животных
Птиц, в том числе зимующих
Рыб
Выращивает зеленый корм для обитателей уголка природы в группе.
Отмечает состояние погоды в календаре природы.
Передает дежурство следующим дежурным. Рассказывает о необходимом.

ДЕЖУРНЫЕ

Конспект игры-занятия с детьми младшего возраста.*

Цели:

  • Развивать интерес к хозяйственно-бытовому труду.
  • Приступить к ознакомлению детей с обязанностями дежурных по столовой.
  • Закрепить умения сервировки стола, полученные в процессе индивидуальных поручений.
  • Помогать детям постепенно осознавать элементарную ответственность за порученное дело.
  • Развивать тактильные чувства, получаемые при прикосновении к различной посуде и приборам.

Оборудование:

  • На мольбертах: картинки с изображением хлебницы, вазочки для салфеток, тарелки, ложки, вилки, чашки, блюдца; фотографии дежурных, сервирующих столы к обеду. На индивидуальных фланелеграфах: полоски – столы, куклы-значки по количеству занимающихся (выложенные воспитателем заранее); на каждого;
  • Значки-посуда и столовые приборы, представляющие из себя мелкие предметные картинки.
  • Куклы: Степашка и Сева (частый участник занятий). Наборы игрушечной посуды для завтрака на две персоны.

Предварительная работа . Наблюдение за работой няни во время подготовки к приему пищи. Наблюдение за работой дежурных. Выполнение индивидуальных поручений по сервировке столов 1-2 предметами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Дети, посмотрите-ка, кто это там за окном?

Дети: Зинаида Ивановна.*

Воспитатель. Да, наша Зинаида Ивановна. А кем она у нас работает?

Дети. Няней, помощником…

Воспитатель . Какую работу ей приходится выполнять в группе, расскажите, пожалуйста. А когда Зинаида Ивановна готовит столы к завтраку, обеду, кто ей помогает?

Дети последовательно отвечают на вопросы.

Воспитател ь. Совершенно правильно, ей помогают дети, которые старше вас. Мы называем их дежурными. Повторите, пожалуйста, со мной это новое слово.Давайте подойдем к мольберту и посмотрим, что это нарисовано там на картинках?

Дети выполняют предложения воспитателя.

Воспитатель . Да, это посуда и столовые приборы. Люди используют их во время завтрака, обеда, ужина. А что там на следующем мольберте?

Дети. Дежурные…

Воспитатель. Да, этих детей называют дежурными. Они чисто с мылом вымыли руки. Надели чистые фартуки, красивые шапочки. Дежурные аккуратно, бережно носят посуду и расставляют ее на столы для всех детей группы. Повторите, пожалуйста, кто эти дети? И для кого они выполняют свою работу?

Дети. Дежурные. Для нас, для всех детей и др.

Воспитатель. Дети, а у нас гости. Вы помните, как их зовут?

Дети. Степашка, Сева.

Воспитатель. Здравствуй, Степашка. Здравствуй, Сева.

(Если дети сами не догадаются, воспитатель предлагает поздороваться с гостями)

Воспитатель. Как вы думаете, когда приходят гости, что должны делать хозяева?

Дети приглашают, угощают, воспитатель при необходимости помогает найти ответ.

Воспитатель. Правильно! Степашка, Сева, хорошим гостям мы всегда рады! Мы сейчас угостим вас вкусным завтраком (называет блюда, которые дети ели за завтраком). Дети, посмотрите, здесь у нас два стола, а на них посуда. Мне она кажется красивой. А вам?

Дети рассматривают, называют, оценивают посуду.

Воспитатель. Сейчас я приглашу Аню. Она сегодня дежурная по столовой. Мы с вами попросим ее накрыть столы для гостей. Ведь вы сами еще не умеете правильно это делать.

Приглашает Аню.

Аня** здоровается с Севой и Степашкой, выполняет действия дежурного, комментирует каждое: моет руки, надевает фартук, шапочку, кладет на столы индивидуальные салфетки, ставит на них тарелки, справа от тарелки кладет ложки, слева ставит на блюдце чашку. Воспитатель при необходимости подключается к комментариям.

Аня. Догадались, что я не поставила на столы?

Дети называют отсутствующие предметы сервировки. При затруднении подсказывает Аня или воспитатель (хлебницы и вазочки для салфеток).

Аня. Я нарочно их не поставила, чтобы вы научились правильно готовить столы к завтраку. Поставьте сами то, чего не хватает.

Дети выполняют поручение Ани.

Воспитатель. Если вы будете внимательными и аккуратными, то со временем научитесь дежурить так же хорошо, как Аня. А вы, гости дорогие, запомнили, как надо дежурить?

