Обычно родители очень трепетно относятся к тому, как говорит их ребёнок. Ведь правильная речь - это один из самых явных признаков нормального интеллектуального развития малыша. Если кроха начинает говорить рано, внятно и чисто - родители радуются и гордятся. А вот ребенок с задержкой речи вызывает озабоченность и тревогу мам и пап. И это абсолютно правильно - ведь нарушения речи эффективно лечатся только в возрасте от 2,5 до 7 лет. Потом может быть просто поздно.

Нормальное развитие речи у детей

Как же должна развиваться речь ребенка? Что считать нормой?

  • В год малыш должен уметь говорить около десяти слов. Естественно, это пока ещё «детские» слова, понятные только ему и вам - «ма», «ба», «ки» (киска). При этом ребенок должен знать названия знакомых ему предметов и действий и реагировать на них: «дай кубик», «пойдем гулять», «кровать», «ложка», «окно».
  • В два года кроха начинает говорить коротенькими предложениями и употреблять простые прилагательные и местоимения («я пошел», «киска белая»). Словарный багаж ребенка, как правило, состоит из 50–100 слов.
  • В 2,5 года малыш должен произносить более-менее правильно около 200–300 слов, а также знать свое имя и говорить, использует прилагательные. В этом возрасте ребенок начинает задавать вопросы, пытается изображать голоса животных - «мяу», «гав-гав» и т. д.
  • К трем годам дети должны уметь связно составлять рассказ из нескольких предложений. В речи должны правильно употребляться местоимения, наречия, прилагательные. Малыша должен понимать посторонний человек.

Естественно, приведенные нормы весьма относительны - ведь у всех детей разный характер, темперамент, наследственность, да и обстановка, в которой они растут, отличается. К тому же, как правило, мальчики начинают говорить позднее девочек на 4–5 месяцев.

Однако эти ориентиры помогут внимательным родителям оценить, соответствует ли речь малыша его возрасту. Если отставание существенно, то, возможно, самое время обратиться к специалисту.

Признаки явной задержки развития речи у детей

Родители должны начать беспокоиться, если ребенок:

  • В 4 месяца не реагирует на обращение матери, не улыбается ей.
  • В 9 месяцев не лепечет.
  • В 1,5 года : не произносит простых слов; не знает названия окружающих предметов и своего имени; не может выполнить простую команду, например, «дай руку» или «иди ко мне».
  • В 2,5 года : знает мало слов; не запоминает названия предметов; не умеет говорить предложениями, хотя бы из двух слов.
  • В 3 года: говорит непонятно даже для вас; не может составить предложение из трех слов, а говорит фразами из сказок, стишков и «мультиков» или повторяет фразы взрослых, произнесенные при нем; не понимает ваших объяснений; говорит очень медленно или, наоборот, слишком быстро, глотая окончания; у малыша трудности с жеванием и он может подавиться даже маленьким кусочком; ходит с постоянно полуоткрытым ртом; у него повышенное слюноотделение без явных причин.

Если вы заметили у своего малыша какой-нибудь из этих признаков, то необходимо немедленно обратиться к педиатру. Врач назначит обследование и направит к соответствующему специалисту. Чем раньше начато лечение задержки развития речи у ребенка, тем больше шансов, что к школе он ничем не будет отличаться от своих сверстников.

Какие бывают задержки речи у детей

Задержка речевого развития (ЗРР) - это когда малыш говорит не так, как полагается в его возрасте.

Различают:

  • Расстройство артикуляции речи - ребёнок говорит очень нечётко, его не могут понять даже близкие, но, при этом он всё понимает, не имеет никаких психических отклонений и в остальном совершенно здоров.
  • Задержка экспрессивной речи - речь малыша существенно отстает от его возрастной нормы/ребенок говорит очень мало или вообще молчит.
  • Расстройство рецептивной речи - ребенок плохо понимает то, что ему говорят, хотя со слухом у него всё в порядке.
  • Комбинации предыдущих расстройств.

Причины задержки речи у детей

Специалисты разделяют причины речевых нарушений на социальные и на физиологические-то есть те, которые связаны со здоровьем.

К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить.

  • Это может быть недостаточное внимание к ребенку - ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого.
  • Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка - ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность. Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из «мультиков», не придавая значения словам.
  • Как ни странно, но к задержке развития речи может привести и гиперопека - в семьях со сверхвнимательными родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи - ведь их и так понимают!
  • Очень часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях.
  • Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.

Темповая задержка речи , связанная с отсутствием мотивации к общению, исправляется легче всего. Конечно, при своевременном обращении к врачу. Наилучшие результаты дает лечение, начатое до 3–4 лет. Если начать заниматься с ребенком вовремя, то уже к шести годам он может догнать своих сверстников и даже перегнать их.

Впрочем, начать коррекцию речи можно и позже, даже в 5 или 7 лет. Главное - не игнорировать проблему.

К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести следующие:

  • нарушения слуха;
  • недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба;
  • нарушения зрения;
  • поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте);
  • травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры);
  • алкоголизм родителей;
  • наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту);
  • врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.

Задержка развития речи у детей, связанная с перечисленными причинами, лечится гораздо сложнее и дольше. В этих случаях требуется помощь врача, а иногда и совместные усилия разных специалистов.

Какие специалисты занимаются речевыми расстройствами

Очень многие родители полагают, что лечением нарушений формирования речи занимаются логопеды. На самом деле, логопеды только «ставят» правильное произношение звуков. С детьми они начинают работать лет с четырех-пяти. Лишь очень немногие логопеды работают с детьми помладше. Но ждать так долго, если ребенок явно говорит не так, как положено в его возрасте, нельзя ни в коем случае.

Задержка речи у ребенка требует, в первую очередь, выяснения причин. Только после этого коррекцией развития малыша сможет заняться нужный специалист - дефектолог, психолог, невропатолог, логопед или даже психиатр.

Невропатолог может приступить к лечению уже годовалого ребенка, если у того диагностировано какое-либо неврологическое заболевания. С 2-летними детьми работают дефектологи и педагоги-корректологи, они занимаются улучшением памяти, мышления, внимания, моторики. В 4–5 лет подключаются логопеды, которые учат детей говорить внятно и грамотно, выстраивать рассказ.

Как лечат ЗРР

Задержка речи у детей поддается лечению - главное, начать его вовремя, набраться терпения и проявить определенную настойчивость.
Лечение речевых расстройств обычно состоит из следующих составляющих.

  • Лекарственная терапия

Лекарственные препараты вам выпишет лечащий врач, как правило, это средства для «подпитки» нейронов головного мозга и для стимуляции речевых зон.

  • Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия

Эти способы терапии позволяют воздействовать на зоны головного мозга, ответственные за дикцию, память, интеллект. У магнитотерапии противопоказаний нет, а вот электрорефлексотерапию нельзя использовать для лечения детей с эпилепсией, судорожным синдромом и психическими заболеваниями.

