Поскольку вежливость не является врожденным качеством, ее понимание и воспитание в разных семьях происходит по-разному. Французские эксперты – Аньес де Виарис (Agnès de Viaris), семейный психолог, автор книги «Повторная семья. Руководство по гармоничной жизни» и Фредерик Рувийуа (Frédéric Rouvillois), профессор права в Университете Париж Декарт, автор книги «История вежливости: от Революции до наших дней» – готовы помочь в постановке задач и достижении результатов в этом непростом вопросе.

Воспитание вежливости: чья задача?

Когда ребенок демонстрирует вопиющую невоспитанность, родители часто не признают свою вину и перекладывают ее на воспитателей, учителей, окружение своего ребенка или даже на характер самого ребенка. Однако в первую очередь воспитание вежливости является, безусловно, задачей родителей, хоть это и бывает непросто. Почему можно говорить «Эта тётя красивая», но нельзя «Эта тётя страшная»? Почему нельзя говорить «Это невкусно», а нужно «Я такое не люблю» (и в любом случае хотя бы попробовать)? Аньес де Виарис: «Именно родители должны заниматься воспитанием вежливости как способности проявлять понимание к другим людям и адаптироваться к окружающему миру». Фредерик Рувийуа подтверждает: «В идеале, родители должны воспитывать вежливость с помощью косвенных приемов, демонстрируя вежливое обращение в семье, с соседями и знакомыми на собственном примере, ведь теория без практики не принесет никаких результатов».

Важно также понимать и основной механизм вежливости и хорошего тона, который необходимо передать детям: к разным людям мы обращаемся по-разному. Нельзя одинаково разговаривать с другом, соседом и учительницей. Ключевой принцип при этом – уважение себя и других. Но что значит проявлять уважение? Это значит:

– соблюдать приличную речь и адаптировать ее к своему собеседнику;
– стараться не делать замечаний, чтобы не причинять дискомфорт собеседнику;
– уметь слушать;
– не быть навязчивым, проявлять такт;
– не вести себя громко в транспорте и других общественных местах;
– уметь извиняться;
– проявлять интерес к собеседнику.

Однако, несмотря на усилия родителей, дети иногда ведут себя невоспитанно, и даже из рук вон плохо. Почему? Потому что всегда есть соблазн неожиданно удивить сверстника или взрослого неподобающим поведением и посмотреть на реакцию. Иногда детям хочется преодолеть запрет: что будет, если сказать плохое слово? Если не сказать «спасибо»? К тому же, дети очень любят, когда взрослые обращают на них внимание, и готовы прибегать к любым способам, которые его привлекут (даже если для этого нужно плохо себя вести).

Поэтому нельзя идти на поводу у подобных проявлений: если ваш ребенок плохо себя повел, отругайте его, объясните ему, что он сделал неправильно, но не заостряйте внимание на этом, если не хотите, чтобы единичный случай перерос в привычку. В то же время, продолжайте быть для него примером вежливого поведения, и когда ребенок снова начнет хорошо себя вести, не забудьте похвалить его. По словам Аньес де Виарис, «нет четкого списка приемов для воспитания вежливости, по большей части это вопрос здравого смысла; нужно объяснять, почему правила именно такие и наказывать за их несоблюдение. Само собой, главная проблема – это авторитет. Без родительского авторитета невозможно заниматься воспитанием».

Несколько приемов, которые могут помочь:
– отвечайте на вопросы, объясняйте детям почему одно делать можно, а другое – нельзя;
– не реагируйте на просьбы ребенка до тех пор, пока он не прибавит «пожалуйста»;
– напоминайте ему о вежливости в отношении других: «ты ничего не забыл сказать?», «а волшебное слово?»;
– не забывайте о собственном примере: демонстрируйте манеры повсюду (даже в гостях у тети, даже на приеме у доктора или на кассе в магазине);
– читайте вместе с ним сказки о вежливости, чтобы идея усвоилась в развлекательной манере, в комфортной для ребенка атмосфере.
Дети должны усвоить золотое правило: «Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

Как быть вежливее.jpg

Всем родителям порой приходилось краснеть за то, что их дети показывают пальцем, или вдруг начинают сыпать откровениями, пытаясь доказать свою правоту. И правда, мы учим детей говорить правду, в то же время запрещая им говорить «какой уродливый дядя», «почему он такой толстый?» или «фу, какой ужасный подарок». Что нужно объяснить детям, которые не хотят быть вежливыми, чтобы говорить неправду?

