Обработка результатов

Цель обработки результатов – определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления "Я" – идеальное и "Я" реальное. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч.Спирмена. Оценки от 1 до 20 предложенных качеств в обоих рядах принимаются за их ранги. Разность рангов, определяющих место того или иного качества личности, дает возможность вычислить коэффициент по формуле:

п – число предложенных качеств личности (п=20);

d – разность номеров рангов.

Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале подсчитать на бланке, в специально отведенной колонке, разность рангов (d) по каждому предложенному качеству. Затем каждое полученное значение разности рангов (d) возводят в квадрат и записывают результат на бланке в колонке (d), суммируют и сумму (Sd2) вносят в формулу.

Если количество качеств равно 20, то формула имеет упрощенный вид:

Коэффициент ранговой корреляции (г) может находиться в интервале от –1 до +1. Если полученный коэффициент не менее -0,37 и не более +0,37 (при р = 0,05), то это указывает на слабую незначимую связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и своих реальных качествах. Такой показатель может быть вызван несоблюдением испытуемым инструкции. Но если инструкция выполнялась, то малая связь означает нечеткое и недифференцированное представление человеком своего идеального "Я" и "Я" реального.

Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 – свидетельство наличия значимой положительной связи между "Я" – идеальным и "Я" – реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при R от +0,39 до-И), 89, тенденции к завышению. Но, значения от+0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от –0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между "Я"-идеальным" и "Я"-реальным". Он отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким ему нужно быть, и тем, какой он, по его представлению, на самом деле. Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к – 1, тем больше степень несоответствия.

Второй вариант исследования

Второй вариант исследования самооценки основан на способе выбора. Материалом является список слов, характеризующих отдельные качества личности. Этот вариант исследования также состоит из двух серий.

Первая серия

Задача первой серии: определить список и количество эталонных качеств желаемого и нежелаемого образа – Я. Испытуемого просят просмотреть слова из списка и, выбрав, составить два ряда. В один ряд нужно записать слова, обозначающие те качества личности, которые относятся к субъективному идеалу, то есть составляют "положительное" множество, а в другой ряд – те качества, которые нежелательны, то есть составляют "отрицательное" множество.

Инструкция испытуемому: "Посмотрите внимательно на список предложенных слов, характеризующих личность. В левом столбике на листе бумаги запишите те качества, которые Вы хотели бы у себя иметь, а в правый – те, которые не хотели бы у себя иметь. Качества, смысл которых Вам непонятен или которые Вы не можете отнести ни в один, ни в другой столбик, никуда не пишите. Не думайте о том, есть ли данное качество у Вас или нет, важно только одно: хотите его иметь или нет".

Вторая серия

Задача второй серии: определить набор качеств личности испытуемого, которые, по его мнению, ему присущи, среди выбранных эталонных качеств "положительного" и "отрицательного" множества.

Инструкция испытуемому: "Просмотрите внимательно слова, записанные Вами в левый и в правый столбик и отметьте крестиком или галочкой те качества, которые, по Вашему мнению, Вам присущи".

Список качеств, характеризующих личность

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие,медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Обработка результатов

Цель обработки результатов – получение коэффициентов самооценки по "положительному" (СО+) и "отрицательному" (СО-) множествам. Для подсчета каждого из коэффициентов количество качеств в столбике, определенных испытуемым как присущих ему (М), делят на все количество качеств в данном столбике (Н). Формулы для подсчета коэффициентов выглядят следующим образом

М+ М- СО+ = –– ; СО– = –– ; где Н+ Н-

М+ и М- – количество качеств в "положительном" и "отрицательном" множествах, соответственно, отмеченных испытуемым, как присущие ему; Н+ и Н- – количество эталонных качеств, т.е. количество слов правого и левого столбика соответственно.

Уровень и адекватность самооценки определяют на основании полученных коэффициентов с помощью таблицы.

Уровень самооценки

неадекватная, завышенная

адекватная с тенденцией к завышению

адекватная

адекватная с тенденцией к занижению

неадекватная, заниженная

Определяя уровень самооценки и ее адекватность, важно учитывать не только величину полученного коэффициента, но и количество качеств, составляющих то или иное множество (Н+ и Н-). Чем меньше качеств, тем примитивнее соответствующий эталон. Кроме того, уровень самооценки по "положительному" и "отрицательному" множеству у некоторых испытуемых может не совпадать. Это требует специального анализа и может быть вызвано защитными механизмами личности.

Анализ результатов

В двух предложенных вариантах исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между "Я" идеальным и "Я" реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми.

Однако, независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер, при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе с объективными основаниями этих представлений. Так, например, неадекватность в оценивании своего внешнего вида может быть вызвана, с одной стороны, ориентацией человека на внешние стандарты, оценки и искаженным представлением об этих оценках или незнанием их, с другой стороны.

Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных или желаемых представлений о себе. Адекватную самооценку с тенденцией к завышению можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка, наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

Выводы об адекватности и уровне самооценки будут надежными, если результаты совпадают по двум вариантам методики или подтверждаются наблюдением.

В процессе формирования самооценки важную роль играет сопоставление образа реального "Я" с образом идеального "Я". Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку, даже если идеальный образ не отличается объемом и когнитивной сложностью. Если же человек рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией оценок и социальных реакций других людей, а также с позицией, выбираемой человеком в системе общественных и межличностных отношений. Адекватная самооценка способствует достижению внутренней согласованности.

Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотивацией и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

Внутренняя противоречивость и искаженность представления о себе могут порождать у человека страдания, чувство вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Для гармонизации системы самоотношения существуют методы психологической коррекции и развития, одним из которых является социально-психологический тренинг.

Самооценка личности - ценность, которая придается человеком себе или отдельным своим качествам. Основным критерием самооценки выступает система личностных смыслов человека. Можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, профессионализм).

О том, как опасна негативная самооценка, нас предупреждает история гениального физика Эренфеста. Многие ныне знаменитые ученые спрашивали его совета. Его помощь была бесценна. Его открытиями пользовались другие. Трагедией Эренфеста была заниженная самооценка. Он всегда сомневался в своей правоте. Однажды он посчитал себя абсолютно неспособным и прекратил заниматься наукой. Поэтому о нем мало кто знает.