Дельфинотерапия, иппотерапия и аналогичные альтернативные методы практикуют некоторые специалисты. Эти способы лечения подбираются индивидуально.

  • Работа с педагогом-корректологом

Никакая медикаментозная терапия, если к ней не будет прилагаться работа педагога-корректолога, психолога или дефектолога, не способна ликвидировать темповую задержку речи. В задачу педагогов входит психическое развитие детей, их социальная адаптация, исправление прошлых ошибок воспитания, совершенствование интеллектуальных способностей, памяти и внимания. Каждый ребёнок уникален, поэтому с каждым малышом специалисты занимаются индивидуально.

  • Ежедневная работа с родителями

Ну и, конечно, родители не должны надеяться, что всю работу выполнят врачи. От настойчивости, последовательности и терпения мам и пап во многом зависит удачный исход лечения. Очень важно, чтобы родители занимались с малышом в игровой обстановке, не вызывая у него отрицательных эмоций.

Какими методами пользуются педагоги-корректологи

Основными методами коррекции задержек речи являются:

  • Муз- и арттерапия. Музтерапия способствует улучшению памяти и внимания. Арттерапия совершенствует зрительную память.
  • Предметно-сенсорная терапия, разработка крупной и мелкой моторики рук, массаж. Например, очень полезны все пальчиковые игры - лепка из пластилина, рисование пальцами, собирание пазлов, конструкторов, пирамидок, игра в кубики, застегивание пуговиц, нанизывание бусинок на нитку. Это и понятно - в головном мозгу речевые центры расположены рядом с центрами мелкой моторики рук, поэтому развивая двигательные центры, ребенок автоматически улучшает и свою речь.
  • Подвижные игры. Педагоги могут посоветовать подвижные игры, формирующие способность ориентации в пространстве, умение ритмично двигаться или специальные игры с речевым сопровождением.

В общем, с проблемой задержки речи у ребёнка вполне можно справиться, если подойти к ней серьезно и ответственно. Просто не стоит пускать это на «самотёк» надеясь, что со временем всё пройдет само. От того, как хорошо и правильно говорит малыш к шести годам, во многом зависит его будущее психологическое развитие, его умение общаться со сверстниками и взрослыми, его способность к обучению в школе. Главное, не упустить момент - чем раньше вы начнете лечение задержки речи, тем больше шансов, что оно будет успешным.



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Задержка речевого развития - это комплекс диагнозов, общим симптомом которых является отставание в речевом развитии от сверстников.

В результате многочисленных исследований удалось установить, что сегодня 25% детей имеет задержку речевого развития. В то время как в середине 70-х годов прошлого столетия такой диагноз ставился только 4% детей той же возрастной группы. Это значит, что за это время данная патология стала диагностироваться у детей в 6 раз чаще. Причем такая картина наблюдается во всем мире.

Термин «задержка речевого развития у ребенка» часто используется в медицинской практике. Логопеды утверждают, что это очень серьезная патология.

При задержке речь все равно развивается, хотя и с опозданием. Все речевые навыки появляются несколько позже, чем у остальных. И хотя неуспеваемость в речевом развитии - это временное явление, оно все равно может негативно отразится на малыше, так как при этом тормозится психологическое развитие, замедляется процесс приобретения опыта в межличностных взаимоотношениях, общении. Кроме того, задержка речевого развития плохо влияет на познавательные навыки малыша. Речь оказывает большое влияние на развитие воображения, памяти и общего мышления.

Данная патология диагностируется у детей до трех лет, которые обладают очень бедным словарным запасом или вовсе не могут говорить. Дети с психоречевой задержкой развития не могут составить длинные предложения, они почти никогда не задают вопросы. Подтвердить наличие этой патологии врач может только после комплексной диагностики. К сожалению, патология чаще всего диагностируется, когда время потеряно, поэтому родители должны внимательно следить за своим малышом.

Причины задержки речевого развития

Речь имеет свои нормы развития и становления. Обычно ребенок пробует разговаривать на втором году своей жизни. До двух лет он только наблюдает за окружающим миром, изучает его и старается все запомнить. К двум годам вся накопленная информация перерабатывается мозговыми клетками, а мышцы речевого аппарата укрепляются, что дает возможность малышу говорить свои мысли вслух и выражать, таким образом, свои эмоции. Хотя во всех правилах есть исключения, в том числе и в речевом развитии. Поэтому в некоторых случаях ребенок начинает разговаривать позже. Этому явлению есть несколько причин:

  • слабое развитие мышц, окружающих рот, или слабый мышечный тонус лица. На это могут указывать предпочтение мягкой пищи, постоянное выпадение еды из ротовой полости, чрезмерное выделение слюны. Данное нарушение чаще наблюдается у малышей, которых слишком рано перестали кормить грудью или не кормили грудью вообще;
  • плохая концентрация слухового внимания. При этой патологии ребенок не может понять предложения, состоящие из большого количества слов, он не слышит фоновые шумы;
  • нарушения слуха. Это один из самых распространенных факторов, провоцирующих задержку речевого развития у ребенка. Дефекты слуха также могут негативно отразиться на умственных способностях. Поэтому главное - вовремя обнаружить проблему и не пропустить наиболее подходящий период для активизации функций слухового прохода, ведущего к области мозга, отвечающей за слух;
  • невостребованность речи. Такое часто случается, когда с ребенком мало общаются или пытаются узнать все желания малыша наперед. В результате у ребенка не возникает необходимость выражать свои эмоции и что-либо говорить с помощью слов;
  • генетическая предрасположенность. В этом случае у детей медленно созревают нервные волокна, ответственные за речь;
  • травмы и повреждения тканей головного мозга, полученные во время родов или в первые несколько месяцев жизни малыша;
  • если родители слишком быстро разговаривают, ребенок не успевает понять смысл сказанного, а спустя некоторое время он перестает пробовать понять то, что ему говорят;
  • перегруженность помещения шумами. Постоянная работа телевизора, разговоры по телефону и просто громкое общение становятся причиной того, что дети перестают придавать значение словам и даже неправильно повторяют услышанную речь;
  • если родители разговаривают на 2 языках;
  • при завышенных требованиях к речи у ребенка может исчезнуть желание говорить;
  • заболевания нервной системы и психические заболевания;
  • тяжелые психические травмы, полученные в раннем детстве;
  • злоупотребление родителями алкоголем;
  • кислородное голодание во время внутриутробного развития;
  • если женщина в период беременности перенесла какие-либо заболевание или отравление, то у ее малыша в будущем также возрастает риск возникновения задержки речи;
  • слабое зрение;
  • патологии головного мозга.

Важно знать, что лечение задержки речевого развития может сильно затянуться и усложниться, если причины патологии речи ребенка не будут выявлены, а провоцирующий фактор будет продолжать оказывать свое негативное влияние. Поэтому детям с данным отклонением рекомендуется пройти полное обследование. Только таким способом логопед сможет максимально точно поставить диагноз.