Аньес де Виарис: «Некоторые говорят, что «спасибо» лицемерно, или что «подарок мне очень понравился» – это неправда, что это угодливость и даже лесть. Но благодаря обучению дети должны научиться не только выражать свои мысли, но и слушать других, развивая эмпатию. Сопереживание – ключевой навык для успешной жизни в обществе. Нужно уметь говорить то, что важно для себя, но при этом уметь прислушиваться и в соответствии с этим делать компромиссный выбор».

Фредерик Рувийуа признает, что этот вопрос действительно сложный. «Вспомним «честность любой ценой», о которой Мольер рассказывает в «Мизантропе». Центральный вопрос в пьесе: «Что важней: честность или вежливость?» Бескомпромиссно честный Альцест упрекает свое окружение в заискивании перед некоторыми людьми. Но в конце концов он понимает, что так ему не построить мирные отношения с окружающими. Вежливость учит нас, что необходимо отказаться от прямолинейности. Нельзя все время говорить правду, исходя из собственного интереса, а если поступать подобным образом, то никакую связь наладить не получится».

Агрессия взрослых.jpg

Так или иначе, большинству родителей удается привить вежливость и другие базовые навыки жизни в социуме своим детям, во многом – на своем примере. Так почему же взрослые иногда проявляют полное отсутствие манер, и даже откровенную грубость?

«Все дети вырастают, меняются, и не всегда эти изменения – к лучшему» – отвечает профессор Рувийуа. Не всегда усилия родителей приносят плоды. Но это нельзя назвать общей тенденцией. Напротив, есть множество невоспитанных детей, которые в конце концов берутся за голову и приучаются с возрастом быть вежливыми, чтобы лучше себя чувствовать в обществе».

Существуют также и конкретные ситуации, в которых базовые правила вежливости не учитываются. Например, речи политиков зачастую пестрят резкими выражениями и оскорблениями. И как в таком случае соблюдать правило хорошего тона «не говорить о политике, религии и сексе», если вокруг этих тем и вращается политическая риторика.

Фредерик Рувийуа также приводит пример автомобиля в качестве исключительного: «Машина – отдельный разговор, но это тема совсем не нова. Выражение «ругаться как извозчик» пришло в оборот задолго до создания автомобилей». В своем исследовании «История вежливости: от Революции до наших дней» он объясняет, что в авто, как и во время охоты, поведение кардинальным образом меняется. В целом вежливые люди превращаются в грубиянов за рулем или с ружьем в руках. «Возможно, они ощущают себя в позиции силы, безнаказанности. Приобретенное поведение изменяется – становится более диким, жестоким, менее уважительным».

Аньес де Виарис подтверждает: «в современном обществе, в котором царит сиюминутность, вежливость требует времени: чтобы здороваться, чтобы написать благодарственное письмо. Хорошие манеры приносятся в жертву быстроте».

Фредерик Рувийуа подытоживает: «люди все отчетливей осознают, что вежливость и хорошие манеры необходимы им в профессиональной и личной жизни. Ведь чем жестче становится жизненный темп, тем более отлаженными должны быть социальные связи. В то же время, в мире, где все происходит очень быстро, люди зачастую не находят времени научиться вежливости, не всегда могут ее практиковать. С другой стороны, по сравнению с 1968 годом (во время майских событий 1968 г. во Франции прокатилась волна антиправительственных леворадикальных студенческих волнений), когда все считали вежливость пережитком прошлого, сегодня все больше людей понимают ее важность, и если они не переняли ее «по наследству» – делают все, чтобы самостоятельно воспитать ее в себе. Со времен Французской революции было издано более 600 книг, посвященных правилам хорошего тона, и сегодня они пользуются большой популярностью. Взрослые покупают их не только для того, чтобы объяснить своим детям, как правильно себя вести, но и чтобы лучше понимать, как им самим правильно поступать в тех или иных ситуациях».

Ребёнку необходимо научиться вежливому общению и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Такое общение всегда ценилось в обществе. С такими людьми приятно общаться и у них много друзей. А необходимо ли воспитывать вежливость у детей? Если да, то с какого возраста лучше начать?