Слава не сделала счастливой великую актрису Грету Гарбо, которая также имела заниженную самооценку. У нее были миллионы поклонников, но почти не было друзей. Она была настолько застенчива и неуверенна в себе, что не могла сниматься в присутствии людей. Исключение делалось только для партнеров по сцене и оператора. Праздники она отмечала одна в своем огромном замке.

Эти совершенно непохожие люди с такими разными судьбами были невероятно талантливы и успешны в профессиональной деятельности. Причиной их несчастья стала заниженная самооценка, то есть неспособность принять и полюбить себя, признать свое возможное несовершенство.

Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:

САМООЦЕНКА = УСПЕХ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

Есть только два способа повысить самооценку:

Добиться успеха в какой-нибудь деятельности;

Снизить уровень притязания.

Достичь одновременно и того и другого удается только великим людям.

Эйнштейн был изумлен, обнаружив в один прекрасный день, что является одним из самых знаменитых людей в мире. Людям он казался таким же странным, как его теория относительности. Кстати, сам он объяснял свою теорию так: мужчина сидит с хорошенькой девушкой — и часы летят незаметно. Но если ему придется сидеть на раскаленной плите, минута будет тянуться бесконечно. Это и есть относительность.

Однажды капитан трансатлантического лайнера предложил ему выбрать любую каюту. Эйнштейн сказал, что ему абсолютно безразличны условия, он готов путешествовать хоть на рулевом колесе. Он презирал славу, деньги и титулы. Счастье для него состояло из работы, игры на скрипке и плавания под парусом. (Из книги Карнеги Д. Малоизвестные факты о хорошо известных людях. — М., 1993).

Если ваша цель — жизнь в гармонии с собой и миром, необходимо, чтобы уровень притязаний соответствовал успеху. Проблема в том, что успех каждый понимает по-своему.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка , как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии - будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) - стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.

Низкая (заниженная) самооценка и ее причины.

Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «У тебя это не получается!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» - чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи - также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными.

Завышенная самооценка и ее причины

Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.

Перфекционизм и уровень самооценки

Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям («быть отличником по всем предметам») заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них.

Как повысить самооценку.

Существует немало способов поднять самооценку. На индивидуальных консультациях мы с Вами найдем такие методы, которые наилучшим образом соответствуют именно Вашей личности. На этой страничке я перечислю три первых принципа, которые, возможно, помогут изменить Вашу самооценку уже сегодня и стать более успешным, более уверенным в себе человеком.

 Простите себя за все неудачи и промахи, совершенные в прошлом, и признайте, что они бесценный капитал Вашего опыта, Ваших знаний, которыми можно эффективно пользоваться в жизненных ситуациях.

 Осознайте свои достижения, победы, успехи, сколь бы малыми они на первый взгляд ни казались. Может быть, вам захочется даже завести дневник, в который Вы начнете ежедневно записывать их.

 Постарайтесь больше прислушиваться к собственным потребностям и интересам, не обесценивая их. Они могут послужить мотивацией к вашей деятельности.

 И конечно, все напутствия и советы хороши, но рекомендую вам не заниматься "самоисправлением". Обратитесь к специалистам за помощью.

Ощущение несовершенства свойственно каждому из нас. Однако у некоторых людей недовольство собой заслоняет все их существование.

О комплексе неполноценности размышляет над письмами читателей психолог, редактор рубрики «Психология» нашего журнала Нина Федоровна Русакова.

«Я приехала в Москву из маленького уральского города. И тут мне несказанно повезло. Я с отличием окончила университет, меня сразу приняли в крупную фирму, где я быстро начала подниматься по карьерной лестнице. Вы спросите, а в чем проблема? Да в том, что мне кажется: я не та, за которую меня принимают. У меня нет тех способностей, которые почему-то видят во мне люди. Мне кажется, однажды они это обнаружат, и я с позором вернусь в свой родной город».

Жанна С., Москва

То, что вы описываете, называется «комплексом самозванца». Болезненно требовательные к себе люди считают свои достижения просто везением, стечением обстоятельств. И живут в постоянном страхе быть разоблаченными. По данным исследователей, почти половина управленцев, политиков, артистов и других успешных людей страдают «комплексом самозванца».

На самом деле, ничего случайного в жизни не бывает. Самозванцы не получают диплом с отличием, а если и продвигаются быстро по карьерной лестнице, то только благодаря интригам и прочим обходным путям. Если же вам «везет», если у вас все получается легко, то это значит, что вы просто на правильном пути. И кто-то свыше вам помогает.

Но вы можете все испортить, если будете сомневаться в себе и в своем праве иметь успех. Иногда такие ложные самозванцы отказываются от повышения в должности – опять же, из страха быть разоблаченным. Иногда, впадают в трудоголизм, днюя и ночуя на работе, чтобы заглушить тревогу.

Относитесь к своим успехам спокойно. Люди редко получают авансы от судьбы. И если у вас сейчас белая полоса в жизни, идите по ней смело: вы заслужили то, что имеете – своим трудом и усердием.

Мой родственник устроил меня в свою фирму. Там работают люди на несколько порядков выше меня во всех отношениях – умнее, образованнее, способнее. Они модно одеваются, остроумно шутят, всегда в курсе новостей искусства и политики. Я боюсь при них рта раскрыть. Потому что все, что я говорю – глупо, плоско, неинтересно. Мне самой становится скучно на середине собственной фразы. Решила вообще сидеть тихо и молчать, пока меня не спросят. Но все равно тяжело. Может, уйти?

Светлана Б., Москва

Такое резкое перемещение из одного социального слоя в другой – колоссальный стресс. Видя людей, которые живут по иным стандартам, человек начинает винить себя – что не столь талантлив, что не получил хорошего образования, не был достаточно усерден в достижении своей цели. И считает, что не достоин внимания группы.

