Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А. Никашина, Г.А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и при этом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние на освоение письма.

Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.

Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Доктор наук, профессор Левина Р.Е., стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: “При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов”.

Таким узловым образованием, ключевым моментом в системе коррекции общего недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. “ Формирование узловых образований , - отмечает далее Р.Е. Левина,- позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта” (т.е. коррекции речевого недоразвития).

СЛОВАРЬ:

Слуховое внимание - умение определять на слух звучание и его направление.

Фонема - звук, умение различать каждый звук в слове.

Фонематический слух - способность различать и узнавать фонемы в словах ([д], [о], [м]), понимать

Смысл слов.

Фонематическое восприятие - умственные действия по различению фонем и установление звуковой структуры слова: кит - [к`] - мягий, согласный звук, [и] - гласный звук, [т] - твёрдый, согласный звук; первый звук - [к`], второй - [и], третий - [т].

Дети 5-7 лет могут :

  1. Определять короткие и длинные слова (сравнивать слова по количеству звуков).
  2. Делить слова на слоги.
  3. Определять место звука в слове (начало, середина, конец).
  4. Придумывать слова на заданный звук, слог.
  5. Выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет).

6. Анализировать звуковой состав слова.

  1. Давать характеристику звуков:

Гласный звук, обозначаем красной фишкой;

Твёрдый звук, согласный, обозначаем синей фишкой;

Мягкий звук, согласный, обозначаем зелёной фишкой.

8. Составлять и анализировать предложения: Карандаш упал под стол . В предложении 4 слова.

Первое слово - карандаш;

Второе слово - упал;

Третье слово - под (короткое слово);

Четвёртое слово - стол.

9. Владеть понятием «звук», «слог», «слово», «предложение».

Работа по формированию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза ведётся в следующей последовательности:

1.Формирование фонематического слуха:

  • развитие навыка узнавания неречевых звуков;
  • различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
  • различение слов близких по звуковому составу;
  • дифференциация фонем;
  • дифференциация слогов.

2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза:

  • определение порядка звуков в слове;
  • выделение отдельных звуков;
  • различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой - звонкий, твёрдый - мягкий);
  • построение моделей (схем).

Игра «Будь внимательным!».

Цель : Развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например, звук [Р]:

л, р, в, р, з; ла, за, ра, мо, ры; стол, рука, лютик.

Игра «Назови картинки».

Цель : Учить выделять заданный звук среди предметов, изображённых на картинке.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [Ш]. Например, картинки (можно игрушки): мышь, машина, банка, шапка, банан и т. д.

Игра «Придумай слово».

Цель : Учить подбирать слова на заданный звук, слог.

Придумай слово, имя мальчика (девочки) и т.д. на заданный звук [С], слог МА и т.д.

Игра «Назови первый звук в слове».

Цель : Учить выделять первый звук в слове.

Назови предметы на картинках и выдели только первый звук в слове. Например: кот - [К], иголка - [И].

Игра «Назови последний звук в слове».

Цель : Учить выделять последний звук в слове.

Назови предметы, изображённые на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом - [М], слон - [н].

Игра «Прохлопай слово».

Цель : Учить делить слова на слоги.

Прохлопай слово и назови количество слогов в слове

(можно потом с усложнением - назови каждый слог в слове). Например: собака - 3 слога.

Правило : сколько гласных звуков столько и слогов.

Игра «Найди пару».

Цель : Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Ребёнку предлагаются парные картинки: коза - коса, мишка - мышка, мак - рак, дом - дым, миска - мишка, люк - лук, галка - галька и т.д. Раздаются картинки, по очереди называют свою картинку, выигрывает тот, кто назовёт пару той или иной картинке.

Игра «Найди слово».

Цель : Научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.

Взрослый предлагается прослушать стихотворение, (либо короткий рассказ), где есть слова со звуком [С]. Ребёнку нужно назвать слова со звуком [С].

Игра «Разложить картинки».

Цель : Учить дифференцировать звуки в словах.

Ребёнку предлагается разложить картинки (игрушки) на звуки [С] - [Ш], [З] - [З`].

Игра «Добавлялки».

Цель : Учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук [Ш]…уба (шуба), …апка (шапка), …ар (шар) и т. д.

Игра «Определи место звука в слове».

Цель : Развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Определить, где «живёт» заданный звук в слове: в начале, в середине, в конце слова. Например: звук [Ш] в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

Игра «Кому подойдёт квартира?».

Цель : Научить определять количество звуков в слове.

У детей - картинки различных животных. Взрослый показывает домик. Детям нужно подобрать к этой схеме слово (животное), затем - назвать каждый звук отдельно.

Игра «Цепочка слов».

Цель : Учить выделять в словах первый и последний звук в словах.

Взрослый называет слово, ребёнок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово на этот звук. Например: сыр - рыба - арбуз - зонт и т.д.

Игра «Отгадай слово».

Цель : Учить составлять слова по первым звукам предметов, изображённых на картинках.

Угадайте по первым звукам, изображённых на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Назови слово».

Цель : Учить называть слова с определённым количеством слогов.

Ребёнку предлагается назвать слова с 1 слогом (например, сок, дом, дым), с 2 слогами (мама, каша), с 3 (молоко, булочка).

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.

Музыкальные игры для детей дошкольного возраста

«Веселые лягушата».

Ход игры: Дети стоят в кругу и пропевают текст:

У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки.

Будем в ложки мы играть, звонко песни распевать.

Ква-ква, ква-ква. Ква-ква, ква-ква!

Педагог на ложках проигрывает простой ритм, дети повторяют его, играя на ложках.

«Веселые матрешки».

Ход игры: В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого в руках большая яркая матрешка, у детей – маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», - говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

«Три медведя».

Игровой материал: плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле. У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки.

Ход игры:

Педагог: Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первым зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)

Педагог (выводит фигурку) : Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)

«Прыг, прыг, скок».

Цель: Развивать ритмическую память, метрическое чувство.

Ход игры: Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу с барабаном в руках. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-2 предложения. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед, стучит на барабане простой ритм, дети должны повторить его, хлопая в ладоши. После выбирается новый «зайчик».

Текст песни: Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь?

Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок!

Зайка, зайка не молчи, в барабан ты постучи!

«Куколка любит танцевать».

Цель: Развивать чувство ритма.

Ход игры: Звучит любая русская народная мелодия.

Педагог: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте.

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны.. если разделить детей по подгруппам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр.

«По тропинке».

Цель: Закреплять способы звукоизвлечения на бубнах, маракасах, ложках. Развивать ритмический слух детей.

Ход занятия: Дети с песней двигаются цепочкой на запев, на проигрыш отстукивают ритмический рисунок, который задает педагог.

Текст песни: 1. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.

Ежика в лесу найдем, ежика найдем! (играют на маракасах)

2. По тропинке в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем.

Зайчика в лесу найдем, зайчика найдем. (играют на ложках)

3. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.

Мишку мы в лесу найдем, Мишку мы найдем. (играют на бубунах)

«Веселый колокольчик».

Цель: Развивать ритмический слух детей, умение правильно извлекать звук на колокольчике.

Ход игры: Детям раздают по два колокольчика каждому. Педагог поет нечетные фразы со словами, а дети - четные со звукоподражаниями, подыгрывая себе на колокольчиках.

1. Веселый колокольчик – Динь, динь, динь.

Смеется и хохочет – динь, динь, динь.

2. Он пел зимой чуть слышно – динь, динь, динь.

Но снова солнце вышло – динь, динь, динь.

3. И звонкие капели – динь, динь, динь.