Понятие и основа вежливого воспитания

Воспитание вежливости - это процесс формирования культурного человека.

Вежливость заключает в себе набор норм и правил принятых в обществе.

Для того чтобы можно было сказать, что ребёнок вежливый, он должен :

  • Употреблять в своей речи слова приветствия и прощания.
  • Уметь извиняться и благодарить.
  • Брать во внимание чужие просьбы, указания и считаться с ними.
  • Культурно вести себя в общественных местах (в частности не показывать пальцем на окружающих или предмет).
  • Не перебивать разговоры сверстников или взрослых.
  • Знать и применять в действии элементарные правила столового этикета.
  • Следить за состоянием своего внешнего вида и соблюдать правила гигиены.
Вежливость это не врожденная способность. Она приобретается со временем. Поэтому воспитанием вежливого ребёнка необходимо начинать заниматься со младенческих лет. Так, от года ребёнок знакомится с ритуалом приветствия и прощания, при помощи махания рукой или лепета.

В возрасте двух, трёх лет дети начинают использовать слова приветствия и прощания, некоторые дети слова-извинения, копируют вежливую манеру поведения и бесед, с учетом того, что они это наблюдают в семье. Так как главным примером для подражания ребенка этого возраста являются его родители.

Правила и способы воспитания вежливости

Главным институтом формирования вежливости у детей является семья. И чтобы данный процесс проходил гармонично, следует помнить несколько правил :

Во-первых, личный положительный пример взрослых. Дети, как губка, впитывают манеру поведения, разговора у родителей. И если родители сами невежливы, то вряд ли смогут научить вежливости ребёнка.

Примеры вежливости ребёнку необходимо демонстрировать постоянно. Не только дома с членами семьям, но и на улице с соседями, знакомыми и незнакомым.

Во-вторых, в воспитании вежливости необходимо время и такт. Не стоит постоянно указывать ребёнку на его неточности или ошибки. Или напоминать ребёнку, что он забыл сказать (например, "спокойной ночи "или "с добрым утром "). Ребёнок, конечно же после напоминания скажет, но данная ситуация оставит неприятное впечатление у него.

В третьих, нет необходимости, а иногда это даже вредно, учить ребенка вежливости при людях. Ребенок в таких ситуациях чувствует себя невежей, неспособным, что отрицательно влияет на его самооценку. Да и отношение ко взрослому в дальнейшем может стать агрессивным.

В ситуациях, когда ребёнок забывает поздороваться или попрощаться, лучшим примером будет личный пример. Ребёнок, видя как мама или папа постоянно здороваются, сам через некоторое время начнёт это делать.

Также в спокойной обстановке нужно научить и рассказать ребёнку, что встревать в чужие разговоры, перебивать собеседника некрасиво и неприятно другому человеку. При этом взрослым также не должны перебивать, когда говорит ребёнок. И никогда, нельзя делать ребенку унизительных замечаний.

Наиболее действенными способами воспитания вежливости и в саду, и дома являются :

  • Правильный личный пример. Пример доброты и вежливости, правильной речи и манер.
  • Чтение художественной литературы. Занимает второе место по эффективности после личного примера. Правильно подобранная литература может подсказать и дать образец воспитанности.
  • Рассматривание, обсуждение картин и картинок. Картинки должны быть сюжетными, с определенной нравственной тематикой. Обсуждая картинку с ребёнком можно научить его не только нравственности, но и развивать речь.
  • Сюжетно-ролевые, театрализованные игры. В дошкольном возрасте игра занимает основную часть времени ребёнка. Именно игра предоставит возможность проанализировать ситуации, закрепить образцы воспитанного поведения и речи.
Нужно запомнить, что воспитание вежливого ребёнка в первую очередь начинается с воспитанного взрослого.

Все взрослые приходят в восторг от воспитанных и вежливых детей. Они совершают хорошие поступки и не забывают говорить вовремя «волшебные» слова. И каждый родитель мечтает, чтобы его чадо было именно таким и даже чуточку лучше…

Но как научить ребенка общаться с людьми так, чтобы хорошие манеры и вежливость стали для него нормой? Вот несколько простых правил, которые помогут вам справиться с этой задачей.