Гости. Ой, нет.

Воспитатель . Дети, давайте для Севы и Степашки вместе повторим, что и за чем должны делать дежурные по столовой.

Дети (при необходимости с помощью воспитателя) перечисляют последовательность действий дежурного.

Воспитатель: Чтобы вы еще лучше запомнили, как правильно дежурить, нужно всем потренироваться. Подойдите, пожалуйста, к полотну и посмотрите, что я для вас приготовила.

Дети рассматривают кукол, столы на полотне, комментируют увиденное.

Воспитатель. Скоро обед, а у кукол на столах только чашки. Давайте поиграем в дежурных. Пусть каждый из вас выберет один стол на полотне и подготовит его к обеду.

Дети выбирают стол, затем из множества значков выбирают нужные для сервировки обеденного стола и помещают на свои столы. Воспитатель при необходимости оказывает индивидуальную помощь.

– Молодцы, вы правильно накрыли на столы, у Зинаиды Ивановны подрастают славные помощники. Вы хорошо потрудились, теперь можете отдохнуть. Как говорится: «Кончил дело, гуляй смело».

Примечания:

*Дежурство у малышей вводится во второй половине учебного года, поэтому занятие с ними целесообразно провести в начале календарного года.
** В занятии задействованы помощник воспитателя и ребенок старшего возраста.
В подготовительной группе каждый ребенок должен в совершенстве владеть навыками дежурства.

Занятие провела воспитатель Кудряшова Антонина Дмитриевна

ДЕЖУРСТВО ПО ЗАНЯТИЯМ

Конспект занятия с детьми средней группы

Цели:

  • Продолжить знакомство детей с обязанностями дежурных по подготовке к занятиям.
  • Закрепить умения по подготовке учебного места, полученные в процессе индивидуальных поручений (разложить карандаши, краски, кисти, счетный материал, убрать на место…)
  • Помочь детям понять, что бывают разные виды дежурства, в том числе по занятиям..
  • Формировать интерес к хозяйственно-бытовому труду, развивать элементарную ответственность за качество выполненного дела перед сверстниками.

Оборудование: рисунки для мольбертов с изображением оборудования для занятий по изодеятельности и элементарной математике.
Значки для фланелеграфов с изображением карандашей, кистей, баночек, красок, линеек для счета, счетного материала…
Наборы оборудования для рисования, для лепки, для аппликации, для элементарной математике.

Предварительная работа. Выполнение отдельных поручений при подготовке к занятиям. Наблюдение за дежурством старших детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель . Пока старшие дети готовят к занятию конторки, давайте посмотрим в окно.

Проводится краткая беседа о погоде (о состоянии неба, земли, деревьев).
За окном дети замечают Карлсона (игрушку), рассматривают через стекло. Воспитатель втягивает Карлсона за леску через форточку. Дети здороваются, задают любые вопросы, комментируют ситуацию.

Карлсон . Я хочу дружить с вами. Давайте познакомимся!

Дети называют свои имена.

Воспитатель. Карлсон, у нас сейчас будет занятие, поэтому я прошу тебя посидеть на подоконнике. Помещает его в учебную зону рядом с конторками. После занятия ты сможешь поиграть с детьми. (Обращается к детям) А кто из вас знает, как называют детей, которые готовят все необходимое для занятий?

Дети. Дежурные.

Воспитатель. Да это дежурные. Оказывается что дежурить можно не только по столовой, но и по занятиям. Посмотрите, пожалуйста, что изображено на картинках на первом мольберте.

Дети. Краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

Воспитатель. А как вы думаете, для какого занятия дежурные приготовили эти предметы.

Дети. Для рисования.

Воспитатель . А теперь подумайте и скажите, какое занятие можно провести с предметами, нарисованными на картинках второго мольберта?

Дети. Математику.

Воспитатель. А почему вы так думаете?

Дети высказывают соображения.

Воспитатель . А кто все это приготовил?

Дети. Дежурные.

Воспитатель . Скажите, пожалуйста, а к какому занятию дежурные приготовили материал, изображенный на третьем коромысле?

Дети. К аппликации.

Воспитатель . Попробуйте вспомнить и назвать, кто раскладывает на конторки нужные к занятиям предметы?

Дети. Дежурные.

Воспитатель. Оказывается у дежурных по занятиям очень много работы. Вы уже выросли и тоже можете дежурить по занятиям. Дежурить надо уметь, знать к какому занятию какие предметы приготовить. Давайте потренируемся: я буду называть предмет, а вы будете определят для какого занятия они понадобятся.
Перечисляет: глина, карандаши, клей, краски, металлофон, мяч, ножницы, обруч, счеты…

Дети называют соответствующие занятия.