В ответ ему запели – динь, динь, динь. (см. нотное приложение)

«Не зевай».

Цель: научить детей воспринимать и ритмично воспроизводить несложный ритмический рисунок, совершенствовать умение различать структуру музыкального произведения.

Ход игры: Игра проводится с детьми, сидящими на ковре в кругу. Дети поют текст и передают по кругу музыкальные инструменты. Педагог может ставить перед детьми различные задачи:

Точно воспроизводить ритм, после чего передавать соседу музыкальный инструмент;

Чередовать громкое и тихое исполнение;

Менять поочередно приемы исполнения на музыкальных инструментах.

Текст песни: Раз-два-три, не зевай! Поиграл – передай!

Раз – два-три, не спеши, как играть научи!

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.

Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.

Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)

Топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)

Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Программное содержание: По слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать ритмический рисунок мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие.

Игровые правила: Слушать звуки разной длительности, не мешать другим.

Игровые действия: Отгадывать длительность звуков, прохлопывать их соответственно.

Игровая цель: Угадать первым

ЗАЙЦЫ.

Программное содержание: Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.

Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.

Программное содержание: Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение слушать и сравнивать музыку различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную). Развивать музыкальную память, представление о различном характере музыки.

Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.

Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.

Игровая цель: Первым показать, что делают зайцы.

ЛЕСЕНКА.

Программное содержание: Различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки.

Ход игры: Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е.Тиличеевой. При повторном исполнении предлагает детям поиграть: показать рукой, куда движется девочка (кукла и т.д.) – вверх по лесенке или вниз. Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить ее.

Для средних, старших и подготовительных групп используется лесенка из 5 ступенек, для последних возможно из 7. Для младших – из 3.

Для 7 ступенек: Для 5 ступенек: Для 3 ступенек:

До, ре, ми, фа, Вот иду я вверх, Вверх иду,

соль, ля, си. И спускаюсь вниз. Вниз иду. (на трезвучии).

Программное содержание: Развивать музыкальную память и музыкально-аналитическое мышление – умение различать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движения руки) по слуховому восприятию.

Развивать музыкальный слух – умение отличать напевное звучание мелодии от отрывистого. Развивать представление об изобразительных возможностях музыки.

Ход игры: Педагог предлагает детям послушать как по музыкальной лесенке поднимается маленький мальчик и старая бабушка, или большой медведь и маленький зайка и сравнить музыкальные фрагменты.

Игровые правила: Внимательно слушать, не мешать другим.

Игровые действия: Показ рукой.

Игровая цель: Самостоятельно закончить музыкальную фразу.

МОРЕ.

Программное содержание: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отражать явления окружающей природы.

Ход игры: Педагог исполняет пьесу «Море» Н.Римского-Корсакова, дети делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния: оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Один ребенок с помощью карточек показывает изменение характера музыки на протяжении всей пьесы.

Программное содержание: Закреплять умение различать динамические оттенки в музыке: тихо (р), громко (), не слишком громко (), очень громко () и т.д. Через умение соотносить музыкальный и художественный образы, развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью средств музыкальной выразительности.

Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.

Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРУСЕЛЬ

Программное содержание: Учить детей различать изменение темпа в музыке.

Ход игры: Педагог исполняет песню «Карусели», спрашивает детей, как они двигались, всегда ли одинаково? Предлагает детям изобразить изменение темпа в музыке своими действиями и ответить на вопросы: когда музыка играла быстро, когда медленно и т.д.

Еле, еле, еле-еле (дети начинают движение)

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом (бегут)

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите! (замедляют ход)

Карусель остановите! (останавливаются).

Программное содержание: Развивать музыкальную память через темповый слух. Учить детей по слуховому восприятию различать изменение темпа в музыке и соотносить это со своими действиями, движениями.

Игровые правила: Внимательно слушать мелодию, не мешать другим.

Игровые действия: Движения в хороводе с изменением темпа.

Игровая цель: Принять участие в хороводе.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО.

Программное содержание: Учить детей различать форму музыкального произведения (запев и припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.

Ход игры: Педагог исполняет песню и предлагает одному ребенку выложить ее условное изображение из разноцветных кругов (запев песни) и однотонных квадратов (припев). Остальные дети проверяют,

правильно ли выполнено задание. В другой раз педагог сам выкладывает условное изображение песни из кругов и квадратов и просит детей исполнить песни, соответствующие изображению.

Программное содержание: Развивать музыкально-аналитическую деятельность детей – умение по слуховому восприятию через сравнение, сопоставление различать форму музыкального произведения (запев, припев), развивать ассоциативное мышление – умение передавать форму музыкального произведения с помощью различных графических изображений.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не подсказывать друг другу.

Игровые действия: Угадывание мелодии и выкладывание ее условного изображения из кругов и квадратов и наоборот.

Игровая цель: Первым угадать и выложить мелодию.

НАЙДИ И ПОКАЖИ.

Программное содержание: Упражнять детей в различии звуков по высоте (ре – ля).

Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, используя знакомые детям звукоподражания, обращает внимание на то, что мамы поют низкими голосами, а детки высокими, тонкими; для этого он рассказывает детям о том, что в одном дворе жили утка с утятами (показывает картинки), гусь с гусятами, курица с цыплятами, а на дереве птица с птенчиками и т.д. Однажды, подул сильный ветер, пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы стали искать своих детей. Первой стала звать своих деток мама-утка:

Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!

А утята ей отвечают:

Кря-кря, мы здесь!

Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и т.д.

Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре-ля).

Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте звука напевом.

Игровые действия: Отгадывать, кого зовут, пропевать соответствующие звукоподражания.

Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков.

НАЙДИ МАМУ.

Программное содержание: Развивать звуковысотное восприятие у детей: учить различать звуки в пределах октавы (ре1 – ре2).

Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, говорит, что у куклы Маши есть птички: курочка, уточка и т. д., они поют низкими голосами. И есть птенчики: цыплята, утята и т.д., они поют высокими, тоненькими голосами. Птенчики весь день играли во дворе и проголодались, и стали искать свою маму, чтобы она их покормила:

Пи, пи, пи! Это я! Где же мама моя? – запели цыплята тоненьким голоском. А мама курочка им отвечает:

Все ко мне. Цыплятки, милые ребятки!

И все остальные птенчики стали звать своих мам.

В ходе игры дети могут поочередно исполнять роль как птиц, так и птенчиков, используя при этом картинки с их изображением.

Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре – ля).

Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте напевом.

Игровые действия: Пропевать звукоподражания за педагогом.

Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков

ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ.

Программное содержание: Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать их по изображению ритмического рисунка.

Ход игры: Разучивая с педагогом попевку дети прохлопывают ее ритм, научившись этому они учатся узнавать знакомые попевки по предложенному рисунку.

«Петушок» рус.н.м.

«Мы идем с флажками» Е.Тиличеевой рус.н.м.

«Дождик»

Петушок, петушок, Дождик, дождик

Золотой гребешок! Веселей!

Что ты рано встаешь, Капай, капай,

Деткам спать не Не жалей!

даешь?

Мы идем с флажками,

Красными шарами.

В ритмических рисунках квадраты обозначают короткие звуки, прямоугольники – длинные звуки.

Программное содержание: Прослушивать попевку до конца, не мешать, отвечать другим.

Игровые действия: Угадывать знакомые попевки, выбирать соответствующие им графические изображения, прохлопывать ритм попевки.

Игровая цель: Угадывать первым.

СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО.

Программное содержание: Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Одному ребенку на слух предлагается определить жанровую принадлежность заданной мелодии и выбрать соответствующую картинку, остальные дети указывают свой ответ на игровых полотнах с изображением, соответствующим различным жанрам музыки.

Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Детям предлагается поиграть – определить на слух жанровую принадлежность заданной мелодии, выбрать на игровом полотне картинку с соответствующим изображением и накрыть ее фишкой. При этом ребенок должен пояснить, как называется этот жанр музыки и что под такую музыку можно делать.

Игровые действия: Угадывание жанра, выполнение соответствующих движений.

Игровая цель: Угадать первым.

СОЛНЫШКО И ТУЧКА.

Программное содержание: Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная).

Ход игры: Детям раздают игровые полотна с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную), и предлагает детям поиграть – накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по звучанию веселые и грустные мелодии.

Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная). Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.

Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего изображения.

Игровая цель: Угадать первым.


Многие родители сталкиваются с проблемой – ребенок, который верно и отчетливо повторяет за взрослым все звуки, в обычной речи умудряется их «терять», «проглатывать» или произносить неправильно. Именно поэтому за этапом постановки звукопроизношения следует этап автоматизации.


Проблема в том, что автоматизация в принципе невозможна без многократного повторения, а долгие и монотонные речевые занятия могут утомлять малыша, вызывая негативную реакцию. Любой хороший детский психолог или логопед обязательно обратит внимание родителей на то, что для успешного обучения требуется обоюдное желание двух сторон. Поскольку больше всего дошкольники любят играть, на помощь придут специальные речевые «разминки», веселые конкурсы, песенки и считалки.

Игры со звуком «Ш» и «С» – учимся артикулировать

На этапе постановки звукопроизношения внимание в первую очередь уделяется артикуляции. Но чтобы полученные навыки дошли до автоматизма, следует научить ребенка не только верно повторять отдельный звук, но и слышать его в словах, уметь вычленять и правильно произносить в открытых и закрытых слогах. В этом смысле одними из самых важных считаются игры со звуком «с» для детей – такая проблема, как «шепелявость», встречается едва ли не чаще, чем «картавость».

Существует четкий порядок, к которому прибегают все центры развития детей, использующие логопедические практикумы. Сначала непокорные «с» и «ш» отрабатываются в составе отдельного слога, затем – в словах (которые могут постепенно становиться все длиннее и сложнее). После этого приходит очередь словосочетаний и предложений, и лишь затем – связных рассказов.

Для того чтобы занятия были эффективными, они должны доставлять удовольствие. Лучше всего каждое из них начинать с особой артикуляционной гимнастики, которая выполняется под музыку, сопровождается стишками или песенками. Произнося звуки, их можно рисовать на песке, лепить из пластилина, вырезать из бумаги. Развитие мелкой моторики всегда идет об руку с постановкой звукопроизношения и его автоматизацией.

На заключительном этапе стоит уделить внимание подвижным играм, которые будут сопровождаться скандированием специальных речевок – необходимо следить, чтобы дети проговаривали слова неторопливо, правильно, отчетливо. А закрепить полученные навыки можно, выучив несколько скороговорок на «ш» и «с».


Постановка звука «Ш» в домашних условиях

Если игры со звуком «с» для детей всегда немножечко напоминают уроки художественного свиста, то постановка звука «ш» невозможна без особого «шипения». Это невольно дает идею для веселого занятия, главным действующим лицом которого станет змея. Можно придумать массу заданий, которые должен выполнить добродушный уж или коварная анаконда. Например, проползти по извилистому лабиринту через лес, сопровождая движение особой «змеиной» песенкой. Понятно, что в ней стоит использовать особые слова (вроде «шиплю», «шуршу», «шорохи» и «шелест»).

Прекрасно подходит для закрепления игра на внимание. Взрослый произносит слоги (или слова), в некоторых из которых присутствует «ш» – при его появлении ребенок должен совершить какое-то оговоренное действие (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами или просто зашипеть).

Можно совмещать поиски «пропавшего звука» с творческими занятиями – просить ребенка дорисовать или раскрасить картинки, которые имеют отношения к звуку «ш» (например, «лягуШка» или «Шапка»). А заодно – определить, в какой части слова (в начале, середине или конце) находится «беглец». Любой государственный или частный детский сад обязательно использует подобные упражнения, но для того, чтобы эффект был заметен, родителям следует заниматься с малышом и в домашних условиях – регулярно и систематически.

Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира , а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Автором, разработавшим идею игр звуками как первоначальной формы знакомства детей с миром музыки, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа.

Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот жалобно мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина, и поет скрипка. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Нам, взрослым, только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или в симфоническом оркестре. На самом деле это не так - фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. "Марш деревянных кубиков", "Полька цветных карандашей" или "Скрипучее рондо" - такие пьесы увлекут не только малышей.

Каждый знает, какого цвета небо, солнце, ночь, огонь... А как ночь звучит? Переливается бархатно - черными звуками рояля или искрится сияющим звездным дождем колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может она певучая и прохладная, как звуки металлофона? Можем ли мы представить и сыграть "разговор двух кузнечиков", "хор планет", "танец травинок", "марш муравьев"? Кажется невероятным, но можем, и легко.

Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, простые рыболовные колокольчики "разговаривают" друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой раскажут, как осенью грустно шуршат листья под ногами. Стоит только прислушаться - и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, а в бумажном шелесте - целую сказку, рассказанную простым бумажным листиком.

Сам педагогический процесс "омузыкаливания" бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох, звон) основан на стремлении ребенка самостоятельно организовать звуки, превращая их тем самым в музыку. Когда детям еще не доступны динамические, ритмические, структурные или иные способы организации звуков, единственно возможным способом формирования и образования становится спонтанная комбинаторика, одушевленная внутренним импульсом: "Это моя музыка!"

Использование в музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизаций на шумовых инструментах никак не противоречит сути самого музыкального воспитания. Построение подобных композиций составляет лишь одну из форм активного музицирования детей. Дети творят свою музыку на том уровне выразительности, который можно назвать первично универсальным, открывая для себя известные элементарные интонации.

Мы не можем, не имеем права ожидать от детей мелодий, произведений, похожих на музыкальные шедевры. У детской музыки, которую малыши импровизируют или даже сочиняют, нет бытия во взрослом мире, на нее лишь в незначительной степени распространяются наши понятия о прекрасном.

У нее есть главный смысл – прикладной, она помогает детям изучать и исследовать мир, а также формировать свое к нему отношение средствами музыкально – дидактической игры.

Импровизация, которая в своей сути есть игра, основанная на варьировании, преображении, пересочинении, более всего соответствует детской модели познания мира. Импровизационное обучение имеет не только чисто музыкальный смысл, его значение гораздо шире и затрагивает сферу формирования внутренних качеств личности.

Одновременно творческое музицирование как музыкально - эстетическая игра не может не стремиться к неким качественным характеристикам. Как определить качество музицирования с детьми, которые мало что умеют? Что способно выступить в данном случае эталоном оценки? Можно попытаться выразить качество через предельно обобщенное условие: самое простейшее (пусть это будут два звука на барабане) должно быть одухотворено и организованно . В этих словах заключена вся философия творческой работы с детьми.

Игры звуками - это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу "плохо или хорошо" ты что-то сделал. Игры звуками - это творчество-исследование, которое служит нескольким важным педагогическим целям :

Изучению звуковых свойств различных материалов и предметов из них

Бумажных, деревянных, стеклянных, металлических); детских музыкальных

Инструментов (орфовских и шумовых, а также голоса и артикуляционного

Аппарата);

Приобретению разностороннего опыта звуковых ощущений;

Исследованию различных способов получения звука и приобретению навыков

Игры на инструментах;

Развитию тонкого тембрового, а через него и звуковысотного.