Признаки задержки речевого развития ребенка

Изначально все новорожденные не умеют разговаривать. В это время взаимодействие с окружающими осуществляется с помощью различных тонов плача. И только спустя некоторое время у ребенка начинается становление и развитие речи, которое проходит несколько стадий. Все они обладают огромным значением. При незавершенности одного этапа ребенок не сможет перейти на следующий. Поэтому родители должны вовремя заметить трудности.

При нормальном развитии малыш в 2-5 месяцев уже гулит. С 3 до 5 - пытается выговорить различные слоги, переходя постепенно в период несвязанной речи. С 11 месяцев ребенок пытается произносить свои первые слова. В 2-3 года он начинает строить первые примитивные предложения. Уже с трех лет он должен уметь выстраивать реплики, создавая маленькие тексты, заучивать и пересказывать короткие стихи.

О задержке речевого развития, как правило, свидетельствуют следующие симптомы:

  • в возрасте 4 месяцев и более малыш не откликается на слова, которые ему произносят, не улыбается родителям;
  • у ребенка в 9 месяцев и более нет лепета;
  • ребенок в 1,5 года не может сказать простейшие слова, не знает, как его зовут, названий предметов, которые его окружают, не понимает элементарных команд (таких, как «иди ко мне» или «возьми»);
  • в 2,5 года ребенок знает немного слов, он плохо запоминает наименования предметов, не создает даже простейшие реплики из 2 слов;
  • в трехлетнем возрасте ребенок разговаривает так, что его плохо понимают даже родители. Он не составляет самостоятельно предложение даже из 3 слов, а только повторяет слова, которые слышит от взрослых или из телевизора. Такие дети не соображают, что им говорят, они произносят слова медленно или - наоборот - чересчур быстро, «проглатывают» окончания слов. Они плохо пережевывают пищу, могут подавиться даже мелкими кусочками, у них постоянно открыт рот.

Каждый родитель должен обращать внимание на эти признаки, а при их возникновении сразу обращаться к логопеду. Однако нужно знать, что нормы развития речи могут сильно варьироваться. Не рекомендуется сравнивать своего ребенка с остальным детьми. Становление речи - это индивидуальный процесс. Важно учитывать также то, что девочки начинают разговаривать несколько раньше мальчиков. Хотя задержки речи у последних встречаются гораздо реже.

Если ребенок в трехлетнем возрасте понимает, что ему говорят родители и выполняет все их просьбы, если у него не наблюдаются психические расстройства, то беспокоиться не нужно. Если у него имеются только проблемы с речью, то это может быть проявлением особой готовности к формированию речи. Обязательно нужно посетить врача, если ребенок абсолютно не может разговаривать после трех лет или если его речь невнятная.

Диагностика задержки речевого развития

При полном обследовании пациентов с задержкой речи может понадобиться проведение следующих мероприятий:

  • оценка сурдологом способностей ребенка слышать и, если имеются какие-либо нарушения, выявление их;
  • проведение возрастного тестирования на определение степени психомоторного развития, исходя из показателей раннего речевого развития и шкалы Бейли, которая используется для определения степени развития младенцев;
  • проведение беседы с родителями для оценки их стиля общения с ребенком;
  • оценка моторики лицевых мышц в случае, если имеются трудности с вскармливанием грудью и ребенок не может повторять движения языком;
  • оценка воссоздания и понимания речи;
  • выяснение врачом, каким образом родители стимулируют речевое развитие ребенка, как они его воспитывают, как они и окружающие люди учат малыша говорить.

Во время диагностики заболевания важно найти фактор, который его спровоцировал. Для этого придется дополнительно обследоваться у детского психолога, а также у таких врачей, как невропатолог и психиатр. Также может понадобиться проведение исследований, показывающих особенности функционирования головного мозга ребенка - ЭКГ, ЭХО-ЭГ и МРТ.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

С целью развития речи ребенка логопеды применяют как медикаментозную терапию, так и психолого-воспитательные методы. При этом наилучших результатов можно достигнуть, если применять оба способа.

Для коррекции речевого развития врач может назначить ребенку препараты различного действия, помогающие восстановить речь. С этой целью могут применяться секционные витаминные комплексы и препараты, которые улучшают питание нейронов головного мозга.

Для коррекции речевого развития обычно выполняется магнитотерапия и электрорефлексотерапия. Механизм их действия заключается в восстановлении работы областей мозга, которые отвечают за дикцию, речь, уровень интеллекта и словесную память. К сожалению, у электрорефлексотерапии существуют и противопоказания (такие, как психические расстройства, судорожные и эпилептические приступы).

Для усиления эффекта при медикаментозной терапии может применяться иппотерапия и дельфинотерапия.

Однако все эти методы не дадут нужного результата, если дополнительно не будет проводиться работа с педагогом. Работа с дефектологом поможет устранить или ослабить ухудшение течения болезни, предупредить появление вторичных патологий и сложностей. Во время сеансов врач может проводить игровые занятия, составленные индивидуально для каждого ребенка, использовать различные средства реабилитации.

Задержка речевого развития у детей лечится также с помощью лечебного массажа. Во время этой процедуры врач оказывает воздействие на определенные точки тела. Некоторым пациентам логопеды назначают зондовый массаж Новиковой.

Кроме того, дефектолог и родители в домашних условиях должны выполнять различные игровые упражнения, целью которых является укрепление мышц лица, улучшение подвижности языка и слухового аппарата. Для достижения эффекта можно выполнять гимнастику лица, учить скороговорки, выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику рук. Таких программ очень много. Их можно выбрать, проконсультировавшись с врачом, и постоянно заниматься с малышом.

Во время лечения родители должны всячески помогать специалистам, а не надеяться только на медиков. С подобным типом детей нужно работать не каждый день, а каждый час - что требует много времени и терпения.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

Если вовремя обратится за медицинской помощью, то такие дети уже к 5-7 годам догоняют своих ровесников.

При несвоевременном лечении у ребенка могут возникнуть следующие осложнения:

  • отставание от ровесников в умственном и психическом развитии;
  • увеличение этой разницы с возрастом;
  • проблемы с обучением в школе. В некоторых случаях ребенка могут перевести во вспомогательную школу.

Поэтому всегда легче провести профилактику патологии, чем ее лечение. Детей с самого раннего возраста нужно учить высказывать желания, мнение, показывать свои эмоции. Все это в полном объеме должны выполнять родители малыша. С ребенком нужно часто и долго контактировать, чтобы развивать речь, поощрять при достижении результатов.

Начать проводить такую работу нужно еще до появления малыша на свет, в период эмбрионального развития. Рассказывайте о своем настроении, о том, как у вас прошел день, о вещах, которые вы для него приобрели, о том, какие они красивые и яркие. Все эти разговоры способствуют укреплению связи между малышом и мамой, позитивно влияют на развитие иммунитета и речи.