Воспитатель. Дежурные должны быть внимательными во время работы. Как вы думаете, почему?

Дети высказывают свои мысли, предположения. С помощью воспитателя приходят к выводу, что правильное дежурство помогает всем детям хорошо заниматься.

Воспитатель . Я знаю, что у каждого из вас есть свое любимое занятие. Давайте с вами поиграем. Представьте, что вы все дежурные. На фланелеграфах каждый из вас прикрепит те предметы, которые нужны для его любимого занятия. А я попытаюсь угадать,что это за занятие. Только вы мне не подсказывайте. Договорились?

Воспитатель наблюдает за работой детей, определяет занятие. Незаметно с каждого стола убирает по одному предмету и складывает их возле Карлсона. По мере выполнения задания детьми, называет занятия, обосновывает свои догадки. Дети подтверждают или опровергают предположения воспитателя.

Воспитатель. А сейчас найдите то место за столом, которое подготовлено именно к вашему занятию. Вы можете там позаниматься своим любимым делом.

Дети ищут нужные места, приступают к занятиям.
Воспитатель наблюдает за тем, когда каждый обнаружит нехватку оборудования, как отреагирует на это. При необходимости задает наводящие вопросы типа: «почему не начинаешь клеить, резать, закрашивать…», помогает выяснить причину невозможности выполнить задание. Вместе делают вывод о том, что дежурные должны быть очень внимательны и добросовестны, иначе занятие не получится.

Карлсон. Ребята, это я виноват. Я решил пошутить и убрал несколько предметов с ваших столов. Ваши дежурные не виноваты, они все сделали правильно. А я их подвел. Извините меня, пожалуйста. По очереди назовите кому чего не хватает для работы а я вам верну недостающий предмет.

Дети называют недостающие предметы и забирают их у Карлсона. Работают за столами по собственному замыслу.

Воспитатель. Сегодня я учила вас быть хорошими дежурными по подготовке к занятиям. Скажите, пожалуйста, какую работу выполняют эти дежурные?

Дети перечисляют.

Воспитатель . Какими должны быть дежурные, чтобы все правильно подготовить?

Дети. Внимательными, знать к какому занятию что подготовить…

Воспитатель. А о том, что дежурные должны делать после занятий, мы с вами поговорим в следующий раз.

Примечания. Перед школой каждый должен научиться готовить рабочее место для себя. Отсюда – дежурный стол.

Занятие провела воспитатель Дойлова Валентина Федоровна

ДЕЖУРИМ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ

Сценарий викторины для детей старшего возраста

Цели:

  • Содействовать осознанию и эмоциональному осмыслению обязанностей дежурных в уголке природы.
  • Формировать чувство ответственности за порученное дело.
  • Создать условия для максимального раскрытия детьми умений и навыков дежурства в уголке природы.

ХОД ВИКТОРИНЫ

Воспитатель. Дети, я приготовила для вас желтые и голубые значки.Выберите тот, который каждому из вас больше нравится..

Дети выбирают значки.

Воспитатель . А у меня два значка, но гораздо большего размера. У кого желтые значки, сядьте по левую сторону от меня, а у кого синие – по правую. Теперь у нас две команды. И я предлагаю вам принять участие в викторине «Дежурим в уголке природы». На нашей викторине присутствуют Хрюша и Степашка. Поприветствуйте их, пожалуйста.

Дети хлопают, приветствуют гостей.

Воспитатель. Я предлагаю вам посоветоваться и придумать названия своим командам. А еще придумайте символы, отражающие эти названия. Пусть каждый нарисуйте на своем значке этот символ.

Дети рисуют символы, надевают значки на шею. Воспитатель рисует соответственно символы на больших значках.

Воспитатель. Я нарисовала значки для капитанов команд. Сегодня капитанов я назначу сама.

Надевает свои значки капитанам, а нарисованные ими надевает Хрюше и Степашке. Перед каждым из них ставит копилки для оценок соответствующей команды.

– Хрюша будет хранителем оценок команды «…», а Степашка – команды «…».Если что-то вам непонятно, задайте мне вопросы. А теперь правили игры.