Смотрите, что происходит. Сейчас вы прячетесь от всех, стараетесь быть незаметной. Потом у вас возникнет чувство, что вас не видят. Появятся мысли: «Значит, я совсем неинтересная, глупая, бездарная». Вы будете подпитывать это мнение о себе, обращая внимание только на тех людей, которые относятся к вам именно так. Это может привести к настоящему комплексу неполноценности.

Попробуйте вести себя иначе. Найдите в коллективе наиболее доброжелательного человека и время от времени обращайтесь к нему за помощью, разъяснением. Людям нравится оказывать покровительство более слабым. Будьте внимательны к своим коллегам: может, кому-то надо помочь, кому-то сказать комплимент, просто улыбнуться. Работайте на репутацию: «Хоть ее и устроил сюда родственник, но девчонка-то она добрая».

А главное – старайтесь внимательно слушать, о чем говорят эти люди. И если тема вам не знакома, вечером штудируйте интернет, чтобы в следующий раз быть в курсе их бесед. И конечно, повышайте свое профессиональное мастерство. Тогда переход в новый социальный слой принесет вам не стресс, а личностный рост.

Когда я еду в метро, я смотрю сначала на лица женщин, а потом на их руки. И никогда почти не ошибалась. Если женщина красивая – она замужем. Я, к сожалению, среди тех, у кого нет обручального кольца на руке. Я всегда была некрасивой. Точнее – незаметной. Мужчины смотрели сквозь меня. Только не надо мне говорить о красоте души – я за свою жизнь этих сказок наслушалась вдоволь.

Маргарита Л., Санкт-Петербург

Большинство наших комплексов появляется в детстве. Маленький ребенок чувствует себя неполноценным в мире взрослых. И если этот дискомфорт остается, то, вырастая, мы начинаем думать, к чему бы привязать эту тревогу, эту неуверенность. Вы объяснили себе свое состояние тем, что некрасивы. Может быть, в детстве кто-то сказал вам об этом – неважно. Главное, теперь есть чем объяснить ваши неудачи на личном фронте.

Но как взрослый, разумный человек вы ведь знаете, что выходят замуж и далеко не красавицы. В то же время бывает, те, кем все восхищаются, остаются в одиночестве – и не по доброй воле.

Ваша проблема, скорее, в том, что вы до сих пор находитесь в позиции ребенка. И ждете, когда вас заметят, выберут. А вам надо стать взрослой и самой оценивать, кто вам подходит, а кто – нет. Этот совершенно новый взгляд доброй, уверенной в себе женщины не смогут не заметить мужчины. Ведь всем нам интересно, как мы отражаемся в чьих-то глазах.

Да, есть более красивые женщины, чем мы, есть менее красивые. Но не надо сравнивать себя ни с теми, ни с другими. Каждый человек – уникален. Помня об этом постоянно, мы позволяем себе расти. Унижая себя сравнением с тем, кто красивее, мы пытаемся быть не тем, кто мы есть на самом деле. А значит, теряем самое главное – уникальность.

Недавно была у подруги на дне рождения. Произнося тост, пожелала ей поскорее устроить личную жизнь. И поняла, что сказала бестактность. Мне потом говорили, что подруга даже плакала, потому что посчитала, что я предала ее – выставив ее тайные желания на всеобщее обозрение. Как же я проклинаю себя! Ну, кто меня дернул за язык! Вот вечно так: я сначала говорю, а потом думаю.

Елизавета Е. , Нижний Новгород

Хочу вас успокоить: случаи, когда хочется провалиться на месте от стыда за свою невольную бестактность, есть у каждого. Но бесконечно корить себя так же плохо, как и осуждать других. Мы постоянно забываем, что наша логика действий никому, кроме нас, не известна. Вы искренне хотели пожелать подруге счастья, а она в этом усмотрела попытку подколоть ее. Другая бы женщина с благодарностью ответила вам: «Спасибо! Это то, чего мне сейчас действительно не хватает!»

Наш внутренний судья иногда несправедлив: слишком суров, слишком строг. Но можно постепенно научиться быть другом себе. И прощать себе несовершенства. В данном случае достаточно извиниться перед подругой и сделать вывод относительно нее: это человек крайне ранимый, и надо быть осторожнее в высказываниях. А потом помириться с собой и жить дальше.

Я – человек очень не уверенный в себе. Мне с детства мама все время говорила: «Да у тебя не получится», «Да ты не сумеешь!» И я привыкла оставаться в тени. Сейчас я вышла после декретного отпуска на работу и вижу, что коллеги вокруг – сплошь молодые, дерзкие, уверенные в себе. Они не то что не дадут мне продвинуться хотя бы на пару ступенек в карьере, как бы совсем не затоптали.

Кристина Ф., Петрозаводск

Еще не известно, что лучше: жить, сомневаясь в себе, или быть уверенным, что «я достоин самого лучшего». Человек с завышенной самооценкой внутри так же хрупок, как и тот, кто не слишком высоко себя ценит. Ведь стоит этим «молодым и дерзким» попасть в ситуацию, где их не будут считать «самыми-самыми», вся картина мира для них разрушится. Так что комплекс превосходства ничем не лучше комплекса неполноценности.

Наиболее известные в мире люди добились успеха не потому, что нравились себе, а потому что оказались наиболее компетентными в своей области. Известный психолог Уильям Джеймс вывел формулу самоуважения. Он представил ее в виде дроби, где вверху реальные достижения, внизу – амбиции. Самый надежный способ повысить самоуважение – это добиваться настоящих успехов и не завышать свои притязания. Если вы будете раздувать самооценку, это приведет к неврозу, а не к взлету карьеры.

Самый надежный путь к успеху: повышать свое профессиональное мастерство и становиться незаменимой в своем деле. А уметь высоко ценить окружающих, иногда даже занижая собственную самооценку, оказывает человеку большую услугу, чем беспрекословная уверенность в себе.

Роль «Я-концепции» в формировании имиджа. Формула самооценки Джеймса. Четыре мини-технологии самопрезентации. Приёмы создания внешнего облика телеведущего. Социально-психологические механизмы влияния массовой коммуникации на групповое и массовое сознание.