Как можно чаще включайте приятную спокойную музыку (лучше всего классическую). Она хорошо влияет на развитие всех участков мозга.

Для развития речи ребенка ему нужно читать книги, изучать с ним стихотворения. Огромное значение в развитии речи малыша играет мелкая моторика рук. Поэтому ребенка нужно учить рисовать, лепить фигуры из пластилина, играть с ним в пальчиковые игры. Все это можно выполнять в домашних условиях. Даже в том случае, если у ребенка до трех лет отсутствуют проблемы с речью, все равно нужно как можно больше общения для предотвращения проблем в дальнейшем.

В логопедии задержка речевого развития (ЗРР) означает несвоевременное овладение разговорной речью ребенком младше 3-летнего возраста. Проявляется такое заболевание при недостаточном развитии словарного запаса в количественном, а также качественном плане. Важно знать симптомы патологии, чтобы начать вовремя ее корректировать, а также возможные последствия несвоевременной терапии.

При данном нарушении отмечается задержка экспрессивной речи – отсутствие фразового произношения к возрасту ребенка 2 лет, а к 3 годам – неспособность произносить цельные предложения.

При задержке речевого развития требуется консультация не только логопеда, но и некоторых других врачей, так как патология может развиваться на фоне некоторых других заболеваний. Часто ЗРР сопровождается задержкой психического развития. Требуется осмотр логопеда, отоларинголога, невролога, психолога. В отдельных случаях проводится медицинский анализ общего состояния ребенка.

Задержка речевого развития – не слишком распространенное детское заболевание, так как по статистике им страдают не более 10% людей, причем значительно чаще проблемы с речью испытывают мальчики.

Данный термин применяется только для детей до 3-летнего возраста, так как связан с недостаточностью развития раннего речевого онтогенеза. Обычно патология характеризуется состоянием, при котором наблюдается отставание в развитии не одного компонента речи, а всех сразу: произношения, словарного запаса, способность к фразовому и связному устному отражению мыслей.

Различают 3 самых важных периода, при которых происходит становление речевого аппарата:

  • 1 период – у детей 2 лет и меньшего возраста;
  • 2 период – до 3 лет;
  • 3 период – до 7 лет.

В эти моменты речь развивается максимально быстро и эффективно. В то же время речевой аппарат становится наиболее уязвимым к действию неблагоприятных факторов. В 1 период могут зародиться предпосылки появления ЗРР, во 2 – заикание, мутизм, в 3 – детская афазия, заикание.

Причины возникновения ЗРР

Причины задержки речевого развития могут иметь разные истоки. Заболевание может быть спровоцировано как биологическими, так и психологическими предпосылками. К первому типу относятся следующее:

  • тугоухость;
  • минимальная мозговая дисфункция;
  • гипоксии;
  • родовые удушения;
  • травмы, полученные при родовой деятельности;
  • преждевременное рождение;
  • переношенность;
  • недоразвитость мышц рта, лица;
  • энцефалиты;
  • менингиты;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • осложнения после введения активных вакцин;
  • гипотрофия.

Наиболее часто состояние связано с родовыми проблемами, перенесенными воспалительными заболеваниями (преимущественно теми, которые затрагивают мозговые оболочки). В отдельных случаях задержка речи у ребенка может быть наследственной: если один из родителей смог заговорить только в позднем возрасте, генетически несвоевременно развиться речь может и у ребенка.

Физиологические предпосылки развития болезни являются первичными, так как связаны с физическим состоянием детей.

Социальные причины охватывают психологическую сферу ребенка. На становление речи может повлиять семья (возникает недостаток речевого взаимодействия), появление психосоматического синдрома – «госпитализма», недостаточность педагогических мер и невостребованность общения в социальной среде, где находится ребенок – часто причиной последнего состояния становится гиперопека. Как правило, социальные причины носят вторичный характер.

Для развития речи нежелательно учить детей говорить на двух разных языках сразу и воспитывать его в среде, где идет постоянный большой поток разной информации, которая сложна для понимания в младенчестве.

Но как показывает практика однозначно установить причину появления задержки речевого развития бывает крайне сложно.

Проявление ЗРР

Проявлениями задержки речевого развития могут стать следующие симптомы:

  • неправильное протекание периода, предшествующего развитию оформленной речевой коммуникации (недостаточность произнесения гулящих звуков, лепета, однотипность звуков или полное их отсутствие);
  • отсутствие реагирование на произношение звуков или речи в годовалом возрасте;
  • в 1,5 года – недостаточность повторения звуков за другими людьми, малая активность при эхолалии, неуспешность подражания;
  • неспособность у детей в 2 годика к повторению действий за другими людьми или выполнения простых заданий;
  • неспособность произнесения цельных слов в 2-летнем возрасте;
  • в 3 года – невозможность формирования ребенком простых фраз или предложений, соединения слов между собой (задержка экспрессивной речи);
  • абсолютное отсутствие речи любого качества и объема в 3 года (за исключением повторения ранее запомненных фраз);
  • использование в большей степени мимики и жестов в коммуникации для отражения реальности эмоционального состояния ребенка.

Проявление любого из симптомов может свидетельствовать о наличии заболевания. Задержка речевого развития у детей 4 лет требует немедленного вмешательства врачей.

Диагностика задержки речевого развития

При подозрении на развитие задержки речевого развития требуется проконсультироваться с несколькими специалистами для установления точной причины отклонения и назначения адекватного лечения.

Требуется консультация логопеда, педиатра, психолога, психиатра и отоларинголога, причем самым первым врачом станет педиатр, так как он может оценить общее состояние ребенка и дать направление к нужному специалисту.

Неврологический осмотр с проведением нужных исследований состояния головного мозга (ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий) требуется для определения наличия патологий в головном мозге.

Отоларинголог исключает присутствие ушных заболеваний (глухоты и хронического отита), а также аденоидов.

Расширенное обследование нарушения проводит логопед. На первом этапе собирается анамнез болезни, а также заключений предыдущих специалистов о наличии или отсутствии сопутствующих отклонений. Определяется текущее состояние речевого аппарата, особенности коммуникации ребенка, состояние слуховых и зрительных реакций.

При исследовании речи детей до года, как правило, рассматривается поведение как в естественной среде, так и искусственно созданной. Анализируются доречевые реакции и голосовые проявления малыша.

В более позднем возрасте, если в речи есть слова, фиксируется момент, в который они были произнесены, проверяется обширность активного и пассивного словарного запаса, общее речевое поведение ребенка, присутствие фраз или предложений.

Для диагностики психологического и речевого развития психологи детского профиля и логопеды используют Денверский тест психомоторного развития, шкалы Гриффитс и Бейли, шкала раннего речевого развития.

Задержку речевого развития нужно отделить от общих отклонений (аутизма, олигофрении, мутизма) и общего недоразвития речи любого из уровней.