1. Когда я для выполнения задания буду вызывать игроков, то назначать их будет капитан.
2. Во время соревнования вы должны показать свои знания и умения дежурства в уголке природы. Поэтому вы должны сначала внимательно выслушать вопрос или задание, а потом хорошо их выполнять. Это очень важно. Чем лучше выполнено задание, тем выше будет оценка.
3. За результаты вы будете получать оценки – листочки. Красный листок означает отлично, зеленый – хорошо. Оценки, полученные после каждого конкурса, вы будете складывать в свои копилки.
4. При подсчете два зеленых листка вы можете обменять на один красный. Победит та команда, которая после всех конкурсов наберет больше красных листков.

– Я желаю вам удачи и победы. Итак! Начали!

1 конкурс. «Дежурные готовятся к работе»

2 конкурс. «Снежный ком» – словесная игра по теме «Уход за животными растениями»

Оборудование

Участники

Действия

Оценка

Две предметные картинки. На одной – животное, на другой – растение. Поочередно обе команды в полном составе Выбирают тему по жребию – картинке.
*Одна команда называет орудия труда по уходу за растениями: (лейка, стеки, опрыскиватель, кисточки, варежки для вытирания пыли с листьев, салфетки…)
*Другая команда – орудия труда по уходу за животными (тазик, щетки, кормушки, нож, доска для резки овощей, салфетки…)
Красный – за большее количество названных орудий зеленый – за меньшее

ЗАПОМНИТЕ!

Дежурному очень важно знать, какими инструментами нужно пользоваться при уходе за животными и за растениями.

3 конкурс. «Один из трех»

Зеленый за каждый правильный ответ.

Примечание.
Правильные ответы выделены черным шрифтом и подчеркнуты.

Если на листьях аспидистры пыль, то чем ее можно убрать с растения? Если земля в горшке имеет вид корки, то растение нужно: Если корни растения стали видны на поверхности земли, то это растение надо:

ЗАПОМНИТЕ!

Чтобы не навредить растению, дежурный должен правильно выбрать способ ухода и инструменты для работы.

4 конкурс. «Уход за растением»

Оборудование

Участники

Действия

Оценка

Растение каждому участнику конкурса. Одно требует полива, другое – рыхления.
Инструменты: два полных набора по уходу за растениями.
По одному участнику от команды.
Дети выполняют задание стоя спиной друг к другу.
* Правильно готовится к работе и оборудует рабочее место
* Правильно определяет вид работы со своим растением.
* Качественно выполняет работу.
Зеленый

ЗАПОМНИТЕ!

Чтобы растения были красивыми и здоровыми, дежурный должен уметь определять, какого ухода они требуют и правильно выполнять нужную работу.

5 конкурс. «Накорми животное»

Оборудование

Участники

Действия

Оценка

На полотне – силуэты хомяка и черепахи.
На подносах – карточки с разнообразным кормом для животных.
По одному участнику от команды. Каждый игрок подбирает и помещает на полотно корм для своего животного.
Черепаха – капуста, яблоко, молоко, листья одуванчиков, клевер.
Хомяк – капуста, яблоки, морковь, семечки подсолнуха, зерна овса, пшеницы.
Безошибочный подбор – красный.
В подборе есть ошибки – зеленый.

ЗАПОМНИТЕ!

Чтобы животные не заболели и были сыты, дежурный должен знать, чем питается каждый обитатель уголка природы в группе.

6 конкурс. «Календарь природы»

Оборудование

Участники

Действия

Оценка

Листы белой бумаги 30 х 40, разделенные на 4 части через середины сторон. Мольберты, маркеры основных цветов. Ведущий предлагает детям отметить состояние погоды в клетках листа, прикрепленного на мольберте. Читает характеристики погоды.
  • В левой верхней клетке – теплый зимний день светит яркое солнце.
  • В правой верхней клетке – золотая осень, дует сильный ветер.
  • В нижней левой клетке – метель, сильный ветер.
  • В нижней правой клетке –, тихо, идет летний дождь.
Зеленый, если отражена хотя бы одна из двух характеристик в каждом из четырех заданий
Красный – если отражены обе характеристики.

ЗАПОМНИТЕ!

Дежурные должны быть внимательными и уметь правильно, понятно для всех отмечать свои наблюдения в календарях, дневниках природы.

7 конкурс. «Отгадай загадки»

Оборудование

Участники

Действия

Оценка

Наборы предметных картинок с растениями и животными, среди которых картинки – отгадки. Обе команды в полном составе играют одновременно. Ведущий читает загадки.
Игроки находят среди картинок отгадки, не называя ответа, складывают выбранные картинки в стопку Для проверки правильности выполненного задания. по окончании конкурса капитаны последовательно расставляют эти картинки на мольбертах.