Соглашение об использовании материалов сайта

Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Средства массовой коммуникации как фактор социализации и результат воздействия на сознание аудитории. Результаты воздействия массовых коммуникаций. Средства массовой информации и информационные потребности. Манипуляция в средствах массовой коммуникации.

Понятие и сущность массовой коммуникации, ее основные виды и функции. Роль средств массовой коммуникации в формировании личности. Особенности влияния негативной информации на психическое здоровье детей. Манипуляция в средствах массовой коммуникации.

Внешние и внутренние факторы формирования имиджа. Формирование внешнего облика студента. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. Психологические особенности имидж-профиля студентов вуза. Принципы и технологии формирования имиджа.

Понятие и сущность массовых коммуникаций. Основные психологические характеристики массовой коммуникации. Распространение информации с целью воздействия на мнение и поведение людей. Эффекты массовой коммуникации — исследования, периодизация и типология.

Структура больших социальных групп, их виды и социально-психологические механизмы: групповое сознание, обычаи, традиции, заражение, внушение. Публика и масса как субъекты внегруппового поведения. Основные социально-психологические механизмы общения.

Имидж — вид психического образа, фактор продуктивной политической коммуникации. История формирования имиджа политического лидера, современные исследования. Составляющие аспекты политического имиджа: концептуальный, интерактивный, лидерский, атрибутивный.

Способность организовывать общественное мнение как одна из основных функций массовой коммуникации. Влияние материалов сексуального характера в средствах массовой коммуникации (СМК). Эмоциональные и другие последствия сообщений СМК с элементами агрессии.

Сознание человека: понятие, история, сущность. Массовое сознание: понятие, способы формирования. Современные средства массовой информации: понятие, история развития, основные виды и функции. Главные проблемы манипулирования массовым сознанием.

Специфика и тенденции массовой культуры, анализ ее основных аспектов. Понятие массовой культуры и ее структура, проблемные аспекты влияния средств массовых коммуникаций на сознание подрастающего поколения. Опасность информационных средств для школьников.

Феномен массового сознания и его специфические черты. Психологическое воздействие на сознание аудитории через формирование общественного мнения. Методы и механизмы пропагандистского поведения, использование подражания. Сущность общественного мнения.

Теория личности Уильяма Джеймса

Уильям Джеймс (William James) — американский психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма.

По мнению американского психолога Уильяма Джеймса, человек обладает непрерывным мышлением и селективным сознанием. Под селективностью он понимал то, что наше сознание всегда интересуется одной частью предмета больше, нежели другой. Именно такой психологический механизм лежит в основе нашего внимания и формирования привычек.

Прежде чем опыт будет пережит, ему нужно уделить внимание. Мой опыт — это то, на что я согласился обратить свое внимание. Мое мышление и ум формирует то, что я заметил.

Привычка это автоматический ответ на усвоенный опыт. Привычка отличается от инстинкта тем, что может сознательно изменяться.

У. Джеймс постулирует, что вся наша жизнь — это сумма привычек: практических, интеллектуальных, ментальных. Привычек, организованных в систему и, на определенном уровне, формирующих нашу судьбу.

Прежде чем человек примет какой-либо опыт или идею, необходимо выполнение двух критериев, двух видов потребностей:

  • Во-первых, теория должна быть интеллектуально воспринимаемой, то есть логически гладкой.
  • Во-вторых, опыт должен быть эмоционально приемлемым, побуждать нас думать и действовать удовлетворительным и допустимым для нас способом.
  • Чувство рационального — это эмоциональная нагрузка, сопровождаемая оцениваемую идею прежде, чем мы принимаем или не принимаем ее.

    О чем бы не думал человек, в то же время он всегда, в той или иной степени, будет осознавать самого себя, свое личное существование. Это осознание участвует в принятии жизненно важных решений в каждую минуту времени. Осознаваемая информация является частью нашей личности и не может рассматриваться отдельно от опыта человека.

    Составные элементы личности

    • Физическая личность — это наши части тела, одежда, семья (отец, мать, жена, дети), дом, произведения кровного труда.
    • Социальная личность — все люди имеют прирожденную склонность производить впечатление и обращать на себя внимание других. Человек поддерживает и воспринимает столько социальных личностей, сколько признают в нем окружающие его люди. Мы совершенно разные перед родителями дома и сверстниками на дискотеке.
    • Духовная личность — это объединение отдельных состояний сознания, некоторых духовных свойств и способностей.
    • Формула личности по У. Джеймсу

      Сознание есть познание, а это и отношение, и поведение.

      84. Непроизвольное перемещение с основной деятельности на незначимые объекты называется.

      85. Особенность мышления, проявляющаяся в возможности привлечения для решения данной задачи знаний из различных областей — это.

      86. Отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира называется.

      87. Отражение в сознании изменений положения, которое объекты занимают в пространстве, есть.

      88. Отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым, называется

      89. Ощущение возникает на. стадии развития психики.

      90. Ощущением называется психический процесс, состоящий в.

      — обобщенном отражении предметов и явлений материального мира

      — целостном отражении объектов окружающего мира

      — опосредованном отражении отдельных свойств физического мира

      отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира

      91. Перечислены признаки: 1) признак сходства 2) признак контраста 3) признак пространственно-временных отношений 4) признак причинно-следственных отношений. Ассоциация — это связь между психическими явлениями по признакам

      92. По характеру решаемых задач выделяется. мышление.

      — дискурсивное и интуитивное

      — предметно-действенное и наглядно-образное

      — творческое и воспроизводящее

      теоретическое и практическое

      93. Понятия представляют собой.

      — форму мышления, в которой через слово отражается смысл рассматриваемого явления

      — выделенное из одного или нескольких суждений новое понятие

      — основную форму мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности

      отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления

      94. Свойство внимания, проявляющееся в скорости перевода его с одного объекта на другой — это.

      95. Свойство восприятия, проявляющееся в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими — это.

      96. Свойство речи, характеризующееся объёмом выраженных в ней мыслей, обеспечивающееся подготовленностью говорящего — это.

      97. Сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется. порогом.

      98. Система основных требований к организации педагогического процесса объединяет его.

      99. Следующее определение внимания: «Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других» принадлежит.