Личный пример

Дети, как губки, все впитывают в себя! В том числе и ежедневное поведение родителей, их стиль общения и поступки.

В вашей семье принято общаться на повышенных тонах , решать проблемы с помощью крика, а не с помощью просьб и договоров? Тогда есть высокая вероятность того, что и малыш вырастет грубым и невоспитанным. Даже если вы научите его говорить слова вежливости и прочитаете несколько книжек про хорошие манеры, особого результата не будет.

А вот если ребенок растет в атмосфере любви и взаимопонимания , видит, как мама и папа здороваются с соседями, помогают старшим и не забывают говорить слова благодарности дома, не сомневайтесь — он скопирует эту манеру поведения. Малыш со временем поймет, какие и когда произносить вежливые слова, как вести себя со сверстниками и взрослыми, как поступать так, чтобы не навредить другим. А невежливость станет для него непозволительной.

Вежливость как образ жизни

Но заучить нужные слова — не значит стать вежливым . Надо еще и научиться их применять к месту.

Иногда родители сами не могут определиться, зачем их ребенку быть вежливым. Они зубрят со своим чадом «спасибо», «извините», «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания», но не могут толком объяснить, в какой ситуации использовать эти слова.

Очень важно, чтобы вежливость для вашего ребенка стала не обязаловкой, не навязанной ролью, а образом жизни.

И тогда бывает, случаются курьезы. Например, соседский мальчишка вежливо поздоровался с вами в подъезде и пропустил вас вперед. А затем с шумом отобрал у вашего малыша конфету и убежал. Вряд ли вы будете считать его вежливым после этого…

Поэтому очень важно, чтобы вежливость для вашего ребенка стала не обязаловкой, не навязанной ролью, а образом жизни! Для этого можно не заучивать правила поведения — достаточно соблюдать их в разных жизненных ситуациях.

Объясните малышу значение фразы «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» . Расскажите ему о том, что его действия могут нравиться только ему одному, но доставлять дискомфорт окружающим.

Навыки вежливого и воспитанного человека:

  • Вежливо просить, благодарить и извиняться.
  • Здороваться и прощаться.
  • Не лезть в чужой разговор без причины.
  • Учитывать просьбы и желания других людей.
  • Соблюдать правила этикета за столом.
  • Быть опрятным и следить за личной гигиеной.
  • Соблюдать правила поведения в общественных местах. Например, уступать место старшим, не мусорить на улице, не ковыряться в носу, не тыкать пальцем на окружающих и т.д.

Тактичное обучение

Мы часто забываем о том, что даже самый маленький ребенок — это личность. «Куда ты лезешь», «Ты еще маленький», «Все равно не поймешь» «Рано тебе еще» — то и дело слышится из уст родителей. И детишки теряются, не знают, как правильно поступать в той или иной ситуации…

Итак, если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос вежливым и порядочным человеком, придерживайтесь некоторых правил :

  • Говорите без криков и грубых слов, особенно при посторонних. Лучше наедине объясните ребенку, почему он был не прав.
    • Не оскорбляйте достоинство ребенка.
  • Интересуйтесь его мнением, состоянием, желаниями.
  • Старайтесь не делать постоянно замечания.
  • Одобряйте хорошее поведение и самостоятельность .
  • Не забывайте хвалить за «волшебные» слова и добрые поступки.

Берем в помощники игры и сказки

Но рассказывая ребенку о правилах поведения на взрослом языке, вы вряд ли добьетесь успеха. Здесь самые лучшие помощники — это игры, сказки и стихотворения.

После прочтения сказки или стиха обсудите с крохой сюжет, поведение положительных и отрицательных героев.

Детские книги в основном учат детишек таким жизненным ценностям, как доброта, дружба, понимание и вежливость. После прочтения сказки или стиха обсудите с крохой сюжет, поведение положительных и отрицательных героев, а также уточните, как бы малыш поступил на их месте.

Также сейчас есть множество замечательных детских изданий на эту тему. Например:

  • «Азбука доброты», «Азбука вежливости», «Азбука дружбы» из серии «Энциклопедия для маленьких вундеркиндов»;
  • «Урок вежливости» Самуила Маршака;
  • «Сказки про Машу и Ойку», «Капризик и Зловредик» Софьи Прокофьевой;
  • «Этикет для девочек и мальчиков» Анастасии Жадан;

Прекрасно помогают разобраться в разных ситуациях и ролевые игры .