Стеклянный домик на столе
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. (Аквариум)

Дышит, пьет, растет, а ходить не умеет. (Растение)

У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбки)

На суше и на речке мелкой
Она всегда в своей тарелке. (Черепаха)

У меня цветные перья,
Нос крючком, хохол торчком. (Попугай)

Красный – за большее количество правильных отгадок.Зеленый – за меньшее.

ЗАПОМНИТЕ!

Опытный дежурный даже по описанию знает, за кем он ухаживает.

8 конкурс. « Что запомнили о дежурстве в уголке природы?»

Подведение итогов

Дети отбирают зеленые листики и заменяют каждые два зеленых одним красным, пересчитывают красные листики. Ведущий делает заключение.

– Создание хороших условий для растений и животных – это создание уюта и для себя. В группе с красивыми цветущими растениями, весело поющими птичками, плавающими рыбками приятно играть и делать любые дела.

Ведущий объявляет команду-победительницу.

Награждение!

Команда-победительница награждается новым растением для уголка природы.
Команда, занявшая второе место, награждается рукописной книгой об обязанностях дежурных по уголку природы.

Викторину провела воспитатель Тарачева Галина Васильевна

Надежда Беликова (Мартынова)
Конспект организации дежурства по столовой в старшей группе

Цель :

Закрепление навыков детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой : накрывать на стол , уборка столов после приёма пищи .

Задачи :

Воспитательные :

1) воспитывать положительное отношение к домашнему труду;

2) вырабатывание у детей ответственности за порученное дело.

Развивающие :

1) развивать логику, память, мыслительные процессы;

2) развивать аккуратность, привычку помогать взрослым.

Образовательные :

1) улучшать навыки выполнения последовательных трудовых действий в соответствии с заданием;

2) вырабатывать умения оценивать результат свой работы и работы сверстников.

Материал и оборудование :

Столовая посуда , столовые приборы , скатерти, салфетки, салфетницы.

Предварительная работа :

Д/и «Разложи предметы» .

С. р. и., «Ждем гостей» ,

Совместная подготовка настольного украшения «Красиво сложим салфетки в салфетницу» .

Ход ООД:

В.: ребята сегодня к нам в группу пришли гости . Буратино и Мальвина.

гляньте, кто у нас сегодня дежурный по столовой ?

Дежурные :«Мы дежурные » (Дети : самостоятельно идут готовиться к дежурству (моют руки, одевают фартуки, головные уборы, остальные дети рассаживаются вокруг столов ) .

В.:- а как вы узнали, что вы у нас дежурные ?

ребята, а как вы распределяете работу дежурных между собой ?

Дежурные : мы посмотрели в графике дежурств .

Дежурные :мы решили, кто будет раскладывать салфетницы и ложки. А кто раскладывать вазочки с хлебом и вилки, а вместе мы будем стелить скатерти и раскладывать столовые приборы , ставить бокалы и тарелки.

В.: молодцы ребята а кто знает в какой последовательности нужно накрывать на стол ?

Дежурные : На стол кладется скатерть , затем ставятся

салфетницы с бумажными салфетками на центр стола .

На центр стола ставится хлебница с хлебом.

Рядом с хлебницами ставятся чашки с блюдцами и маленькими ложечками в блюдца. Ручки чашек и ложек смотрят вправо.

На скатерть ставятся глубокие тарелки для супа.

От тарелки с права, рядом ложится – ложка, слева зубчиками вверх – вилка.

Тарелки из-под супа убирает взрослый.

В.: ребята, а для чего вообще нужно дежурство ?

Дежурные : что бы помочь помощнику воспитателя. Мы хотим помогать взрослым, быть, полезными в домашней работе.

В.: пожалуйста, дежурные , приступайте к своим обязанностям.

Воспитатель наблюдает за трудовыми действиями детей. Дежурные раскладывают столовые приборы . В это время воспитатель проводит беседу с детьми :

В : Ребята наши гости Буратино и Мальвина, Они хотят посмотреть как наши дежурные накроют на стол , что бы самим научиться так же правильно накрывать.

В.: ребята, а кто расскажет нашим гостям, для чего предназначена посуда тарелка, хлебница?

Дети : в тарелки накладывают еду, что бы из них кушать. В глубокие тарелки наливают суп, щи. Мелкие тарелки нужны для вторых блюд. Хлебница нужна для хранения хлеба.

В.: ребята, а как можно украсит красиво стол празднику ?

Дети : Поставить вазочки с цветами или с фруктами, разложить красиво салфетки.

В.: дежурные все накрыли . Ребята, послушаем дежурных . Они нам расскажут о своем дежурстве . (Воспитатель организует детей встать около столов ) .