С точки зрения методики игры звуками основываются на принципах элементарной импровизации, фактически и являясь ею.

Ключевая фраза "сыграй, как ТЫ хочешь" запускает весь механизм этой импровизации.

Целесообразная последовательность действий педагога в словах, побуждающих детей к определенным действиям:

1. "Поиграй на своем инструменте, изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные" (работа со всей группой одновременно).

2. "Сыграй музыку на инструменте - как ты хочешь" (свободные индивидуальные соло по кругу, спонтанная комбинаторика).

3. "Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь" - ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди.

4. "Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них "музыку дождя", "песню ветра", "танец ежика", солнечный свет", "маленькую ледяную симфонию", "твое сегодняшнее настроение", "радостную мысль".

Ступени данного процесса будут правильными, если двигаться от звукоподражательных интонаций типа "кап-кап", "тик-тик", имеющих прямую ассоциативную связь со своим жизненным прообразом, к постепенному увеличению степени опосредствования ассоциативной связи.

5. "Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение" - здесь используется метод наложения свободной в метроритмическом отношении детской импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст.

6. "Поговори со своим соседом, расскажи ему что хочешь" - диалоги инструментов, например, коробочки и маракаса (более свободная комбинаторика, обусловленная необходимостью реагировать на действия партнера).

Игры звуками, являясь первичной формой импровизации, базируются на нескольких фундаментальных принципах :

Формирование у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению как к

Игровому материалу, который создает фундамент для творчества;

Коллективно-распределительный характер элементарной импровизации,

Позволяющий принимать в ней участие каждому;

Простота и доступность.

Поиск, свободные образные ассоциации и свободное комбинирование составляют механизм детской импровизации.

Поскольку любая практическая деятельность осуществляется с помощью орудия труда, то и у детей, обучающихся музыке, должны быть свои "орудия" - детские музыкальные инструменты, с помощью которых учатся данному виду деятельности. Очевидно, что инструменты не могут быть технически сложными в освоении, ребенок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций. Такими свойствами обладают орфовские штабшпили - металлофоны и ксилофоны со съемными пластинами, созданные специально для детей. Эти инструменты откликаются на малейшее прикосновение чудесными звуками: по ним можно играть палочками, подушечками и косточками пальцев, просто щелчками и даже кулачками.

Условиями простоты, доступности и вариативности отвечают также и шумовые инструменты. Внешняя привлекательность и необычность инструмента - главное, что влияет на возникновение интереса к нему детей и желание взять инструмент в руки. Детей привлекает не только звучание и вид инструмента, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи, извлекать из них звуки. Легкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются главными факторами педагогического успеха в работе с ними.

Анализ педагогической практики показывает, что существует прямая зависимость между простотой инструмента и возрастом детей: чем младше ребенок, тем проще ему нужен инструмент. Одновременно существует и связь иного рода: чем беднее музыкальный опыт ребенка (безотносительно к его возрасту), чем ниже общий уровень развития его музыкальности, тем с более простых инструментов следует начинать его музыкальное обучение.

Поскольку на начальном этапе формирования музыкальности детей ритм выступает как ее фундоментальная основа, то и первыми инструментами детей становятся шумовые во всем их богатстве и разнообразии. К тому же преждевременное использование сложного инструмента может тормозить естественное развитие музыкальности детей. Для них будут упущены навсегда многие возможности, которые открываются только с помощью простейших инструментов.

Разнообразие шумовых и ударных инструментов трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковы тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, тон-блоки, маракасы, ручные барабаны и тарелки и т.д.

"Шумовой этап" в обучении не бывает коротким, его невозможно завершить в течение нескольких занятий. Это связано с тем, что с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей постепенно осуществляется прохождение ряда важных этапов, что требует времени.

Так, формирование метроритмического чувства занимает несколько лет, и все это время шумовой инструмент будет лучшим помощником педагога. Полноценная работа над тонкостью, чуткостью тембрового слуха, подготовка его к более сложному слуховому познанию также не ограничивается знакомством с инструментами в течение одного - двух занятий.

Что касается развития первичных навыков элементарной импровизации в играх звуками, то и здесь только шумовые инструменты могут прийти на смену звучащим жестам. Шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При этом происходит закрепление за звучаниями определенного смысла (дождь, часы, гром, ручей и т.д.). Позже дети способны устанавливать и опосредственную связь между звучанием и моделируемым звуковым образом (хор планет, музыка звезд, песенка светлячка и т.п.).

Детские музыкальные инструменты на самом первоначальной ступени должны быть игрушками в высоком значении этого слова . Музыкальными игрушками , которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождается звуки, не боясь, что сломают инструмент. А если и сломают, то смогут сделать подобный, из незатейливых подсобных материалов.

Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших давних предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, куски полого бревна, простые деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. Внашей современной жизни для звукотворчества возможностей неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов может пригодиться все:

Различная бумага (целафан, пергамент, газета, гофре и пр.).

Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки различной толщины, брусочки.

Коробочки из разных материалов(картонные, пластмассовые, металлические,

Баночки от йогурта, от шоколадных яиц)

Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань.

Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них,

Различная крупа, камешки, ракушки.

Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, гайки).

Металлические банки разных размеров.

Стеклянные бутылки и фужеры.

Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчески.

- И многое другое, из чего только можно извлечь звуки!

Речевые упражнения представляют собой очень эффективную форму творческой работы с детьми . В ее основе лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма. Ритмизованная и омузыкаленная инструментами речь является чудесной музыкой.

Речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны, прежде всего, потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух одна из основ слуха музыкального.

Из своего самого первого опыта ребенок черпает и учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относится: темп (агогика), ритм, регистр, темп, звуковысотный рисунок (линия), артикуляция, штрихи, динамика, тесситура, фактура, фразировка, акцентуация, форма.

Основным жанром речевого музицирования является речевая пьеса. Ее можно определить как музыкально - педагогическую модель, в которой текст не поется, а ритмично декламируется. В музыкально-речевых пьесах удачно могут сочетаться речь, музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства, звукоподражания.

Основой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Для речевого музицирования с дошкольниками вовсе не годятся изысканно-утонченные стихи, даже если они об игрушках, капельках или осенних листьях. Символический смысл таких стихов детям просто не понятен, поэтому их использование, как правило, интересно более педагогу, чем детям.

Речевые упражнения служат основой для постижения богатства и разнообразия ритмов и интонаций, воспитания интонационного, полиритмического и полифонического слуха, подготовки голосового аппарата к пению; дают представления о первичных музыкальных структурах и способах развертывания форм, фактуре; служат надежным мостиком для самостоятельных действий детей в импровизациях.. Они прекрасно поддаются систематизации, распределению по уровню сложности, являясь незаменимой по педагогической ценности формой работы с детьми.

Тексты в речевых упражнениях выполняют поддерживающую и обучающую функцию, помогая прояснить и интуитивно осознать семантику выразительных средств. Хороший, сразу заинтересовывающий детей текст, является лучшей предпосылкой для плодоряяя2орного мяяяязицирования. При выборе текста следует принимать во внимание как содержательную, так и звуко - ритмическую сторону. Из опыта многих педагогов известно, с каким воодушевлением дети воспринимают звуковую бессмыслицу. Тарабарские, чепуховые рифмы (эне-бене-раба, мисли-масли- компа-тели, хоккери-доккери) с удовольствием ими принимаются и музыкально обрабатываются. Об этом, в частности, очень подробно писал К.Чуковский в книге "От двух до пяти", посвященной формированию и развитию детской речи. Интересную мысль о естественной природе такой игры высказал музыковед М.Харлап: "Между речью и музыкой есть стадия лепета - ритмической игры со звуками. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки ».