      100. Соединение несоединимых в реальности качеств, свойств и частей предметов называется.

      101. Создаваемые в воображении образы желаемого, которые не противоречат реальной действительности и могут быть осуществлены — это.

      102. Создаваемые в воображении образы и мысли, несбыточные, противоречащие действительности — это.

      102. Сознательно воспринять предмет — это значит.

      — воспринять предмет или явление, находясь в сознании. т.е осознавая факт своего восприятия этого предмета

      — воспринять предмет под углом зрения потребностей

      отнести воспринятый предмет к определенной группе классу предметов, обобщить его в слове

      103. Сосредоточенность и направленность сознания на реальном или идеальном объекте при одновременном отвлечении от всего остального называется.

      104. Суждения могут быть.

      — индуктивными и дедуктивными — конкретными и абстрактными

      — прямыми и косвенными — истинными и ложными, общими.

      частными и единичными

      105. Такие психические явления как память, мышление и речь относятся к.

      106. Творчество — это особый психический процесс, результатом которого являются.

      — высокий уровень умственной активности

      — нахождение искомого результата

      новые материальные и духовные ценности

      107. Типизация как механизм воображения — это.

      — увеличение или уменьшение предмета, а также изменение его отдельных частей

      выделение существенного, повторяющегося в однородных образах

      — «склеивание» различных в повседневной жизни не соединяемых качеств

      — отдельные сливающиеся представления, при которых различия сглаживаются, a черты сходства выступают четко

      108. У людей наблюдаются нарушения восприятия цвета, формы, размера, пространства и времени вследствие.

      109. Условие, обеспечивающее эффективность произвольного запоминания и проявляющееся в чёткой постановке задачи запомнить материал точно, полно и последовательно — это.

      — значимость материала для личности

      — активная мыслительная деятельность

      110. Человек овладевает словесно-логическим, понятийным мышлением в. возрасте.

      111. Эффект Зейгарника — явление, характеризующее влияние на процессы памяти.

      — объема сохраняемой информации — эмоций

      — перерывов в деятельности — незавершенности деятельности

      2. В отечественной психологии личность — это.

      — человек как единичное природное существо- представитель вида

      — субъект деятельности, активный преобразователь окружающего мира

      — человек, характеризующийся своими отличиями от других людей

      человек, развивающийся в обществе, в системе общественных отношений

      3. В центре … проблема становления личности, необходимость творческой самореализации.

      4. Возникновение побуждения и постановка цели, борьба мотивов, принятие решения и исполнение относятся к фазам.

      5. Динамику психической жизни определяет.

      — направленность личности — эмоциональность

      6. Из перечисленных определений соответствует понятию воля следующее.

      — умение тормозить чувства, действия, мысли, мешающие осуществлению принятию решения

      — умение мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей

      — способность контролировать эмоциональную сферу

      сознательное регулирование человеком психики и поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий

      7. Индивидуальность личности — это.

      — психическое свойство человека, определяющее его личный неповторимый тип поведения

      — яркая неповторимая личность, наделенная высокой самооценкой

      — свойство личности, не укладывающееся в ту или иную объяснительную схему

      своеобразие психологических свойств человека

      8. Крайние варианты нормы характера называются.

      9. Личностные свойства, обусловленные социально — это.

      В поисках формулы любви

      С любовью к себе человек не рождается. Между тем психологии известно: чувство это очень важное и во многом определяет наше поведение и отношение к другим людям. Так что же это такое?

    • Любовь к себе дает возможность принимать свои слабости и достоинства, не оценивая их, осознавать свою уникальность, понимая при этом, что ты несовершенен.
    • Уверенность в себе помогает преодолевать жизненные трудности. Она напрямую связана с нашей способностью действовать, принимать решения и быть ответственными за них.
    • Самооценка дает представление о наших возможностях, качествах и месте среди других людей.
    • Точного определения этого чувства нет ни в одном учебнике. Возможно, потому, что долгие годы психология изучала, а психотерапия лечила неудачников, невротиков, людей, неуверенных в себе. А позитивные чувства внимания не привлекали. В результате такие приятные и полезные вещи, как любовь к себе, самоуважение, хорошая самооценка и уверенность в себе, оставались в тени.

      Оценка со знаком «плюс»

      ЛУЧШЕ СМОТРЕТЬ НА СЕБЯ СКВОЗЬ РОЗОВЫЕ ОЧКИ: ТОТ, КТО ОЦЕНИВАЕТ СЕБЯ СЛИШКОМ РЕАЛЬНО, ВСЕГДА ПРЕБЫВАЕТ В СОСТОЯНИИ ЛЕГКОЙ ДЕПРЕССИИ

      Интересно, что те из нас, кто слишком реально оценивает себя, всегда пребывают в состоянии легкой депрессии, а вот уверенно и спокойно ощущает себя тот, кто умеет поддерживать позитивные иллюзии, считает себя, например, более умным или сведущим, чем на самом деле. Американские психиатры Роберт Орнстейн и Дэвид Собель (Robert Ornstein, David Sobel) выяснили: когда о таком человеке говорят, к примеру, что он «скупой», «обаятельный», «властный», «остроумный» или «немного агрессивный», он скорее запомнит слова «со знаком плюс»: «обаятельный», «остроумный» и, возможно, «агрессивный». «Лучше несколько переоценивать себя и немедленно забывать вызывающие беспокойство характеристики, – утверждают исследователи. – Ведь наше представление о себе – всего лишь конструкция разума, и в наших же интересах, чтобы она доставляла нам как можно больше положительных эмоций».

      Какими мы нравимся себе больше?

      Такими, как сегодня, или какими были в прошлом? Психологи канадского университета Ватерлоо Майкл Росс и Энн Уилсон (Michael Ross, Anne Wilson) провели исследование, в котором нашли ответ на этот вопрос. Оказалось, что себя нынешних мы считаем более умными, терпимыми, великодушными. Эти позитивные иллюзии помогают жить, любить себя и тех, кто нам дорог. Благодаря этому психологическому механизму, считают исследователи, мы спокойны и уверены, что стареем не напрасно и что каждый прожитый год – это шаг на пути нашего совершенствования.