Дежурные : мы накрыли столы , заранее распределили обязанности кто, что будет раскладывать.

Дежурные : мы старались помочь воспитателю , работали аккуратно, все красиво и правильно расставили на столы .

В.: ребята, давайте оценим работу наших дежурных ? Кто выскажет свое мнение.

Дети высказывают свое мнение.

В.: дежурные наши хорошо постарались , приложили много усилий. Со своими обязанностями справились добросовестно. умело последовательно накрывали на стол , дежурили слаженно , аккуратно. Аня и Саша, спасибо вам за дежурство , вы хорошо справились с работой. Как приятно сесть за такой красивый, правильно накрытый стол .

В.: ребята, посмотрите, на наших гостей, какие они веселые, радостные, им всё нравится, ребята давайте пригласим их с нами за стол .

Дети : да, ведь теперь они знают, как накрыть красиво и правильно стол , чтобы пригласить гостей.

В.: замечательно, а теперь дежурные приглашайте за столы ребят и наших гостей.

Дежурные : ребята проходите, пожалуйста, за столы . Приятного аппетита!

Дети : спасибо.

Публикации по теме:

«Методика организации труда - дежурства детей по столовой в группах детского сада» Воспитатель группы №1 Мытарева Е. В. Важной задачей организации дежурства дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу представить вам наш Центр дежурства. Для того чтобы воспитать у детей положительное отношение к труду,.

Цель. Учить детей правильно сервировать стол, воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ д/с «ИСКОРКА» Конспект организации и проведения математики в старшей.

Конспект организации и проведения математики в старшей группе МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ д/с «ИСКОРКА» Конспект организации и проведения математики в старшей группе.

Конспект организации и проведения открытой прогулки в старшей группе Время проведения: дневная прогулка (11.00 - 12.10). Место проведения: групповой участок. Длительность: 1 час 10 минут. Материал и оборудование:.

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «Соликамскбумпром» Детский сад №22

Конспект по организации трудовой деятельности

«Дежурство по столовой в старшей группе».

Технология Н.М. Крыловой «Детский сад-Дом радости».

Составила: Воспитатель

первой квалификационной категорий

Вера Валентиновна Ильиных.

Г. Соликамск, 2014 год

Задачи:

  • Продолжать формировать у детей ответственность за порученное дело.
  • Закреплять умение адекватно оценивать себя и друга.
  • Развивать у воспитанников индивидуальный стиль при дежурстве по столовой, проявлять творчество.
  • Уточнять математические понятия: поровну, столько сколько, счёт, местоположение предметов.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание удивить, сделать приятное своим друзьям.

Индивидуальная работа: Закреплять у Ромы правую и левую руку. Кто стоит справа, слева.

Оборудование и материалы : Альбом «Дежурим по столовой». Алгоритм накрывания на стол. Три фартука, салфетки, посуда по количеству детей, салфетница, хлебница, статуэтки, вазы с цветами, подносы.

Методы и приёмы активизаций детей : Подарок от мамы фартуков. Помощь родителей детям дежурным. Рисование дежурными кружков в альбоме «Дежурим по столовой». Эмоциональная поддержка с помощью вопросов, одобрения взрослого, дружков.

Организация: На общих столах приготовлена посуда. Таз с водой и с салфеткой для протирания стола. Ваза, скульптура, скатерть, красиво оформленные салфетки стоят на доступном месте для дежурных. Альбом дежурства размещён на полке дежурства.

Ход:

Мотивация :

Накануне вечером пригласили маму (Викторию Викторовну) в гости в группу. Дети её окружили, поприветствовали.

Мама: покажите как вы тут живёте? Это что? А это что?

Дети проходили по группе, и называли «Миры» на полках.

Мама: А это что за альбом?

Дети: Здесь мы рисуем кружки за дежурство.

Воспитатель: Разговор об этом альбоме серьёзный. Убирайте игрушки, давайте поговорим.

Дети принесли стулья, мама присела рядом.

Рассказали и показали гости альбом, в котором сделан график дежурства с картинками.

Воспитатель: (обратилась к маме) Дети научились сервировать стол к завтраку! Мы старшие и заботимся по очереди друг о друге.

Дети: Приходим рано утром и накрываем на стол. Мы называемся дежурными.

Мама: А как выбираете дежурных?

Дети: Договариваемся, кто будет, заботится о своих друзьях. Приносим красивые вазочки, салфетки для украшения стола. Помогает мама, чтоб было красиво.

Мама: Приятно было, услышать, как вы заботитесь друг о друге. Хотите удивлять друзей. Для вас я тоже приготовила сюрприз. Дежурные должны быть нарядными. Я порадую вас новыми передниками (фартуками). Вот уже сшила. Кто у вас завтра дежурит? Желаю вам всем только красных кружочков.