Именно поэтому речевое музицирование начинается с игр фонемами, фонемными слогами - этот огромный арсенал звуковых средств, с первых же занятий образует активный "инструментальный" словарь ребенка для импровизаций.

Предварительный просмотр:

Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты. Особая легкость для детей работы с речевыми ритмами кроется в поддержке ритма артикуляционным движением. В качестве подкрепления действуют импульсы, идущие от речевой мускулатуры. Поддерживающую функцию в речевых упражнениях выполняет и сам текст, помогающий запомнить и удержать правильный ритм.

Речевой канон доступен даже дошкольникам, способствуя формированию распределенного дифференцированного внимания.

Формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи – при участии движения.

Язык жестов, телесно – пластическая деятельность человека предшествовали звуковому языку исторически. Речь основана на движении, и здесь лежит причина, связывающая жест и слово. Жест как особая форма движения может сопровождать, украшать или заменять речь, способствуя установлению координации между вербальным и невербальным общением.

А какое увлекательное занятие - танцевать стихи! Вот, например текст, в размере три четверти дети импровизированно танцуют, а один – два ребенка сопровождают их танец импровизацией на металлофонах.

Снег так искрится зимой и блестит,

Сотнями искорок ярко горит!

Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности, способствуя индивидуальной интерпретации образа, эмоциональному самовыражению. Она превращает речевую пьесу в театрализованную игру, вплотную приближая речевое музицирование к импровизированному театру. Общность выразительных средств речи, движения и музыки, доступность и легкость речевого импровизирования являются основой для творческих действий детей.

Поиск пластического сопровождения текста - является способом эмоционального вовлечения ребенка в процесс обучения.

Пластическое отображение текста создает особое «мотивационное

пространство», в котором каждый ребенок оказывается сотворцом. Не стоит именно «придумывать» движения к тексту, напрягая голову.

Пластическое отображение текста – это, как правило, спонтанная жестовая импровизация, она самоценна как творческий феномен.

В специальном заучивании сочиненного педагогом двигательного сопровождения текста очень мало смысла, каким бы ни казалось оно совершенным.

Простейшим движением и в то же время таким же простейшим пластическим отображением текста станет использование при декламации звучащих жестов. Любое детское стихотворение вначале необходимо продекламировать метрично, сопровождая его хлопками или шлепками.

Речевые упражнения служат также эффективным средством развития интонационного и тембрового слуха. Под интонационным слухом подразумевается способность слышать и понимать содержательный смысл музыки. Именно из речи ребенок постепенно черпает все более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками. Каждая речевая модель подразумевает различные интерпретации в динамике, регистре (низком, высоком, фальцетном, свистковом), тембре, с различной артикуляцией, в различном темпе, а также шепотом. «Прощупывание» образа в различных интерпретациях текста есть естественный и логичный путь к постижению глубины и разнообразия интонаций.

Такая разнообразная работа с одной моделью позволяет не понятийно, а практически и в очень доступной форме представить детям выразительные возможности музыкальных средств, взаимосвязь всех свойств звука в музыкальной интонации. Это самый верный путь к постижению интонационного смысла музыки.

Одной из художественных форм речевого музицирования является ритмодекламация – ритмическое произнесение текста на фоне звучащей музыки.

В ритмодекламации как форме, жестко фиксированной автором, места для детского творчества совсем не много. Есть лишь возможность поэкспериментировать с речевыми интонациями и динамикой голоса. При этом следует иметь в виду, что ритмодекламация на фоне живой музыки (фортепиано) всегда более эффективна, чем на основе фонограммы, которая отчуждает ребенка от слушания звука в сочетании с речью.

Способы и приемы, с помощью которых речевое музицирование становится творческим, поскольку разучивание придуманной педагогом речевой пьесы или ритмодекламации на фоне им же придуманной музыки таковым не является по своей сути.

Главный смысл творческого поиска в речевом музицировании заключается в ритмическом варьировании текста, его тембровом и фактурном оформлении, строительстве формы – от простого повторения фразы до имитационно – полифонических пьес. Возможны многие варианты: «Фруктовое рондо», «Игрушечный канон».

Дети постепенно учатся технике конструирования речевых пьес – элементарной устной композиции. Например, предложенный стихотворный текст(4 строчки) каждая творческая группа пробует ритмизовать по-своему, выразительно продекламировать, обыгрывая его мимически. Затем дети могут добавить к своей «заготовке» шумовой аккомпанемент. Иногда в творческий процесс может вмешаться педагог, подсказывая, что с каким – нибудь движением их пьеса будет выразительней. Группы продолжают поиск, одни могут взять ксилофоны, другие - развивать форму за счет фактуры, придумывая аккомпанемент.

Несколько вариационных «репетиций» перед показом завершают творческий процесс, который занимает одно занятие. Импровизированный концерт групп друг для друга является обязательным моментом обучения. Дети с необыкновенным вниманием будут следить и сравнивают свою пьесу с интерпретацией товарищей, их не надо будет уговаривать смотреть и слушать.

В конце занятия должно пройти обсуждение, что у кого было сделано интересно. Ошибок не бывает. Педагог получит полную информацию о результатах своей деятельности, реальной музыкальной компетентности каждого из детей, развитии их творческих навыков, способности к импровизации, умении сотрудничать, не проводя при этом никаких опросов, тестирования и диагностики.

Речевые упражнения – наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. Самая первая импровизация – это словесная фантазийная игра, запускающая сам механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанный с быстротой реакции, активностью восприятия.

В самом начале детская речевая импровизация может выражаться лишь в добавлении нового слова или строчки для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели, в образовании различных комбинаций из ритмизованной цепочки слов.

«Ветер и эхо»

(Шуточная речевая пьеса с элементами канона и речевого двухголосия).

Педагог предлагает детям сначала скопировать его речь как эхо, затем постепенно к декламации добавляется звуковая имитация ветра и слова, получается речевое двухголосие. Игру можно развивать как шуточный диалог с разными интонациями. Так, во второй части пьесы дети произносят слова с шуточно – грозной интонацией.

Речевая пьеса после разучивания может идти как игра: дети стоят в зале с закрытыми глазами врассыпную и «разговаривают» с педагогом, «ветер» между ними двигается и звучит в нужное время. В конце игры ребенок – ветер старается «осалить» как можно больше детей.

«Солнечный дождь»

(ритмодекламация)

В модели детям представляется возможность поискать интонации и более подходящие инструменты для звукоподражания. Можно эту модель декламировать двумя «полухорами».

1. Солнечный дождь по земле пробежал –

Каждый листок серебром засверкал.

2. Радуга в небе весеннем стоит,

Будто перо у Жар-птицы горит.

Солнечный дождь, солнечный дождь,

Как хорошо, что ты, дождик, идешь!


Предлагаю картотеку игр со звуками.

Подготовила: учитель – логопед Брус Светлана Анатольевна

МДОУ «Ягодка»

г. Лабытнанги

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

«Хлопни, если услышишь в слове звук [А] или любой другой звук»

Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из слова.

Ход

Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук [А], хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.

[А] Аист, роза, мак, лак, рак, бак, астра, автобус, адрес, арбуз, Айболит, Алёнка, апельсин, Аня, арфа, акула, утка, книга, барабан, лестница.

Ель, енот, липа, море, мост, сон, дом, облако, ветер, вишня, торт, вести,

ведро, ежи, шнур, филин, луг, пирожное, дождь, клоун.