Коррекция состояния задержки речевого развития

Способ лечения задержки речевого развития зависит от того, какими причинами были вызваны отклонения в протекании развития. Если задержка развития речи у ребенка носит социальный или психологический характер, нужно организовать ребенку среду, подходящую для гармоничного развития коммуникационных навыков.

Должна проводиться стимуляция речи ребенка, грамотный подбор необходимого словарного запаса и материала, демонстрирование модели правильного ведения разговора, проговаривание всех действий и окружающих предметов.

Медикаментозное лечение детей с заболеванием ЗРР

Если у ребенка наблюдаются патологии мозга, спровоцировавшие задержку речи, лечение должно проводиться совместно с детским неврологом с учитыванием его рекомендаций. Обычно назначается курс ноотропов, транскраниальная микрополяризация, массаж, терапия магнитами, электрорефлексотерапия.

Магнитотерапия и электрорефлексотерапия являются процедурами, направленными на восстановление правильной работы мозговых центров, ответственных за воспроизведение речи, слух, дикцию, активность речи, интеллектуальные способности в целом и речевой запас. У данных процедур есть противопоказания, поэтому нужно их учитывать при подборе лечения.

Эффективен логопедический массаж, при котором врач-логопед стимулирует определенные точки языка, губ, щек и ушных мочек. В отдельных ситуациях дополнительно могут быть назначены авторские массажные методики – Новиковой, Приходько, Дьяковой, Краузе.

Аналогично действуют логопедические упражнения – обычно их используют, когда лечится задержка речевого развития у детей 3 лет. Направлено такое лечение на улучшение моторики языка, подвижность мышц лица и губ. Наиболее распространено звукоподражание, скороговорки, гимнастики для лицевых мышц.

При выполнении упражнений важна регулярность. В качестве альтернативного лечения используются методики дельфинотерии и иппотерапии.

Лечение ЗРР посредством упражнений

Обычно одновременно с применением домашней и медицинской терапии состояния требуется регулярное проведение занятий с врачом-логопедом. В некоторых случаях требуется помощь детского психолога, специализирующегося в развитии речи у ребенка, а также навыков правильной коммуникации и процессов познания.

Ввиду того, что речевые функции неразрывно связаны со слухом и зрением, уделяется внимание процедурам, влияющим на прогресс познавательного процесса через данные анализаторы. Так, наиболее распространены:

  • лечебные дидактические игры (специальные игры, упражнения, логопедическое лото);
  • деятельность по созданию рисунков, вылепленных изделий, аппликаций;
  • процедуры, направленные на улучшение слуховой и зрительной внимательности;
  • расширению активного и пассивного словарного запаса;
  • улучшение навыков связного выражения мыслей.

Терапия направлена на устранение основной причины, которой спровоцирована задержка речевого развития. Лечение нарушения подбирается индивидуально в каждом случае и может содержать специальные методики.

Профилактические меры и прогноз течения заболевания

Задержка речи у детей хорошо поддается коррекции. Важно вовремя начать лечение, так как в более молодом возрасте оно является максимально эффективным – при проведении интенсивной терапии в детстве дети с отклонениями могут уже к 5-6 лет достигнуть должного уровня, даже если раньше у них наблюдалась задержка речевого развития.

2 года – возраст, при котором лечение даст достаточно быстрый и эффективный результат, дети старше хуже поддаются терапии.

Максимальная эффективность терапии достигается при комплексном подходе к лечению: нужно соблюдать все рекомендации врачей, в компетенции которых находится конкретный вид отклонения.

Также важна среда, в которой развивается ребенок: помимо лечебных мероприятий нужно создать подходящую для развития коммуникации обстановку.

Профилактикой появления состояния, связанного с таким заболеванием, как задержка речевого развития у ребенка, являются следующие мероприятия:

  • создание условий, необходимых для гармоничного протекания беременности;
  • сокращение риска получения ребенком удушения при родах и родовых травм;
  • обеспечение нормального протекания постнатального развития;
  • создание нормальных семейных условий для развития речевой коммуникации;
  • предоставление детям развивающих игр, игрушек;
  • обеспечение нормального, актуального, адекватного возрасту ребенка информационного потока.

Для контроля состояния ребенка при задержке речевого развития (как текущего, так и вылеченного) необходимо регулярное посещение логопеда в профилактических целях. Даже если состояние не имеет признаков ЗРР, желательно посещать врача для оценки текущего развития.

Возможные последствия

Если лечение начато своевременно (в год или раньше), обычно негативных последствий для ребенка не бывает. Но задержка речевого развития у детей 3 лет требует быстрого лечения, так как при отсутствии должной терапии отклонение может стать причиной следующих последствий:

  • интеллектуальное и психологическое запаздывание в прогрессе по сравнению с детьми аналогичного возраста;
  • при отсутствии должной терапии – постепенное усиление этого различия;
  • ошибки в построении речи, упрощенность фраз, мышления;
  • трудности при последующем образовательном и познавательном процессе, особенно во время учебы в школе.

Во избежание данных состояний важно следить за прогрессом речевого аппарата ребенка с рождения.

Задержки речевого развития у детей хорошо поддается лечению: при своевременной терапии ребенок может достаточно быстро догнать своих сверстников по уровню возможностей речевой коммуникации. Важно точно установить истоки проблемы, так как задержка развития речи у детей может быть спровоцирована не только психологическими с социальными причинами, но и биологическими как признак более серьезного заболевания. Что делать в каждом конкретном случае, вам лучшего всего подскажет врач-специалист.

Задержка речевого развития - патология, которая требует своевременной диагностики и коррекции специалистами. Пренебрежение проблемой может повлечь за собой серьезные осложнения, к примеру, задержку психоречевого развития у дошкольников.

Как осуществить запуск активной репродукции первых слов в 1 год и 2 месяца? Почему малыш в 2-3-летнем возрасте не разговаривает? Какое лечение будет эффективным при ЗРР у детей? Как можно помочь ребенку в домашних условиях? Какие препараты нужны ребенку до 3-4 лет, если он плохо говорит?

Нормы развития речи ребенка по возрасту

Развитие речи ребенка - одна из наиболее приоритетных задач для родителей. Этому способствуют совместные занятия с мамой, чтение книжек, разговоры дома и на прогулке. Если родители не уделяют должного внимания своему малышу, то к трем годам он вряд ли научится разговаривать.


Первый год жизни - предречевой период. На этом этапе малыш познает мир, изучает различные явления, а также запоминает и воспроизводит первые звуки и слова. После того, как ребенку исполнится 1 год, родители должны следить за его речью. Малыши развиваются по-разному - кто-то позже, а кто-то раньше - поэтому нормы речи соответственно возрасту носят условный характер.

Врачи выделяют следующие этапы нормального речевого развития:

  • 1 год. В этом возрасте кроха знает около 10 слов из повторяющихся слогов - «ма-ма», «па-па», «ба-ба». При этом ребенок выполняет просьбы, может самостоятельно просить и приносить знакомые ему предметы. Пассивный словарь малыша составляет приблизительно 200 слов.