Дети захлопали в ладоши.

Воспитатель : Спасибо Вам, Виктория Викторовна! Вы нас очень порадовали фартуками! До свидания!

Дежурные подойдите ко мне. Денис, Ксюша, Настя подумайте, чем необычным можете завтра удивить своих друзей. Всего доброго!

Утро. Общая игра «Жили у бабуси два весёлых гуся».

Кто же сегодня пришёл первым?! А почему ты пришёл первым?

Денис: Я дежурный! О, молодец! А кто ещё дежурный? Я! Я!

Воспитатель : Что же вы задумали?

Дежурные: Позаботится о ребятах.

Воспитатель: А как это позаботится?

Дежурные : Чтоб ребятам было удобно и приятно завтракать.

Воспитатель: Вы подумали чем-то необычным удивить ребят?

Дежурные : Да! Подумали. Я дома свернул салфетки, чтоб было красиво на столе. Мне мама помогала.

Воспитатель: Ну, тогда идите, удивляйте.

Дежурные пошли мыть руки.

Воспитатель : А где же наши дружки!? А вот они где! Вставайте.

А ты, чей дружок?

Ксюши.

А ты, чей дружок? Насти.

Воспитатель : Ты хочешь увидеть, что Настя сделает необычное?

Дружок : А я хочу увидеть, что необычное сделает Денис.

Воспитатель: Да можно чему-то научиться у друга.

Дружок: Наблюдать, как дежурный делает. Как он носит посуду, как раскладывает.

Воспитатель: А они и ведь сами умеют всё делать, зачем наблюдать.

Дети: Да, но им приятно, когда любуются их работой.

Воспитатель: Да к нам тоже пришли гости, чтоб полюбоваться, как мы умеем дежурить. Потом мы пойдём к ним в группу, чтоб увидать, как их ребята умеют заботиться о друзьях.

Ребята встают рядом и наблюдают как Настя, Ксюша, Денис заботятся.

Дежурные надели фартуки и протирают столы - помощник воспитателя следит, помогает.

Основная часть . Настя, Денис, Ксюша определяются, нужна ли схема последовательности накрывания на стол.

Дежурные в деятельности пользуются подносом.

Накрывают на стол по порядку: 1. Тканевые салфетки, 2.Салфетница, 3.Хлебница 4. Чашки 5. Тарелки 6. Ложки. Отсчитывают столько чашек, сколько салфеток, столько тарелок, сколько пришло ребят и т. д. Уточняют у ребят, какого цвета положить салфетку. Ложки и чашки ставят справа. Смотрят взглядом на дружочков, чтоб убедиться правильно ли делают.

Воспитатель: Рома сколько тарелок на столе, за которым ты сидишь? (На столе стоит семь тарелок). Дима сколько углов у салфетки? (У салфетки четыре угла) Лиза, что стоит в центре стола? (В центре стола стоит салфетница, хлебница). Даниил, каких предметов поровну? (Поровну тарелок и чашек – семь тарелок и семь чашек и т. д.)

Дежурные украшают стол вазой с цветами, скульптурой, красиво сложенными салфетками.

Анализ деятельности. Воспитатель: Вот Денис снял фартук. Давайте слушать.

Денис: Я позаботился обо всех ребятах, накрыл на стол. Никите, Савелию, Соне, Ильясу будет приятно. Тарелочки чистые, пальчиками в тарелочку не залазил. Делал всё по порядку.

Воспитатель : Чем ты хотел порадовать ребят? Удалось тебе?

Денис : Да, удалось, я свернул красиво салфетки вместе с мамой. Поставил друзьям на стол.

Воспитатель: Что ты сегодня себе ставишь?

Денис: Я себе поставлю красный кружечек. У меня не было ошибок.

Воспитатель: Дружочек согласен? Выслушаем!

Дружочек рассказывает, получилось ли Денису удивить ребят, что- то сделать необычное. Указывает на ошибки, если заметил. Высказывает мнение, может ли Денис рисовать красный кружок.

Воспитатель: Без единой ошибки позаботился! Ай, какой молодец! Иди, ставь себе оценку.

Аналогичный анализ Ксюши, Насти.

Воспитатель : Ксюша кто твой друг? Егорка.

Егор вставай рядом с Ксюшей. Чем же сегодня Ксюша порадовала? Может, удивила? Егор высказывает, согласен ли с Ксюшей, что она рассказала.