[О] Осень, ослик, овцы, пол, дом, сом, кот, слон, сон, пальто, седло, ведро, перо, лето, кино, Оля, осы, очки, крот, облако.

Санки, трава, шар, книга, глаза, белка, щука, лампа, тетрадь, шпага, пенал, жаба, кит, краб, грач, мышь, щенки, звери, мама, камыши.

[Н] Наука, нос, нора,cнаряд, солянка, мужчина,награда, народ, ножницы, кинза, значок, снайпер, баран, капкан, стакан, кабан, барабан, графин, книга, блокнот.

Сумка, самокат, ваза, футляр, фокус, гуси, сорока, губы, колос, голубь, лампа, кашпо, белка, орешки, каша, ёлка, игрушка, стул, шкаф, цветы.

[C] Сад, салат, лес, нос, фокус, роса, песок, колбаса, волосы, кактус, минус, соль, совет, сом, судно, самолёт, листва, ребус, суп, сын.

Цапля, палец, волк, машина, лес, звук, баран, зубр, медведь, школа, виноград, кран, банан, цветок, рот, глаза, диван, малыш, коза, роза.

[И] Ива, игла, имя, осина, руки, лиса, листья, тина, вилка, блины, птицы, ноги, мир, дуги, искра, изба, липа, иволга, Ира, зима.

Дом, кот, трап, музыка, глаза, окно, платье, кресло, медведь, страус, обезьяна, кукла, калач, язык, стрекоза, берёза, страна, заяц, гвоздь, фазан.

[Б] Бал, банка,обман, хобот, шуба, банан, бык, столбы, свадьба, рубашка, обои, робот, зубы, труба, изба, болото, кобра, работа, бочка, бутон.

Палата, гном,пыль, стол, груша, сапоги, тыква, капуста, парк, шкатулка, пыль, полка, поезд, попугай, кнопка, паук, кино,волк, лев, лось.

[М] Мост, рама, самокат, чемодан, камыш, комната, гном, маска, молоко, муха, малыш, дом, шум, шлем, мак, мыло, мультик, малина, Маугли, компас.

Награда, нос, рот, глаза, кнопка, кабан, баран, апельсин, виноград, дождь, нож,слон, ногти, кукла, ночь, чайник, кисель, утка, снегирь, человек.

[В] Ваза, голова, волк, овал, сова,вода, вареники, пчеловод, завод, ворона, воздух, водолаз, Ваня,волосы, вагон, дерево, вафли, автобус, валенки, дрова.

Факел, кнопка, фонарик, стол, телефон, дракон, кофта, пианино, ёлка, фасоль, улыбка, катер, поезд, фазан, лодка, жираф, улица, магазин, флаг, форточка.

[Р] Рама, рак, дорога, кран, трава, шары, икра, повар, сыр, кефир, браслет, корыто, сырок, корова, труд, комар, ружьё, рыбак, рука, рысь.

Лак, мак, слон, лук,булочка, пила, кнопка, улыбка,лопата, компот, капуста, вокзал, лампа, енот, утка,малыш, гуси, платок, флаг, лето.

[Д] Дом,душ, дочка,дрова, мода, медаль, поднос, двойка, вода, дача, дырка, здание, правда, ладонь, дупло, дорога, дым, беседа, гудок,чердак.

Тайна, крот, комната, молоток, гитара, торт, комет, лето, цветы, тыква, рыбак, петух, монета, туфли, бутон,молоко, туман, товар,плита, туман.

[Ш] Шапка, лошадка, ошейник, уши, ландыш, шея, тишина,каша, шиповник, шум, малыш, шар, шайба, машина, шахматы, шило, финиш, карандаш, шарф, ремешок.

Жаба, ролики, жадина, человек, жираф, жук, урожай, пижама, слон, лужа, ежи, крыжовник, ребёнок, мечта, пароход, ножницы, лыжи, журавль, лодка,джунгли.

[Ч] Чайник, калач, кирпич, четверг, плач, ключ, дочь, ночь, чашка, ручей, значок, чудо, грачи, часы, пчела, гречка, внучка, тучка,ручка, печник.

Телефон, темнота, тир,сено, ветер, семья, осень, паутина, метель, тюлень, телега, листья, утята, утюг, север, секрет,лось, василёк, месяц, лисята.

[Щ] Щавель,щука,роща,пища,вещи,борщ,сварщик,лещ,помощь,щётка,щенок,

щека,сыщик,товарищи,щедрость, щегол, щель, морщины, стекольщик, угощенье.

Шахматы, семечки, семья, мешок, шило, шинель, шуба, сирень, лисичка, персик, кисель, беседа, осина, поросёнок, ушиб, камыши, крыша, шуруп, ремешок, крошка.

«Три слова»

Цель. Учить ребенка самостоятельно определять место звука в слове.

Ход

Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел.

Ребенок. Звук [У].

Взрослый. Где ты услышал звук [У] в слове: в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок. В начале слова.

Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.

Ива, игла, изба; искра, имя, ирис;

Лиса, осина, блины; вилка липа птицы; [и]

Руки, быки, сухари; фонари, дуги, ноги.

Осень, ослик, овцы; Оля, осы, очки;

Пол, дом, сом; кот, слон, сон; [о]

Пальто, седло, ведро; перо, лето, кино.

Уши, узел, укол; утро, усы, урна;

Лук, пух, дуб; шум, зуб, шут; [у]

Какаду, иду, сижу; пишу, держу, снизу.

Автобус, аист, арбуз; адрес, апельсин, Айболит;

Бак, лак, мак; рак, платье, палка; [а]

Утка, книга, лестница; книга, ворона, природа.

Майка, мак, малина; марка, мойка, мох;

Камыш, самокат, сумка; грамота, комната, туман; [м]

Дом, крем, шрам; шум, шлем, грим.

Наука, нос, нора; награда, народ, ножницы;

Снаряд, солянка, мужчина; кинза, значок, снайпер; [н]

Баран, капкан, стакан; кабан, барабан, графин.

Цапля, цирк, цех; цепь, цифра, царапина;

Рация, оценка, улица; умница, рецепт, луковица; [ц]

Леденец, огурец, перец; отец; певец; молодец.

Чай, чайка, череда; черника, черепаха, черника;

Ручей, значок, удача; калачи, врачи, бочонок; [ч]

Дочь, грач, калач; ключ, ночь, обруч.

Шапка, шайба, шар; шахматы, шуба, шум;

Машина, ошибка, мешок; тишина, лошадка, мышата; [ш]

Камыш, гуляш, ландыш; малыш, карандаш, финиш.

Щавель, щегол, щель; щука, щётка, щипцы;

Пища, роща, защита; морщины, сварщик, сыщик; [щ]

Лещ, овощ, плющ; клещ, плащ, помощь.

Луна, луч, лотос; ласты, лоб, лаванда;

Малыш, пчёлы, салат; улыбка, палуба, булавка; [л]

Бал, стул, пыл; стол, козёл, пол.

Пальма, пол, посуда; парк, пуля, пыл;

Запах, дупло, лопух; спорт, скрипач, сапог; [п]

Клоп, хрип, клип; сноп, храп, скрип.

Радио, рама, роща; руль, рыба, рука;

Баран, гараж, сорока; карта, парта, корыто; [р]

Двор, катер, повар; мухомор, сахар, помидор.

Сад, судно, сом; самолёт, сани, сын;

Писатель, фасоль, оса; посылка, посуда, лиса; [с]

Лес, рис, автобус; кактус, глобус, фокус.