Поиграйте с ребенком, как будто вы в транспорте, на детской площадке, в гостях или больнице. Или же придумайте сказочный сюжет с его любимыми мультяшными героями , где будет разыграна каверзная ситуация. А затем вместе обсудите, почему плохо себя вести и быть невежливым — недопустимо.

Не забывайте, что все мы родом из детства и многое зависит от нас, родителей! Благодаря таким простым советам, доброжелательной атмосфере в семье и взаимопониманию ваш малыш обязательно вырастет вежливым и порядочным человеком.

Воспитатель: Парахина Л.Н.

2016

Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с самых ранних лет. Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это дается с трудом. Почему так происходит и как воспитать ребенка вежливым человеком? С тем, что вежливость – это очень важно, мало кто поспорит. Многие родители в своих мечтах представляют своих 3-4-летних карапузов настоящими маленькими «леди» и «джентльменами». Что же родители понимают под словом «вежливость»?

У каждого из них свой образ того, каким должен быть их ребенок , чтобы считаться вежливым малышом. А что такое «вежливость» для вас? И какое из «волшебных» слов вы считаете главным? Поняв это, вы сможете выстроить воспитательную линию поведения. Когда можно начинать прививать малышу нормы вежливости? Кто-то из родителей уверен, что это качество нужно воспитывать с пеленок, а кто-то и про 4-летнего карапуза скажет, что он «еще не способен этого понять». На самом деле более правы сторонники «пеленочного» подхода, и вот почему. Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в определенной среде, и, как губка, впитывает ее особенности. Путь, который проделывает ребенок за первый год жизни, поистине огромен: от крохотного

несмышленыша до человечка, способного общаться и находить контакт с окружающими его людьми. И именно в это время закладываются первые нормы вежливости. Как же это происходит, ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Он их усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди. Давайте разберем несколько ситуаций. Ситуация первая: Аня и Максим – молодые супруги, воспитывающие годовалого Данилу. В их семье принято говорить спокойным тоном, употребляя вежливые слова «спасибо», «пожалуйста», «на здоровье» и т.д. Даже разговаривая с Данилкой, мама Аня не забывает об этих словах: «Даня, дай мне, пожалуйста, погремушку. Вот спасибо!», «Кушай кашку. Приятного аппетита!», «Спокойной ночи, сынок!», «Я тебя случайно толкнула. Извини, пожалуйста!». Ситуация вторая: Маша и Кирилл – тоже молодые супруги, и у них растет 11-месячная Катюша. Но стиль общения в их семье совсем другой. Слова «пожалуйста» или «извини» практически не звучат из уст взрослых. И в общении с малышкой мама Маша обходится без них. Вместо Спокойной ночи!» звучит «Спи быстро!», вместо «Дай, пожалуйста!» слышится «Отдай, а то сейчас влетит!». Как вы думаете, в какой ситуации ребенок быстрее научится вежливости? Конечно же, в первой. Если в семье вежливый и уважительный стиль общения, то он является привычным для ребенка с первых месяцев жизни. В этом случае и «волшебные» слова появятся в лексиконе очень рано. Эти слова появятся естественно, без чтений лекций и педагогических внушений. И на вопрос «Как вы смогли воспитать ребенка таким вежливым?» родители либо ответят, что он «как-то сам» таким стал, либо скажут, что «мы сами так себя ведем, поэтому и малыш за нами тянется». Во второй ситуации развитие вежливости находится под вопросом. Ребенок не знает другого общения между взрослыми, а оно носит вульгарно-агрессивный характер.

Поэтому первый и главный этап в воспитании вежливости ребенка – это демонстрация ему правильного примера взрослыми. Следующий этап – это появление в лексиконе вежливых слов. После того как ребенок начинает активно набирать «словарь», они вскоре появляются в речи.

Закрепление норм вежливого поведения начинается лишь в возрасте около 3 лет. Ребенок, переживающий «кризис 3 лет», может временно стать совсем невежливым, ведущим себя капризно, а порой агрессивно с окружающими. В это время малыш постоянно «проверяет» родителей: а действительно ли нельзя то, что нельзя? Это происходит не из-за «вредности» или «испорченного характера», а оттого, что малышу необходимо начертить «карту местности». В этот важный период он обозначает для себя границы дозволенного и недозволенного. Как это связано с вежливостью? Напрямую! Именно этот период является благоприятным для того,

чтобы научить малыша сознательно пользоваться вежливыми словами и демонстрировать вежливое поведение.