Воспитатель : Ай, умницы. Порадовали нас дежурные. Гостям было приятно за вами наблюдать.


Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Белоснежка» город Мирный Архангельской области

(МКДОУ № 3)

Конспект организации дежурства по столовой

с детьми старшей группы.

Шатолина

Татьяна Юрьевна

воспитатель высшей кв. к.

г. Мирный

Цель и задачи:

Формировать умение детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол.

Формировать у детей ответственность за порученное дело.

Воспитывать положительное отношение к дежурству.

Развивать логику, память, мыслительные процессы.

Учить быть справедливыми при распределении работы.

Развивать умение оценивать результат свой работы и работы сверстников.

Материал и оборудование:

Мольберт, картинки-символы, медвежонок, посуда для сервировки.

Предварительная работа: Д/И «Что с начала, что потом». С/Р игры «Накроем стол к приходу гостей», «Тишка-именинник ждет гостей»,

Ход.

Воспитатель входит в групповую комнату с медвежонком.

Воспитатель: Ребята, сегодня снова к нам пришел Тишка. Как вы думаете, почему он такой грустный?

Дети: Заболел, заблудился, потерял маму.

Воспитатель: Он рассказал, что ждет гостей и не знает, как правильно накрыть на стол. Что делать?

Дети: Надо помочь

Воспитатель: Поиграем в игру «Что с начало, что потом».

Проводится игра, дети должны самостоятельно разложить картинки с изображением последовательных действий сервировки стола.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все правильно сделали. А кто у нас сегодня дежурный по столовой?

Лена и Никита: Мы. Лена и Никита самостоятельно идут готовиться к дежурству: моют руки, надевают фартуки, головные уборы, остальные дети рассаживаются на ковре перед столами.

Воспитатель: Ребята, а как вы распределяете работу дежурных между собой?

Лена: Мы договариваемся между собой.

Никита: Мы с Леной решили, что она будет раскладывать салфетницы и ложки. Я буду раскладывать хлебницы и вилки, а вместе мы будем стелить салфетки, ставить бокалы и тарелки.

Воспитатель: А что такое сервировка стола?

Лена: Сервировка стола – это умение правильно и красиво накрыть стол.

Воспитатель: В какой последовательности накрываем стол?

Дети отвечают с опорой на схему, построенную во время игры.

Воспитатель: А для чего вообще нужно дежурить?

Дежурные: приятно помочь воспитателю. Мы хотим научиться помогать взрослым, быть нужными, полезными.

Воспитатель: Пожалуйста, дежурные, приступайте к своим обязанностям.

Няня наблюдает за трудовыми действиями детей и помогает им в случае необходимости. Дежурные раскладывают столовые приборы. В это время воспитатель проводит беседу с детьми.

Воспитатель: Ребята, расскажите нашему гостю, для чего предназначена тарелка, хлебница.

Дети: В тарелки накладывают еду, из них мы едим. В глубокие тарелки наливают суп, щи, свекольник, рассольник. Мелкие тарелки нужны для вторых блюд. Хлебницы предназначены для хлеба.

Воспитатель: Что относится ко вторым блюдам?

Дети: Мясо, рыба, сосиски, котлеты, разные гарниры: рис, овощи, макароны, картофель.

Воспитатель: А для чего нужны бокалы?

Дети: В бокалы наливают сок, компот, кисель.

Воспитатель: Дежурные все накрыли. Ребята, послушаем дежурных. Они нам расскажут о своем дежурстве.

Никита: Мы с Леной накрыли столы, дежурили дружно, заранее распределили обязанности кто, что будет раскладывать.

Лена: Мы старались с Никитой помочь младшему воспитателю, работали аккуратно, все красиво и правильно расставили на столы.

Воспитатель: Ребята, а как мы оценим работу дежурных? Кто выскажет свое мнение. Дети высказывают свое мнение.

Воспитатель: Дежурные наши действительно постарались, приложили трудовые усилия. Со своими обязанностями справились добросовестно, умело работу распределили, последовательно накрывали на стол, дежурили слаженно, аккуратно, доброжелательно. Лена и Никита, спасибо вам за дежурство, вы достойны самых лучших оценок. Как приятно сесть за такой красивый, правильно накрытый стол.

Воспитатель: Посмотрите, на нашего гостя, какой он стал веселый, радостный.

Дети: Теперь он знает, как накрыть красиво и правильно стол, чтобы пригласить гостей.

Воспитатель: Замечательно, а теперь дежурные приглашайте за столы.

Дежурные: Ребята проходите, пожалуйста, за столы. Приятного аппетита!

Дети: Спасибо.

Дети садятся за столы.