      Критическое отношение. У Александра репутация отчаянного критика: во всех он находит и обличает недостатки. В действительности эти обвинения не любящего себя человека – лишь самообвинения. Ненавидеть себя слишком болезненно, он проецирует свои претензии на других и как бы «проветривает» свое раздражение.

      Сверхисполнительность. Переводчица Анна редко встает из-за компьютера раньше полуночи: она бесконечно правит уже готовые страницы, стараясь довести их до совершенства. Впрочем, такова она во всем: Анна старается любую работу выполнить идеально – ей это кажется совершенно необходимым для того, чтобы другие ее любили.

      Абсолютное соглашательство. Один из самых печальных способов устроиться в жизни – принять на себя роль всегда и для всех приятного человека. Такие люди никогда не бывают удовлетворены собой по-настоящему. Компромиссы – их постоянный удел. И все же они предпочитают такое состояние, поскольку альтернатива ему – полное одиночество.

      Преувеличение (хвастовство). 30-летнего Игоря многие считают излишне самоуверенным и самодовольным типом: не только знакомым, но и малознакомым людям он любит обстоятельно и со вкусом рассказывать о своих профессиональных и мужских успехах, завидных бизнес-знакомствах. Он может бесконечно перечислять свои достоинства – настоящие и мнимые. Он старается убедить в них других так навязчиво, что, похоже, убеждает и самого себя. Он думает, что любовь всегда чем-то обусловлена и, демонстрируя себя, словно покупает признание.

      Самоуничижение. Обратная ситуация: человек поддерживает уничижительный образ самого себя. Он надеется, что другие, «пожалев» его, не станут ждать от него слишком многого, удержатся от критики, а возможно, и проникнутся к нему симпатией. Это один из путей приспособиться к внутреннему чувству пустоты.

      Гнев. О 40-летней Зое справедливо говорят, что она способна устроить скандал где и с кем угодно. Но настоящая ее проблема в том, что она недовольна – ни собой, ни своей жизнью. Ощущение собственной неполноценности рождает чувство гнева. Когда гнев направлен на себя, мы чувствуем раздражение и подавленность. Гораздо безболезненнее изливать его на других.

      Цинизм и подозрительность. Марина не верит никому: она скрупулезно проверяет и магазинные чеки, и карманы своего 14-летнего сына. Ее проблема в том, что она проецирует на людей недоверие к самой себе. Нужно ли говорить, что чаще всего она ошибается в своих подозрениях!

      / gosyyy / общая / 19 Психологическая хар-ка воли

      Психологическая характеристика воли. Произвольная и волевая регуляция. Критерии и функции воли. Строение волевого процесса.

      Психологическая характеристика воли.

      Характеристика волевого акта.

      Критерии и функции воли.

      Строение волевого процесса.

      Воля и принятие решений.

      Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с пре­одолением внутренних и внешних препятствий. Воля способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации.

      По Вундту волевой процесс связан с аффективным процессом, однако стоит на одну ступень выше. Область управления аффективным процессом связана с волевым процессом. В основе волевых процессов лежат волевые мотивы, которые складывают из представлений — которые являются основанием – и элемента чувства – побудительная причина воли. (охота волка – вид добычи – основание, голод — чувство).

      По Джеймсу понятие воли явлется основным понятием. Волевая активность есть условие личного выбора, сущность духовного я. Полноценное развитие личности есть воспитание воли. Джеймс определяет волевую регуляцию связывая её с вниманием, определяя её как сочетание внимания – фокусировки сознания, и усилия – преодоления отвлекающих факторов.

      Основные признаки волевого акта:

      а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

      б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

      в) усиленное внимание к поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, по­лучаемого в процессе и в результате его исполне­ния;

      г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на пре­одоление самого себя.

      Волю определяют по трем основным критериям:

      — феноменологическому критерию. Сам человек переживает волевой процесс. Для человека состояние волевого процесса переживается как целенаправленные действия. Как события собственного выбора.

      — Продуктивные критерии воли (исполнительный)

      Оценить присутствие воли можно по результатм действия

      — Внешний критерий воли (поведенческие критерии воли, мышечные усилия, концентрация зрения)

      Волевое действие является осознанным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному сознательному решению;

      Волевое действие есть действие, необходимое по внешним (социальным) или личным причинам, т.е. всегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению;

      Волевое действие имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения (или торможения);

      Волевое действие в итоге обеспечивается дополнительным побуждением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели.

      Произвольная и волевая регуляция.

      Характерные черты произвольных процессов : 1. Произвольная реакция имеет приобретенное жизненное значение (новый смысл); 2. Произвольная реакция всегда является ощущаемой или осознаваемой (произвольно, когда представлено: расширение сосудов и звук, движения детей и сигнал об окончании; 3. Произвольная реакция формируется и проявляется только в ситуации актуальной потребности или жизненной необходимости, средством разрешения которой она является; 4. Произвольная реакция или не является вынужденной и может быть заменена по собственному выбору субъекта на другую с таким же жизненным значением, или (у человека), даже будучи вынужденной, не может намеренно регулироваться по ходу своего осуществления. Произвольный процесс – ощущаемый или осознаваемый процесс с приобретенным новым жизненным значением (смыслом) и направленный на достижение избранного субъектом результата: процесс, начало, окончание, задержка или изменение которого определяется жизненной необходимостью, но не вынуждается ею.

      Волевая регуляция поведения состоит в опти­мальной мобилизованности личности, концентрации активности в необходимом направлении. Возможность произвольно регулировать действие и психические процессы, подчиняя их своим созидательным решениям, также объясняется наличием воли.

      Волевая регуляция поведения и действий – это произвольная регуляция активности человека. Она формируется и развивается под действием контроля за его поведением со стороны общества, а затем – самоконтроля личности.

      Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о ней исходит от личности и в регуляции используется личностные средства.