Игра – это основная деятельность в дошкольном детстве. Именно через игру ребенок познает окружающий мир, узнает много нового, учится делать выводы, развивает творческое воображение и пробует разные формы общения. К игре нужно относиться бережно и с большим уважением. К сожалению, очень немногие родители играют с малышами в сюжетные игры. А ведь именно игра – один из лучших способов показать ребенку эффективные способы общения и разрешения детских, но таких непростых проблем! Итак, давайте поиграем с малышом в вежливость. Для этого вам понадобятся любые игрушки, которые есть у вас дома. Это могут быть мягкие зверюшки или человечки из конструктора, куклы, в общем, кто-то, способный обозначить живое существо. Сюжетов для игры может быть много, ведь вежливость нужна во многих ситуациях. В каких же?

При встрече со знакомым;

При общении в садике;

При посещении поликлиники;

При походе в магазин, кино;

При посещении театра;

В транспорте;

в гостях или при приеме гостей у себя.

Сказка-помощница

Еще одна форма, очень близкая ребенку, – это сказочная история. Замечательная сказка есть у Ш.Перро. Она про двух сестер, одна из которых была вежливой, а другая грубой. Первая позволила волшебнице напиться из кувшина, когда ходила за водой, получила в дар способность ронять изо рта цветы и драгоценные камни при каждом слове. Вторая же, нагрубившая волшебнице, была наказана тем, что роняла изо рта змей и жаб. Эта сказка в символическом виде помогает ребенку понять: вежливость подобна цветам и очень ценна, а грубость похожа на лягушек, выпрыгивающих изо рта. Есть подобные сказки и у русского народа. Например, «Морозко», где учтивая и работящая девушка была вознаграждена волшебными дарами, а вторая, грубая да ленивая, – ларцом со снегом. Читая практически любую сказку, можно найти в ней ценность вежливости. Можно это рассмотреть и в мультипликационных сюжетах. Обращайте внимание ребенка на эти этические моменты, обсуждайте с ним поступки сказочных героев. Многие сказки учат ребенка быть более терпимым и вежливым. А можно придумать сказку специально, чтобы иллюстрировать ту или иную форму вежливого поведения. Эти сказки должны быть простые и достаточно короткие (чем меньше ребенок, тем короче). Сказка – это тот же игровой сюжет, но без игрушек. Вы можете придумать сказку вместе, а потом и поиграть в нее, а можете рассказывать игровой сюжет как сказочный.

История для обсуждения

Для детей более старшего возраста (5-6 лет) в качестве воспитательного средства подойдет «история для обсуждения» (хотя ценность игры и сказки полностью сохраняется). Она конструируется так же, как игра и сказка, т.е. имеет в основе какой-то сюжет, связанный с той нормой вежливости, которую мы хотим донести до малыша. Но героями в ней являются уже не звери, а люди. Пусть главный герой будет того же пола, что и ваш ребенок. Договоритесь, что когда малыш поймет, что герой действовал вежливо, он должен хлопнуть в ладоши. А когда невежливо – топнуть ногой. Делайте паузы в тех местах, где вы ждете реакции ребенка.


Или Уроки вежливости дома

Часто мы слышим на улице фразы родителей: "Вот отдали в садик (школу), пусть его там и воспитывают!" Хочется опередить эти высказывания. Ведь настоящее воспитание, как говорили древние, "впитывается с молоком матери". Нет, это вовсе не значит, что для того чтобы воспитать приличного, порядочного и вежливого человека, его нужно кормить материнским молоком лет эдак до восемнадцати.

Вовсе нет... Воспитание детей начинается именно в семье, именно мать и отец - те образцы поведения, используемые малышом, которым он будет наследовать в своей дальнейшей жизни. Дети - зеркало родителей, а потому воспитанию детей в семье должна отводиться особая роль.