В 2-летнем возрасте случается так называемый взрыв. Ребенок при этом начинает активно превращать пассивную речь в активную. Этот скачок происходит внезапно, поэтому разговор двухлетних детей сильно отличаются от малышей в полтора года.

  • 2-ой год. В двухлетнем возрасте малыши начинают разговаривать фразами. Дети могут научиться этому только тогда, когда их активный словарь состоит из 50-100 слов. В этом возрасте некоторые малыши умеют задавать вопросы.
  • 3-ий год. В активном словаре ребенка к 3 годам должно быть приблизительно 300 слов. Малыш при этом умеет называть свое имя, имена родителей и родственников. В этом возрасте дети начинают строить развернутые предложения. К трем годам малышей понимают уже не только родители, но и посторонние люди.
  • 4-й год. Четырехлетний малыш выговаривает более 1000 слов. Дети умеют произносить все звуки, задавать вопросы и отвечать на них, а также правильно менять интонации.

Возможные причины задержки речевого развития у детей

Все вышеприведенные нормы имеют условный характер, однако существенные отклонения должны побудить родителей к консультации со специалистом. Чтобы устранить патологию, необходимо ликвидировать ее причину. Задержка речи у малышей возникает на фоне физиологических или биологических факторов, связанных со здоровьем, а также социальных предпосылок, вызванных неблагоприятным окружением малыша.


К числу причин биологического характера можно отнести:

  • минимальную патологию головного мозга на фоне перинатальной энцефалопатии;
  • гипоксию и асфиксию в родовой деятельности;
  • внутриутробное инфицирование;
  • преждевременные или поздние роды;
  • осложнения после вакцинации;
  • черепно-мозговые травмы;
  • тугоухость;
  • генетическую предрасположенность;
  • врожденные заболевания - ДЦП, аутизм, синдром Дауна;
  • менингит или энцефалит.

Если причина носит физиологический характер, то лечение займет очень много времени. В этом случае ребенку требуется комплексная терапия. Если малыш не может заговорить по одной из социальных причин, то исправить это намного проще и легче.

К числу предпосылок социального характера можно отнести:

Разновидности и симптомы патологии

Задержка речевой деятельности - это диагноз, который ставят детям с несоответствием развития речи возрасту. Существует несколько основных проявлений этой патологии, среди которых:

  1. Темповая задержка. Многим родителям знакома следующая проблема - ребенок все прекрасно понимает, приносит предметы, которые просит мама, но его речь невнятна и ее очень сложно понять окружающим. В таком случае врачи говорят о темповой задержке речевого развития.
  2. Расстройства экспрессивной речи. Активный словарь малыша существенно отличается от речи сверстников. Ребенок при этом очень молчалив.
  3. Отставание в рецептивной речевой деятельности. Дети с таким диагнозом очень плохо понимают взрослых, причем проблемы со слухом у них отсутствуют.

Если родители пренебрегают всеми вышеперечисленными проявлениями, то к 5 годам может произойти переход к задержке психоречевого развития (ЗПРР) (рекомендуем прочитать: ). Чем раньше начнется лечение патологии, тем выше шансы ребенка на выздоровление. Если родители своевременно не обратят внимание на проблему, малыш будет отставать в психическом и речевом развитии в детском саду и школе. Симптомы ЗПРР - неумение строить логические цепочки, формулировать предложения, абстрактно мыслить и концентрировать свое внимание на задачах.

Диагностические методы

Если у малыша наблюдаются существенные отклонения в развитии речи, родителям не следует пренебрегать этой проблемой. Многие мамочки уверены, что каждый ребенок индивидуален и все дети овладевают отдельными навыками в разном возрасте. Такую точку зрения нельзя считать неправильной, но и верной ее тоже не назовешь. Если у малыша действительно нет никаких проблем, а задержка речевой деятельности - это всего лишь индивидуальная особенность, это сможет подтвердить любой специалист после проведения необходимых диагностических мероприятий.

Первым делом маме следует обратиться к педиатру, который может дополнительно направить кроху к другим детским специалистам. К числу врачей, к которым необходимо обращаться при задержке речевого развития, относятся:

  1. Невролог. Диагностика патологии неврологического характера, связанной с отставанием развития речи, позволяет врачу назначить специальное лечение, начиная с 12 месяцев. Если при осмотре невролог не обнаруживает никаких проблем, он может направить малыша на дополнительное обследование мозга (ЭЭГ и компьютерную томографию) для выявления причины задержки развития.
  2. Дефектолог. Этот специалист занимается с детьми после двух лет. Посещения дефектолога очень эффективны для развития речи, мышления, внимания и логики.
  3. Логопед. Этот врач занимается развитием речевой деятельности детей. Диагностические методы логопедов включают тест и шкалу психомоторного развития, шкалу раннего речевого развития. Эти специалисты исследуют поведение детей с темповой задержкой речи в естественной и искусственно созданной среде.
  4. Отоларинголог. Консультация этого специалиста необходима для исключения тугоухости - одной из основных причин отставания развития речи.
  5. Психолог. Если у ребенка не была выявлена ни одна из причин биологического порядка, значит, проблема заключается в педагогической запущенности или неправильном подходе родителей к развитию речи.

Особенности лечения ЗРР

Лечение этой патологии требует комплексности, особенно, если речь идет о возникновении проблемы на фоне социальных предпосылок. Основными составляющими терапии являются массаж, лекарственное лечение, физиопроцедуры, коррекционные занятия с дефектологом и логопедом.

Родителям в этом случае следует набраться терпения, поскольку положительного результата можно добиться не сразу. Мамам нужно помнить, что эффективность всех этих методов лечения напрямую зависит от их совместных усилий с малышом. Положительные эмоции, дружественная атмосфера в семье - это основные составляющие успешного овладения речью.

Лекарственные препараты

Все препараты должны приниматься ребенком строго по назначению врача. Самолечение может нанести малышу только вред. Как правило, в этом случае детские неврологи выписывают малышам препараты, стимулирующие речевые зоны головного мозга - Глиатилин, Пантогам, Циннаризин, Магне В6 и многие другие. Врач назначает лекарства в соответствии с возрастом малыша и степенью задержки его речевого развития.

Физиотерапия

Физиотерапия детей должна включать магнитотерапию, электрорефлексотерапию, дельфинотерапию и иппотерапию. С помощью этих методов осуществляется воздействие на участки головного мозга, которые отвечают за развитие речевой деятельности, дикцию, интеллект. Их применение запрещено до 2-х лет.

Электрорефлексотерапия, в отличие от других методов физиолечения, имеет несколько противопоказаний, среди которых:

  • эпилепсия;
  • психические расстройства;
  • судороги.

Времяпровождение с дельфинами и лошадьми - это инновационный метод, имеющий высокий показатель эффективности. Результативность дельфинотерапии и иппотерапии зависит от того, как часто ребенок общается с дельфинами и лошадьми. Только регулярные занятия позволяют добиться успехов в максимально короткие сроки.