      По сравнению с произвольным действием волевое обладает всеми чертами произвольного процесса: оно приобретает новый смысл, редко определяется самой ситуацией, развертывается как следствие актуальной социальной необходимости. Отличие волевого действия от произвольного состоит в том, что первое связано с регуляцией смысловых ценностей. Волевая регуляция — последняя стадия в овладении человеком собственными процессами, наивысшим из которых является мотивационный. Волевая регуляция представляет собой произвольную форму мотивационного процесса, направленного на создание социально необходимого действия. Иначе говоря, волевая регуляция — одна из форм произвольной регуляции, заключающаяся в создании дополнительного побуждения на основе произвольной мотивации, которой является самодетерминация .

      Волевым оно становится тогда, когда при недостатке побуждения (или его избытке) оно получает дополнительное побуждение (или торможение) от произвольно построенного процесса мотивации. Т.е. действие переосмысливается: теряя свой изначально утилитарный мотив, оно приобретает новый (дополнительный смысл). Мы поднимаемся на личностный уровень. Мотивы для создания дополнительного побуждения: мотивы компетентности, самоуважения, самооценки, этические, эстетические, идеологические. Необходимость произвольного изменения побудительности к одному из действий задается обществом. Эта общественная необходимость отражается только на уровне личности, т.к. только личность осуществляет себя через социальные отношения.

      Три ступени развития волевой регуляции: 1. Произвольные процессы. Складывающиеся на основе потребностного побуждения (произвольные моменты в поведении животных); 2. Произвольные процессы, формируемые на основе сознательного отражения необходимости и возможности такой регуляции с помощью речевого опосредования (произвольные процессы человека; 3. Волевые процессы как личностный уровень произвольной регуляции.

      В основных теориях воля понимается не как изначально данная человеку способность, а как способность развивающаяся, то возникает вопрос о критериях выявления воли или степени ее развития и об условиях, требующих проявления воли. Четыре типа критерия проявления воли: 1. В волевых действиях; 2. В выборе мотивов и целей; 3. В регуляции внутренних состояний человека, его действии и различных психических процессов; 4. В волевых качествах личности.

      · Выбор мотивов и целей;

      · Регуляция побуждений к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

      · Организация психических процессов в адекватную, выполняемой человеком деятельности систему;

      · Мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленных целей.

      Главную психологическую функцию воли состав­ляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий . Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т.е. дейст­вий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

      Волевые процессы бывают:

      · простыми — не связанными с борьбой мотивов, колебаниями при выбо­ре цели, способов ее реализации;

      · сложными — если человек достаточно долго не может определиться в целях, способах, результатах и

      состо­ит из двух этапов:

      · подготовительного — намерение, осознание цели, принятие решения, выбор средств и методов;

      · исполнительного — реализация поставленной цели.

      Механизм волевой регуляции: намеренное изменение смысла действия (трудовая деятельность: многие действия не имеют прямого отношения к мотиву деятельности, но на основе смысла, как отношении цели действия к мотиву деятельности они получают жизнь в проявлениях человека). Изменение смысла: 1. Через переоценку значимости мотива или предмета потребности; 2. Через изменение роли, позиции человека; 3. Через предвидение и переживание последствий действия или отказа от его осуществления. Волевая регуляция не нужна там, где имеется актуально переживаемая потребность, обеспечивающая побуждение к действию, где действие для человека имеет определенный положительный смысл. Необходимость волевой регуляции появляется в тех случаях, когда: 1. Принятое по социальной необходимости или по собственным ценностным установкам действие не связано с актуально переживаемой потребностью и тем самым не имеет достаточного побуждения; 2. Осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддержание необходимого побуждения к нему; 3. Необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью.

      Типы решимости по Джеймсу.

      Рас­сматривая процесс принятия решения, У. Джемс выделял несколько типов реши­тельности.

      Разумная решимость проявляется тогда, когда противодействующие моти­вы начинают понемногу угасать.

      Если колебание и нерешительность слишком затянулись, может наступить момент, когда человек скорее готов принять неверное решение, чем не принимать никакого.

      Желая избежать неприятного ощу­щения нерешительности, человек начинает действовать как бы автоматиче­ски, то, что будет потом, в данный мо­мент его не заботит.

      Случаи нравственного пере­рождения, пробуждения совести и т. д. В данном случае прекращение внут­реннего колебания происходит из-за изменения шкалы ценностей.

      Человек, не имея ни каких оснований, считает более предпочтительным определенный образ действий. Он усиливает мотив с помощью воли. Функции разума здесь выполняет воля.

      Формула любви к себе

      Формулу любви впервые пытался вывести в конце XIX века американский философ и психолог Уильям Джеймс (William James). В работе «Принципы психологии» он описал «формулу любви к себе», или «формулу самооценки», – для него эти понятия были синонимами. Формула – это дробь, в числителе которой наши достижения, а в знаменателе – притязания, то есть цели, которые мы ставим перед собой. Когда дробь меньше единицы, мы чувствуем себя неудачниками, когда больше или равна ей – удовлетворены собой, любим себя. По Джеймсу, любовь к себе – это чувство, которое возникает при небольшой разнице между нашими притязаниями и реальными достижениями. Его формула и сегодня остается единственной удачной попыткой определить это чувство. Попробуем рассмотреть и описать его немного подробнее.

      — Любовь к себе дает возможность принимать свои слабости и достоинства, не оценивая их, осознавать свою уникальность, понимая при этом, что ты несовершенен.

      — Уверенность в себе помогает преодолевать жизненные трудности. Она напрямую связана с нашей способностью действовать, принимать решения и быть ответственными за них.

      — Самооценка дает представление о наших возможностях, качествах и месте среди других людей.

      Вообще любовь к себе – это источник чувства самоуважения, основа нашей самооценки. Когда она чрезмерно низка, возникают самообвинения, неуверенность в себе, комплекс неполноценности. Когда самооценка слишком завышена, а расхождение между притязаниями и реальными возможностями огромно, наше поведение становится неадекватным, нас преследуют эмоциональные срывы, чувство беспокойства.

      Интересно, что те из нас, кто слишком реально оценивает себя, всегда пребывают в состоянии легкой депрессии, а вот уверенно и спокойно ощущает себя тот, кто умеет поддерживать позитивные иллюзии, считает себя, например, более умным или сведущим, чем на самом деле.