Раннее воспитание детей

Молодые мамы и папы должны понять, что раннее воспитание начинается с общения и обучения ребенка. Даже 2-3-месячный малыш чему-то учится. А значит, процесс обучения и воспитания должны идти рука об руку. Если вы усаживаете шестимесячного малыша кушать за столик в грязной кофточке и с кашей , прилипшей к щекам еще с завтрака - это уже элемент "воспитания". Как вы считаете, сможет ли малыш быть опрятным, когда вырастет, если он привык все время ходить неряхой?

Главное помнить: грязь должна вызывать дискомфорт у малыша. А чтобы это случилось, необходимо следить за чистотой одежды , распашонок и кофточек, чистотой столика. Это не просто правила гигиены - это первые элементы воспитания детей начального возраста.

Воспитание детей дошкольного возраста

Здесь сразу же стоит отметить, что дошкольное воспитание детей - это тесное сотрудничество родителей и ребенка. Именно в этот самый ответственный период, когда формируется личность ребенка, роль в воспитании самого малыша выходит на первый план после родительской опеки. Начиная с 4-х лет, ребенок активен социально, он может сопереживать, стесняться, сочувствовать, понимать. И если в этот период с 3,5 до 6 лет ему не объяснить, что хорошо, а что плохо, то будущий человек так и останется невоспитанным, а порою и агрессивным к другим людям.

Методики воспитания детей различны: это и специальная литература, и программы воспитания детей, и личный пример родителей, и воспитатели в детском саду.

К слову сказать, воспитание детей в детском саду дополняет и расширяет семейное воспитание. Так что, дорогие взрослые, давайте возьмем большую лупу и рассмотрим с помощью нее... СЕБЯ. Почему?

Все очень просто.

Существует масса примеров, когда дети поступают так, как и родители, а старшее поколение не хочет понимать, что само виновато в том или ином поведении ребенка. Тому есть масса примеров.

Итак, давайте вспомним, что мы говорим ребенку, когда тот ложится спать после длинного дня, полного для него эмоций и впечатлений. Конечно, некий процент родителей снизойдет до "Спокойной ночи!", особенно, если это принято в семье. Но часто мы, взрослые, пришедшие с работы, уставшие и нетерпеливые говорим: "А ну быстро спать! И рот закрыть!"

Или еще один яркий пример наследования родителям: нецензурные слова, проскакивающие как бы невзначай в речи родителей. И наивно полагать, что ребенок маленький, он играл и ничего не слышал, а если и слышал, то ничего не понял.

Еще как слышал, и еще как понял. Он подсознательно почувствовал "запретное" слово, и ОЧЕНЬ крепко его запомнил. Он обязательно извлечет его из своей памяти, если сложится ситуация, подобная той, когда ребенок впервые услышал бранное слово. И тогда родители будут недоумевать, почему?

Нравственное воспитание детей нужно начинать очень рано. И вопросы некоторых родителей "Почему мой мальчик так поступил?", когда малышу уже 15 лет - как минимум неуместны и несвоевременны. Знаете выражение: "Хороша ложка к обеду". Поэтому не опоздайте, торопитесь передать вашему чаду все самое доброе и прекрасное. Пусть ваш ребенок вырастет человеком, настоящим, а не поддельным.

Воспитание детей родителями или Идем на урок вежливости!

Что же следует делать, чтобы избежать основных проблем воспитания детей? Конечно, прививать вежливость не просто на словах, а на "чувственной" основе. Ребенок должен знать, когда сказать "спасибо" или "извините", а также должен чувствовать, что от его слов делается приятнее другому человеку.

Приучите малыша жалеть мать и отца, природу и животных, листочки на деревьях и даже ветер и воду. С помощью книг по воспитанию детей расскажите ребенку, что все вокруг живое, что маленький жук, ползущий по дороге - живой и красивый, и его не нужно сразу давить или убивать. Что ветер и деревья разговаривают с нами, как люди. Что если ребенок невзначай (а это действительно так) обидел кого-то из родителей, то он должен извиниться, ведь и маме, и папе (сестричке, братику) так же больно и неприятно, как и самому малышу. Воспитав вежливость и жалость ко всему, что окружает ребенка, вы по крупицам сформируете человека, способного по-настоящему любить.

Будьте достойным примером для своих детей. Ибо ваша любовь стоит ровно столько, сколько стоит любовь вашего ребенка к вам. Задумайтесь об этом...