Тапки, томат, туман; тыква, токарь, туча;

Лопата, платок, потолок; комета, петух, монета; [т]

Крот, плот, автомат; кот, рот, пулемёт.

Фартук, фонтан, фургон; фасоль, факел, фарш;

Сарафан, светофор, шкафы; телефон, кафтан, асфальт; [ф]

Шкаф, сейф, граф; миф, шарф, пуф.

Халат, халва, хобот; хурма, холм, холод;

Ледоход, мухомор, охота; муха, лихач, вездеход; [х]

Лопух, мох, петух; пастух, пух, страх.

«Волшебники»

Цель. Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.

1 вариант Ход

Взрослый . Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком [С] или другим…

[с] [т] [б] [г] [з]

том - сом банк-танк дудка-будка код-год суд-зуд

дом – сом пачка-тачка майка-байка кости-гости лов-зов

бор-сор ранец-танец соты-боты кол-гол дуб-зуб

пуп –суп папки-тапки ваза-база корка-горка

зуд – суд румба-тумба крошка-брошка кладь-гладь

ток –сок куча-туча ранка-банка крот -грод

кон –сон пруд-труд фант-бант гонка-конка

тын –сын

лад –сад

[д] [ж] [к] [л] [м]

сом-дом бук-жук галька-калька баки-лаки бак-мак

почка-дочка кара-жара том-ком мот-лот чарка-марка

пушка-душка бор-жор гонка-конка маска-ласка ласка-маска

пух-дух шар-жар торт-корт сани-лани лайка-майка

пороги-дороги мир-жир гость-кость рама-лама пышка-мышка

ночь-дочь весть-жесть туча-куча зайка-лайка пушка-мушка

кочка-дочка грот-крот воск-лоск

лань-дань тачка-качка рай-лай

лавка-давка

[п] [р] [ф] [х] [ц]

вол-пол банка-ранка бас-фас вата-хата мех-цех

сушка-пушка восток-росток бант-фант клоп-хлоп ларь-царь

дух-пух козы-розы кара-фара голод-холод свет-цвет

толк-полк лак-рак база-фаза робот-хобот сель-цель

кони-пони лама-рама сундук-фундук род-ход мена-цена

торт-порт ложь-рожь зонд-фонд салат-халат лапка-цапка

мост-пост мост-рост

Мука-рука

[ч] [ш] [щ]

пас-час ворох-шорох кит-щит

сан-чан кум-шум мука-щука

каша-чаша мах-шах ручка-щучка

сушь-чушь мёл-шёл река-щека

сайка-чайка пик-шик шёлк-щёлк

пасть-часть пар-шар

2 вариант

Получится новое слово, если добавить звук [К] или любой другой звук

[к] [л] [м] [н]

вол-волк ба..-бал гно..-гном апельси..-апельсин

рыба-рыбак козё..-козёл гри..-грим балко..-балкон

моря -моряк ко..-кол гро..-гром карава..-караван

завтра-завтрак по..-пол до..-дом мандари..-мандарин

пар-парк сту..-стул шле..-шлем сарафа..-сарафан

тан..-танк сто..-стол шра..-шрам графи..-графин

носо..-носок пы..-пыл шу..-шум жето..-жетон

телёно..-телёнок хол-холм газо..-газон

лесо...-лесок

[п] [р] [с] [т]

кар..-карп ми..-мир вопро..-вопрос пило..-пилот

су..-суп дво..-двор какту..-кактус зака..-закат

сер..-серп самова..-самовар фоку..-фокус мос..-мост

тра..-трап бо..-бор пару..-парус све..-свет

сиро..-сироп забо..-забор автобу..-автобус кро..-крот

тулу..-тулуп топо..-топор ле..-лес полё..-полёт

сно..-сноп кома..-комар глобу..-глобус запре..-запрет

ши..-шип хо..-хор ребу..-ребус пло..-плот

[х] [ц] [ч] [щ]

Возду..-воздух ледене..-леденец но..-ноч гуля..-гуляш

Лопу..-лопух зая..-заяц мя..-мяч детёны..-детёныш

Сме..-смех коне..-конец тка..-ткач камы..-камыш

Отды..-отдых молоде..-молодец кирпи..-кирпич каранда..-карандаш

Оре..-орех огуре..-огурец сила..-силач ланды..-ландыш

Горо..-горох оте..-отец пла..-плач малы..-малыш

Запа..-запах певе..-певец клю..-ключ мяки..-мякиш

Стра..-страх холоде..-холодец гра..-грач фини..-финиш

Шоро..-шорох рубе..-рубец лу..-луч мы..-мышь

Кле..-клещ помо..-помощь

Ле..-лещ хво..-хвощ

Ово..-овощ [щ] товари..-товарищ

Пла..-плащ хря..-хрящ

Плю..-плющ бор..-борщ

Рекомендации. В начале игры уточните, с какого звука начинается или заканчивается названное вами слово, помнит ли ребенок, на какой звук надо заменить первый или добавить последний звук в слове. Дайте образец ответа.

«Волшебство звуков»

1 вариант

Цель. Учить детей вставлять второй звук в слово для образования нового слова. Вызвать интерес и желание играть со словами.

Ход

Взрослый. Я буду произносить слова, а вы вставьте звук [л] так, чтобы он стал вторым в слове и получите новое слово.

[л] [р]

кок -клок ковать-кровать пуд-пруд

пот-плот кошка-крошка сок-срок

бок-блок топка-тропка койка-кройка

сон-слон такт-тракт мак-мрак

куб-клуб дама-драма

сова-слова кот-крот

кубок-клубок битва-бритва

сух-слух тон-трон

газ-глаз гаммы-граммы

пан-план каска-краска

2 вариант

Цель. Учить детей путем убавления одного звука из слова образовывать новые слова.

Ход

Из каждого слова надо исключить один звук, чтобы получилось новое слово.

Вот так: ГОРСТЬ - ГОСТЬ.

хлев–лев олень-лень косы-осы

уточка–точка клещ-лещ крот-рот

столб–стол мель-ель гром-ром

щель–ель снаряд-наряд шмель-мель

укол-кол град-рад зверь-верь

зубр-зуб скот-кот клей-лей

коса-оса экран-кран плуг-луг

мрак-рак краска-каска смех-мех

полк-пол стол-сто беда-еда

удочка-точка тепло-тело волк-вол

«Путешествие по комнате (группе)»

1 вариант

Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.

Ход

Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук [С] или любой другой звук. Но чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу синюю фишку, а вы кладите красную фишку на найденный вами предмет. Пошли.

Рекомендации. Не давайте сразу оценку деятельности ребенка, особенно если он допустил ошибку. У вас по четыре фишки: как только они закончились – это сигнал к окончанию игры. Предложите ребенку проверить правильность выполнения вами задания; похвалите, если он самостоятельно заметит допущенную вами ошибку: в названии предмета «диван» нет звука [С]. Затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком и даете оценку.

2 вариант

Цель . Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.

Ход

Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука (слова должны быть придуманы из предметов групповой комнаты).

Например: стол – лампа – автобус – самолет-телевизор - ручка и т.д.

«Составь слово из отдельно названых звуков»

Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.

1-й вариант.

Ход

Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М-А-К. какое слово ты услышал?

Ребенок. Слово мак.

Рак, лак, дым, кот,рот, шар, сор, уши, сок, мох, ток, пух, суп, лук, шум, пол, зал, бал, бак.

Мама, каша, мыло, рама, сани, дача, рука, нога, баба, Вова, щука, жаба, шары, коза, туча, косы, губы, ваза, сова, шуба, муха, розы, нора.