      Понять, что такое любовь к себе, можно и от обратного. Что происходит с человеком, когда он себя не любит? Как складывается его жизнь, что он чувствует? «Как правило, такие люди небрежны в отношении своей внешности, склонны к самобичеванию: когда их обижают или обманывают, они думают, что заслужили это, – рассказывает экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. – Они не занимаются своим здоровьем, не берут больничный, потому что уверены: заботиться о себе бессмысленно для такого человека, как я. Они без интереса относятся к работе, думая, что другого им просто не остается: ведь в жизни ничего приятного и интересного для них не происходит. Они уверены, что у них нет права на счастье, и потому живут, просто обеспечивая себе сносное существование, не приносящее особого удовлетворения». По мнению психотерапевта Татьяны Бедник, есть несколько явных признаков нелюбви к себе.

      Какими мы нравимся себе больше?

      Находясь в состоянии внутреннего конфликта с собой, мы бессознательно ищем механизмы психологической защиты, пытаемся противостоять враждебному миру или защититься от него. Но такая стратегия жизни лишь усугубляет проблему. У человека, который любит себя, доверяет себе, нет необходимости нападать или прятаться: спокойная уверенность дает возможность жить в мире с собой и другими.

      Тест Будасси С.А. на самооценку позволяет провести исследование самооценки личности, измеряемое количественно. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

      Психодиагностика самосознания, самоотношения, самооценки направлена на изучение и оценку представления о себе. “Я-концепция”, которая есть сумма “Я-реального” и “Я-идеального”, важный фактор формирования, выбора того или иного типа поведения человека. Которое во многом определяет направление его деятельности, поступки, совершаемые во всех сферах жизни, при контактах с людьми.

      Анализ "Я-образа" позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют значительную часть его представлений о себе - его "Я-концепцию". Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится причиной его перманентного самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно осознанно. Некоторые аспекты "Я-образа" оказываются ускользающими от сознания, неосознанными, бессознательными. Данный тест позволяет их выявить.

      Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика Будасси исследования Я-концепции:

      Инструкция.

      Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее “мой идеал”) в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

      Тестовый материал.

      1. Аккуратность

      17. Легковерие

      33. Педантичность

      2. Беспечность

      18. Медлительность

      34. Радушие

      3. Вдумчивость

      19. Мечтательность

      35. Развязность

      4. Восприимчивость

      20. Мнительность

      36. Рассудительность

      5. Вспыльчивость

      21. Мстительность

      37. Самокритичность

      6. Гордость

      22. Надежность

      38. Сдержанность

      7. Грубость

      23. Настойчивость

      39. Справедливость

      8. Гуманность

      24. Нежность

      40. Сострадание

      9. Доброта

      25. Нерешительность

      41. Стыдливость

      10. Жизнерадостность

      26. Несдержанность

      42. Практичность

      11. Заботливость

      27. Обаяние

      43. Трудолюбие

      12. Завистливость

      28. Обидчивость

      44. Трусость

      13.Застенчивость

      29. Осторожность

      45. Убежденность

      14. Злопамятность

      30. Отзывчивость

      46. Увлеченность

      15. Искренность

      31. Подозрительность

      47. Черствость

      32. Принципиальность

      48. Эгоизм

      Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d 1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними - наименее желательные, отрицательные (20-й ранг - наиболее привлекательное качество, 19-й - менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.

      Протокол исследования

      Номер ранга
      эталона d 1

      Свойства личности

      Номер ранга
      субъекта d 2

      Разность
      рангов D

      Квадрат разности
      рангов d 2

      Σ d 2 =

      Из отобранных Вами ранее свойств личности постройте субъективный ряд d 2 , в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг - качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й - качество, характерное для Вас несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол исследования.

      Обработка результатов

      Цель обработки результатов - определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления “Я идеальное” и “Я реальное”. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d 1 - d 2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d 1 - d 2) 2 и записать результат в колонке d 2 . Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов Σ d 2 и внесите ее в формулу

      r = l - 0,00075 x Σ d 2 ,
      где r - коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).

      Ключ к тесту Будасси на самооценку.

      Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном. Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 - свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г от +0,39 до +0,89, как тенденция к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от -0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к -1, тем больше степень несоответствия.

      В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между "Я идеальным" и "Я реальным". Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении.

      Процесс самооценивания может происходить двумя путями:

      1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и

      2) путем сравнения себя с другими людьми.

      Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

      Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную положительную самооценку можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая или заниженная самооценка, наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

      В процессе формирования Самооценки важную роль играет сопоставление образов реального Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек "малоэффективно" преодолевает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

      Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

      Интерпретация результатов

      Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки, используя для этого таблицу.

      Индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки

      Уровни выраженности
      показателей самооценки

      Проявления самооценки

      в обыденном поведении

      в общении (межличностном: в семье, на работе и т.д.)

      в учебной (профессиональной) деятельности

      От 4 - 1,0 до + 0,85

      Самооценка высокая
      Неадекватная

      От + 0,84 до + 0,53

      Самооценка высокая
      Адекватная

      От + 0,52 до -0,1

      Самооценка средняя
      Адекватная

      От -0,09 до -0,32

      Самооценка низкая
      Адекватная

      От -0,33 до -1,0

      Самооценка низкая
      Неадекватная

      Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки

      Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не всегда соответствующий их возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают самоуверенность и отказ себе в праве на ошибки. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу, что может стать причиной отсутствия любого самоконтроля, а это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.

      Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, “комплекс неполноценности’’. Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.

      Неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т. д.

      Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовразвития затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат, но в любом случае она возможна и необходима, потому что значительно повышает качество жизни.

      Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и то, что на первый взгляд кажется недостатком. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно относится к своим возможным ошибкам. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать решения, последовательно их реализовывать.

      Уверенный человек спокойно и конструктивно относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы по возможности не повторить их вновь.

      Развивать у себя адекватную самооценку можно на основе самопознания.

      Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и успешно заниматься саморазвитием.

      5 Rating 5.00 (3 Votes)