Массаж

Массаж очень эффективен для преодоления ЗРР. Видимый результат появляется даже после первого курса. Проведение массажа требует квалифицированной подготовки, поэтому родителям лучше пригласить домой массажиста. Зоны, которым нужно уделять максимальное внимание - это мышцы лица, шея, лопатка, руки, живот. Воздействие на точки лица - уши, губы, щеки - также способствует запуску активной речи.

Коррекционные занятия

Коррекционная помощь необходима всем детям, у которых диагностировали задержку в развитии речи. Если она связана с социальными предпосылками, то ребенку потребуется консультация дефектолога, психолога и логопеда. Эти специалисты на своих занятиях создают естественные и непривычные коммуникативные ситуации, в которых ребенок должен себя как-нибудь проявить.

Дальнейшая стратегия лечения будет зависеть от того, насколько правильно ребенок подбирает образцы речи. Наиболее распространенными методами работы с такими детьми являются пальчиковые игры, упражнения на развитие моторики рук, продуктивные виды деятельности (лепка, рисование), а также гимнастика и подвижные игры. Многие дефектологи отдают предпочтение музыкотерапии, которая способствует улучшению памяти и концентрации внимания.

Профилактические меры

Предотвратить задержку речевого развития не так сложно. Во-первых, необходимо ежедневно заниматься со своим малышом, начиная с первых дней жизни - читать стихи, сказки, петь колыбельные, показывать предметы и рассказывать о них. К году дети уже должны уметь выговаривать несколько основных слов. Чтобы годовалый ребенок научился говорить свои первые 10 слов, ему необходимо создать благоприятные условия - исключить ссоры и ругань, познакомить с развивающими игрушками, соответствующими его возрасту, устраивать ролевые игры и комментировать эпизоды мультфильмов.

Если у мамы есть малейшие подозрения на проблемы с воспроизведением активных слов у малыша, ей следует сразу обратиться к педиатру. В возрасте 2,5-3 лет родителям желательно показать малыша логопеду в профилактических целях.

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский посвятил этой проблеме 39 выпуск своей передачи под названием «Почему ребенок не говорит?» (см. видео). Он выделяет единственную причину того, что малыш в этом возрасте выполняет все просьбы, но не разговаривает. Это дефицит общения в семье. Множество родителей оставляют ребенка наедине с мультфильмами или игрушками, а сами сутками напролет занимаются своими делами. Несмотря на то, что они целый день находятся в одном помещении и мама всегда рядом, пользы от этого в плане развития речи малыш не получает.

Для разговора детям необходим стимул. Например, игры с игрушками намного полезнее всех гаджетов. В процессе игры ребенку становится интересно узнать, как можно играть с предметом, что с ним можно и нельзя делать. На этом этапе возникает необходимость понимать взрослых. Таким образом происходит формирование пассивного словаря, который при грамотном подходе преобразуется в активную лексику.

Комаровский полагает, что нужно начинать бить тревогу, если ребенок в двухлетнем возрасте не может выполнить двухфразовую просьбу. Ее выполнение свидетельствует о том, что первый этап был успешно пройден, раз малыш соображает, что от него хотят. В противном случае ребенку требуется обследование невролога, логопеда и детского психолога.

Каждый 14-й ребенок имеет выраженную задержку речевого развития (ЗРР). Проблемы с развитием речи уже становятся заметны с 2 лет.

В статье собран материал о причинах и признаках ЗРР у малышей двухлетнего возраста, нормы развития речи у детей и мнения врачей по этой проблеме.

Признаки задержки речевого развития у детей в таблице – когда стоит бить тревогу?

Показатели благополучного и неблагополучного развития речи у малышей

Признаки благополучного развития речи Признаки неблагополучного развития речи
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. Физическое развитие не соответствует возрасту, задержка развития.
Заболевания неврологического профиля отсутствуют. Присутствуют заболевания неврологического профиля.
В разговоре ребенок слушает себя и самостоятельно исправляет свои ошибки. В анамнезе есть тяжелые общие болезни.
Он свободно разговаривает с близкими, стеснительно себя ведет с незнакомцами. Игнорирует просьбы повторить только-что сказанное.
С интересом повторяет ваши речи. Не стремится повторять речь родителей.
Ребенок решает свои проблемы с помощью речи. Все свои проблемы решает самостоятельно без родительского вмешательства.
Показывает предметы, которые ему называют. Не чувствует дискомфорта и стеснения при разговоре с незнакомцами.
Знает и понимает разницу между «большой» и «маленький». Не стремится разговаривать понятливо для окружающих, ему безразлично понимают ли его или нет.
Отстает от одногодок в речевом развитии.
Не реагирует на замечания повторить сказанное, только лучше.

Когда ребенок должен начать говорить — нормы развития речи у малышей в таблице

Специального органа, который отвечает конкретно за речь у человека, нет. Формируют речь и слова такие анатомические аппараты как жевательный, дыхательный, глотательный. Но прежде чем слово или словоформа будет сформировано, в процесс задействуется кора головного мозга.

У детей процесс формирования речи имеет несколько этапов:

  1. Первый этап начинается от рождения и продолжается до достижения возраста 6-10 месяцев. Он включает в себя крик, лепет и гуление. Этими, так называемыми «сигналами», малыш оповещает родителей, что он голоден, ему холодно или жарко, некомфортно или он чувствует боль. Далее, прислушиваясь к разговорам окружающих, у него начинают формироваться простые слоги «ма», «па», «ба» и т.д.
  2. Второй этап начинается в 8-10 месяцев и продолжается до 2 лет. В этот период малыш начинает понимать элементарные фразы, которые говорят родители и может жестом отвечать на вопрос (наприм. «где мама?»). Интонацией он выражает радость, недовольство, страх. По достижению 1 года ребенок начинает называть слова звукоподражательным выражениями (напр. машина – би-би, кот – кис-кис, игрушка – ляля).
  3. С 2 лет начинается 3 период, когда малыш четко понимает речь взрослого, выполняет поручения, с легкостью указывает на называемые предметы. Ребенок уже может называть словосочетания из двух-четырех слов, произносит все звуки родного языка, его словарный запас в среднем состоит из 300 слов.

Таблица №1. Нормальное развитие речи у детей по возрасту

Форма речи Возраст
1. Крик с интонацией недовольства или радости. 1-2 мес.
2. Ребенок гулит и пытается произнести простые слоги. 2-3 мес.
3. Ребенок пытается повторять слова за вами и выговаривает их посредством одинаковых слогов. 4-5 мес.
4. Начинает выговаривать первые слова, состоящие со слогов (ма-ма, ба-ба, па-па, ля-ля) или называет вещи звукоподражающими названиями (кот-киса, корова – му-му). 8 мес. – 1 год 2 мес.
5. Ребенок начинает объединять по 2-4 слова и формирует логические словосочетания. 1 год 6 мес. – 2 года 2 мес.
6. Начинает часто задавать вопросы «что это?». 1 год 9 мес. – 2 года 6 мес.
7. Речь малыша начинает приобретать правильное грамматическое значение (использует числа, род слова). 2 года 4 мес. – 3 года 6 мес.
8. Ребенок начинает активно говорить, рассказывает, что он делает, где и как, разговаривает со своими игрушками. 2 года 6 мес. – 3 года 5 мес.