Глаз, брат, стул, друг, двор, флаг, гном, грач, гром, клад, клуб, клык, кнут, краб, кран, крот, квас, плащ, плов, пруд, шкаф, слон, стол, внук, врач.

Бумага, бараны, борода, волосы, вороны, радуга, голова, дорога, заборы заводы, заноза, ворота, комары, коровы, шурупы, лопата, молоко, Наташа, панама, паруса, полосы, посуда работа, рубаха, рукава, бокалы, собака, сорока, Тамара, томаты.

Рекомендации. К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы:ЭМ – вместо [м]. ребенок воспринимает на слух два звука –Э и М, что вызывает у него затруднения в составлении и восприятии слова на слух.

2-й вариант.

Ход

Взрослый называет звуки слова в нарушенной последовательности: Д, М, О. ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом.

Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.

к-р-а - рак р-с-о – сор к-у-р-а - рука д-у-р-п - пруд

к-л-а –лак и-ш-у –уши а-м-а-м – мама г-а-ф-л - флаг

м-д-ы -дым к-с-о – сок а-ш-а-к – каша м-о-г-н - гном

т-к-о - кот х-м-о –мох а-м-а-ш – Маша ч-а-г-р - грач

р-т-о - рот о-к-т – кот а-к-у-щ – щука д-а-к-л - клад

ш-р-а –шар х-п-у –пух а-ч-а-д - дача н-а-к-р - кран

п-с-у - суп к-л-у –лук а-б-у-ш – шуба т-а-р-б - брат

м-ш-у -шум л-п-о -пол а-в-о-в - сова л-у-с-т - стул

л-з-а –зал л-б-а -бал а-к-у-р - рука г-у-д-р - друг

к-б-а -бак м-к-а –мак а-х-у-м – муха т-о-к-р - крот

«В стране имён»

1 вариант

Цель. Учить ребенка выделять заданные звуки из своего имени и фамилии.

Ход

Взрослый. В стране имён не принято называть друг друга по именам или фамилиям. Там говорят только первый и последний звуки.

Ребенок. Вова - [В]- [А]; Серёжа –[С’]-[А] Баранкин- [Б]-[Н].

2 вариант

Цель. Учить детей подбирать имена на заданный звук.

Этот вариант игры можно использовать как индивидуально с каждым ребенком, так и с группой детей как соревнование. Например: «Кто назовет больше имён с заданным звуком – получит звездочку». Такая игра учит детей играть в команде, быстрее думать, сопереживать, радоваться победе.

Женские имена

[А] Алина, Азиза, Акулина, Александра, Алёна, Алиса, Алла, Альбина, Амалия, Анастасия, Ангелина, Анжела, Анжелика, Анита, Анна, Антонина, Анфиса, Арина, Афродита.

[В] Валентина, Валерия, Варвара, Василина, Василиса, Вера, Вероника, Виктория, Виола, Влада, Владислава.

[Г] Галина, Герда, Гертруда, Глафира, Глория, Гортензия, Гульнара, Гюзель.

[Д] Дана,Дарина, Дарья, Джулия, Джульетта, Диана, Дина, Дорофея.

[Е] Ева, Евгения, Евдокия, Евлампия, Екатерина, Елена, Елизавета, Есения, Ефросинья.

[Ж] Жанна, Жозефина, Жюльетта.

[З] Зара, Зарина, Земфира, Зинаида, Зита, Злата, Зоя, Зухра.

[И] Иванна, Ида, Изабелла, Изольда, Илона, Инга, Инесса, Инна, Ирина, Ирма, Ия.

[К] Камилла, Капитолина, Карина, Каролина, Кира, Клавдия, Клара, Климентина, Клеопатра, Констанция, Кристина, Ксения.

[Л] Лада, Лайма, Лариса, Лаура, Лейла, Лидия, Лика, Лилиана, Лилия, Лина, Линда, Лолита, Луиза, Любовь, Людмила,Лючия.

[М] Магдалина, Мадина, Майя, Малания, Мальвина, Маргарита, Марьям, Марьяна, Марианна, Марина, Мария, Марта, Марфа, Мила, Милена, Мирослава.

[Н] Надежда, Наина, Нана, Наталия, Наталья, Нелли, Ника, Нина, Нонна.

[О] Оксана, Олеся, Ольга.

[П] Паулина, Пелагея, Полина, Прасковья.

[Р] Рада, Раиса, Регина, Римма, Рита, Роза, Роксана, Ростислава, Руслана,Руфина.

[С] Светлана, Серафима, Снежанна, София, Софья, Стелла, Степанида, Стефания, Сюзанна.

[Т] Таисия, Тамара, Татьяна.

[У] Ульяна, Устинья.

[Ф] Фаина, Фатима, Фарида, Фёкла.

[Э] Эвелина, Эдита, Элеонора, Элиза, Элина, Элла, Эльвира, Эльза, Эмилия, Эмма, Эсмеральда.

[Ю] Юлианна, Юлия, Юнона.

[Я] Ядвига, Яна, Ярослава.

Мужские имена

[А] Агафон, Адам, Адольф, Аким, Алан, Александр, Алексей, Альберт, Амир, Анатолий, Андрей, Анисим, Антон, Арсений, Аристарх, Аркадий, Арнольд, Артём, Артур, Архип, Асламбек, Афанасий,Ахат, Ахмед.

[Б] Богдан, Борис, Бронислав, Булат.

[В] Вадим, Валентин, Валерий, Вениамин, Виктор, Виталий, Владимир, Владислав, Всеволод, Вячеслав.

[Г] Гавриил, Геннадий, Георгий, Герасим, Глеб, Григорий.

[Д] Давид, Дамир, Даниил, Демьян, Дени,с Дмитрий.

[Е] Евгений, Евдоким, Евлампий, Егор, Елизар, Емельян, Ерофей, Ефим.

[З] Захар, Зосим.

[И] Иаков, Иван, Игнат, Игорь, Иисус, Илларион, Илья, Иннокентий, Иосиф, Ипполит, Ираклий, Исмаил.

[К] Карим, Карл, Кирилл, Константин, Корней, Ксенофонт, Кузьма, Куприян.

[Л] Лев, Леонард, Леонид.

[М] Макар, Максим, Марк, Мартин, Матвей, Мефодий, Мечеслав, Мирослав, Михаил, Мстислав.

[Н] Назар, Никита, Николай.

[О] Олег, Онисим, Осип.

[П] Павел, Пантелей, Пётр, Платон, Поликарп, Порфирий, Потап, Прокл, Прокоп, Прохор.

[Р] Ренат, Роберт, Родион, Роман, Ростислав, Руслан, Рустам.

[С] Савелий, Святослав, Севастьян, Семён, Серафим, Сергей, Станислав, Степан, Султан.

[Т] Тарас, Терентий, Тигран, Тимофей, Тимур, Трифон, Трофим.

[Ф] Фёдор, Федот, Феликс, Феофан, Филарет, Филат, Филипп, Фома.

[Э] Эдуард, Эльдар, Эммануил, Эраст, Эрнест.

[Ю] Юлиан, Юрий.

[Я] Яков, Ярослав.

Литература:

  1. Герасимова А. С., Жукова О. С., Кузнецова В.Г. Уникальная методика развития речи дошкольника. – ЧСПб.: Издательский дом «Нева» М.: «ОЛМА – ПРЕСС», 2002
  2. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003 (Серия «Учительский портфель).
  3. Кравченко И. А. Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Издательство «Гном – Пресс», 1999 (Опыт работы практического педагога).
  4. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии 32 учебно – игровых занятий. Издание 2 –е, доп. и испр., - М.: Издательство «Гном и Д», 2001. (Опыт работы практического педагога).