Почему ребенок не разговаривает в 2 года – все социальные, психологические и физиологически причины задержки речевого развития у детей в таблице

В норме, по достижению двухлетнего возраста, малыш должен активно общаться с родителями и близкими, называть вещи своими именами, рассказывать различные истории. Но случается так, что ребенок в 2 года еще не произносит никаких слов или же делает это очень плохо, но при этом у него нет . Причин этому может быть множество, их воссоединяют в три основные группы – социальные, психологические и физиологические.

Причины задержки или отсутствия речи у ребенка в 2 года

Физиологические Психологические Социальные
Слабость мышц лица и рта. Испуг. Отсутствие внимания к ребенку со стороны родителей.
Проблемы со слухом, глухота, тугоухость. Постоянные родительские скандалы, ссоры. Постоянный доступ ребенка к компьютеру, телевизору, планшету.
Врожденные аномалии развития губ, неба, языка, лицевых мышц. Неблагоприятная обстановка в семье (неполная семья, отсутствие родителей, асоциальные родители). Повышенная опека над ребенком, когда ему нет необходимости что-либо понимать и над чем-то задумываться.
Патологии головного мозга и нервной системы. Высокие требования родителей к малышу, насильственные попытки научить его говорить.
Наследственные болезни.
Психические заболевания. .

Патологии нервной системы, приводящие к речевому недоразвитию

Общее недоразвитие речи – формы речевой патологии:

  1. Дизартрия.
  2. Афазия.
  3. Моторная алалия.
  4. Сенсорная алалия.

Дизартрия

Дизартрия проявляется в средней, тяжелой и стертой формах.

Характерные черты этой патологии:

  • У ребенка страдает вся произносительная система речи.
  • Ритм дыхания нарушен.
  • Голос приобретает гнусавый оттенок.
  • Все звуки произносятся смазано и нечетко, как бы «в нос».

При тяжелых формах дизартрии заметны нарушения тонуса лицевых мышц — они или слишком расслаблены, или чересчур напряжены.

Ребенок не может поднять вверх язык, высунуть его или достать до уголка рта. Язык постоянно дрожит, при попытках удержать его в одном положении – синеет, появляется чрезмерное слюноотделение.

У малыша страдает и крупная и мелкая моторика, он неловок, не умеет прыгать, стоять на одной ноге, не любит рисовать или вырезать, с трудом удерживает равновесие.

Причины развития дизартрии:

  1. Асфиксия или травма при родах.
  2. Влияние несовместимости с матерью по резус-фактору.
  3. Травмы и опухоли головного мозга.
  4. Наследственные патологии ЦНС.

При нормальном слухе и развитых органах артикуляции у детей происходит распад уже начавшейся формироваться речи.

Характерная черта афазии – ребенок говорил и вдруг замолчал, появились нарушения в произношении звуков, потеря смысла высказываний. Это нарушение речевого развития ведет к задержке развития интеллекта.

Причины афазии – травмы, опухоли и воспалительные заболевания головного мозга.

Моторная алалия

Речевая патология, имеющая широкий диапазон нарушений: от полного отсутствия речи до незначительных проблем типа неправильного употребления окончаний слов или склонения по родам и числам.

Характерная черта тяжелой формы моторной алалии – ребенок понимает то, что ему говорят, но его собственная устная речь практически не развивается. Дети с такими проявлениями не в состоянии самостоятельно поставить губы, язык в нужное положение, они неуклюжи в выполнении простейших движений.

Мелкая моторика пальцев рук у таких детей почти не развита, страдают и память, и мышление.

Причины развития моторной алалии – повреждение клеток речевых зон головного мозга или запаздывающее их развитие вследствие родовой травмы, инфекций, воздействия токсинов на плод во время внутриутробного развития.

Сенсорная алалия

При этой патологии дети не понимают смысла обращенной к ним речи, или понимают слова по отдельности, но не могут вникнуть в смысл целой фразы или высказывания.

Иногда у ребенка с сенсорной алалией наблюдается логоррея (бессмысленное и бессвязное произнесение отдельных слов).

Может наблюдаться задержка интеллекта, негативные проявления со стороны нервной системы: раздражительность, негативизм, нарушения крупной и мелкой моторики.

Нужно отличать эти стойкие и тяжелые патологии речевого развития (ОНР) от темповой задержки развития речи (ЗРР), когда некоторое отставание в этом отношении от сверстников вызвано особенностями развития малыша, наследственными особенностями, нехваткой общения с родителями.

Это может сделать только специалист: психоневролог, логопед, психолог для детей с отклонениями в развитии.

Мнение специалиста

Доктор Комаровский:

Большинство детей начинает произносить звуки, имеющие какое-то значение, около года. Но есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Похоже, что это зависит главным образом от темперамента и особенностей натуры ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше. Спокойный ребенок, склонный к созерцательности, долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание высказать и свое мнение.
Атмосфера, в которой растет ребенок, и отношение к нему окружающих также играют важную роль. Если из-за нервного напряжения, вызванного чем-либо, мать все время молчит в обществе ребенка, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается в себе. Взрослые иной раз впадают в другую крайность: постоянно разговаривают с ребенком и командуют им, лишая его всякой инициативы. Такой ребенок будет чувствовать себя неловко с людьми и замыкаться в себе. Он еще не дорос до того возраста, когда он может поспорить со взрослым либо просто уйти. Считается, что поздно начинают говорить те дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно и рукой шевельнуть, предупреждая каждое их желание. Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям, это не отстает ли их ребенок в умственном развитии. Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные дети. Факты доказывают, что огромное большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными.
Я думаю, нетрудно догадаться, что делать, если ребенок долго не начинает говорить. Не сердитесь на него за это и не торопитесь делать вывод, что он глуп. Будьте нежны с ним и постарайтесь не слишком сдерживать его инициативу. Дайте ему возможность бывать среди других детей, где он будет чувствовать себя естественнее. Разговаривайте с ним дружелюбным тоном, употребляя простые слова. Поощряйте его называть вещи, когда они ему нужны. Но не требуйте от него, чтобы он заговорил, и не выражайте свое недовольство.

Из книги «Родителям о речи ребенка» Н.В. Нищева:

Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная задержка речевого развития в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение, и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Н. С. Ильина, логопед-дефектолог:

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формирования речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

При задержке речевого развития наиболее эффективной оказывается ранняя коррекция, т.е. в возрасте до трех лет. Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический характер. Успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые под руководством специалистов могут организовать правильное общение с ребенком.